12.2. Характеристика формальных групп в организации

banner opt

12.2. Характеристика формальных групп в организации

В любой социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами. Их главной функцией является выполнение конкретных задач и достижение цели организации, а отношения между людьми регулируются разного рода нормативными документами, законами, постановлениями и приказами. В любой организации функционирует большое количество формальных групп. Теория и практика менеджмента предлагает разнообразные виды формальных групп:

1) рабочая (целевая) группа — группа внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей, проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы, образующие организацию как систему. Задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом;

2) руководящая (командная) группа — группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад;

3) комитет — группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления, так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называют комиссиями или советами;

Выделяют два вида комитетов:

1) постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической;

Чаще всего постоянные комитеты используются для предоставления организации консультаций по вопросам первостепенной важности. Наиболее часто приводимый пример — это совет директоров или правления фирмы. Совет директоров может быть поделен на постоянные комитеты, такие как ревизионная комиссия, финансовая комиссия и исполнительный комитет. Президенту большой компании часто бывают подчинены такие комитеты, как комиссия по выработке политики, группа планирования, комиссия по рассмотрению жалоб сотрудников и др.

На более низких уровнях организации комитеты могут быть образованы для таких целей, как снижение себестоимости, совершенствование технологии и организации производства, решение социальных вопросов или улучшение коммуникаций между подразделениями.

2) специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи.

Например, руководитель отделения банка может образовать специальный комитет для выявления проблем в обслуживание клиентов.

Особенностью функционирования комитетов в организации является групповой характер принятия решений, эффективность которого определяется рядом преимуществ перед индивидуальной деятельностью, среди которых можно выделить:

1) принятие интегрированных, совместных решений;

2) увеличение числа альтернатив принятия решений;

3) развитие горизонтальных коммуникаций;

4) удовлетворение вторичных потребностей работников, являющихся членами создаваемых комитетов;

5) рост интеллектуального уровня сотрудников;

6) формирование организационной культуры предприятия;

7) привлечение сотрудников к управлению организации.

Вместе с тем комитетам присущи и недостатки. Так, например, многие ученые считают, что применение комитетов следует ограничить только чрезвычайными ситуациями, поскольку для регулярного менеджмента они слишком чувствительны. Это связано с тем, что функционирование комитетов вызывает определенные проблемы, к которым можно отнести:

1) разделенная ответственность;

2) финансовые затраты;

3) замедленное принятие и выполнение решений;

4) Большую численность работников;

5) Групповой конформизм.

Прибегать к групповой форме принятия решений исследователи менеджмента советуют, если группа может выполнить эту работу лучше, чем один руководитель. Ученые приводят ситуации, когда управление с помощью групп может быть предпочтительнее:

1) в случае если проблема требует большого опыта или нестандартного решения в какой-то определенной области и необходима консультативная помощь специалистов для принятия решений;

2) когда предлагаемое решение является непопулярным, то использование метода группового решения будет способствовать ослаблению недовольства и сопротивления организации;

3) в случае если нецелесообразно сосредотачивать власть в руках одного руководителя, использование комитетов поможет распределить полномочия между несколькими лидерами.

Формальные группы всех видов могут создаваться во всех организациях: правительственных, религиозных, коммерческих учреждениях. Они реализуют вспомогательные, совещательные, координационные, информационные функции и могут наделяться правом принятии окончательного решения.

Для большинства традиционных организаций создаваемые формальные группы являются официальным средством горизонтального общения и способствуют формированию горизонтальных коммуникаций. Руководство организации делегирует формальной группе полномочия таким же образом, как и отдельному лицу. При этом, как и должностные лица, эти группы должны отчитываться в выполнении порученных им заданий перед тем, кто делегировал им полномочия. Формальные группы могут обладать линейными или штабными полномочиями.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.


  • Общая информация

    Оглавление

    Предисловие

    Введение

    Менеджмент организации: основные понятия

    Становление и развитие теории и практики менеджмента

    Организация как объект управления

    Организационные отношения в управлении

    Организация: построение структуры управления

    Стратегическое планирование

    Коммуникации в управлении организацией

    Управленческие решения в организации

    Мотивация деятельности в организации

    Осуществление контроля в организации

    Лидерство в организации

    Человек в организации

    Управление конфликтом в организации

    Менеджмент подсистем в организации

    Рекомендуемая литература