12.5. Повышение эффективности деятельности групп в организации

banner opt

12.5. Повышение эффективности деятельности групп в организации

Целью любого управленческого воздействия на функционирование группы является повышение эффективности ее деятельности, которая оценивается большим количеством факторов. Российский ученый Э. Уткин, выделил следующие группы факторов:

• структурные факторы: величина группы, иерархия, коммуникации в группе и организации;

• независимые факторы: физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами;

• переменные факторы: характер задачи, степень сложности задачи, условия решения;

• мотивационные факторы: мотивация членов группы, групповая мотивация, состояние окружающей группу среды, атмосфера в коллективе;

• промежуточные факторы: стиль руководства, взаимоотношения между членами группы и группами в организации, распределение ролей, характер процесса принятия решений (психологический климат).

Кроме того, анализируя деятельность группы, следует учитывать воздействие внешнего окружения.

В качестве основных способов повышения эффективности деятельности группы в организации можно предложить следующее:

• наличие сильного лидера группы, заинтересованного в успехе дела и способного оказывать влияние на организационное поведение сотрудников;

• оптимальные размеры группы, обусловленные производственной необходимостью и рекомендациями психологов и социологов;

• рациональная и социальная структура группы, которая складывается из статусно-ролевых отношений, профессионально-квалификационной структуры, поло-возрастного состава;

• формулировка четких целей группы в рамках организации, при которой каждый член группы должен знать, к каким результатам следует стремиться и в виде чего они будут выражены;

• создание благоприятного социально-психологического климата, характеризующегося здоровой критикой, свободным обсуждением идей, низкой конфликтностью, сотрудничеством и взаимопомощью;

• снижение уровня группового конформизма.

Важным в повышении эффективности деятельности групп является формирование организационной культуры фирмы, в которой будут проявляться: философия и идеология управления, ценностные ориентации, ожидание, групповые нормы, лежащие в основе характера отношений и взаимодействий как в целом по организации, так и каждой ее группе.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.


  • Общая информация

    Оглавление

    Предисловие

    Введение

    Менеджмент организации: основные понятия

    Становление и развитие теории и практики менеджмента

    Организация как объект управления

    Организационные отношения в управлении

    Организация: построение структуры управления

    Стратегическое планирование

    Коммуникации в управлении организацией

    Управленческие решения в организации

    Мотивация деятельности в организации

    Осуществление контроля в организации

    Лидерство в организации

    Человек в организации

    Управление конфликтом в организации

    Менеджмент подсистем в организации

    Рекомендуемая литература