12.1. Научные основы исследования малых групп

banner opt

12.1. Научные основы исследования малых групп

There is no translation available.

В жизни людей существует большое количество разнообразных общностей. В зависимости от своих размеров они разбиты на четыре категории:

1) мегагруппы (всемирные движения, религии);

2) макрогруппы (классы, слои, профессиональные группы);

3) микрогруппы (семья, бригада, отдел);

4) суб-микрогруппы (дуэт, трио, квартет).

Объектом изучения теории управления персоналом являются микрогруппы, или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Существует большое количество причин вступления людей в малые группы. Эти причины можно сгруппировать в три блока: организационно-производственные, материальные и социально-психологические (табл. 12.1.1).

Таблица 12.1.1

Причины вступления людей в малые группы

Организационно-производственные причины Материальные причины Социально-психологические причины
Осуществление целей организации Потребность в материальных средствах Потребность в самоутверждении, престиж
Компетентность руководителя Возможность получить профессию, повысить квалификацию Общие интересы, увлечение, цели
Заинтересованность деятельностью Улучшение жилищно-бытовых условий Получение защиты и безопасности
Режим труда, условия и место расположения работы Получение выгоды (льготы, служебное положение) Взаимопомощь и поддержка
Объективные причины (перевод, назначение) Социальная помощь Эмоциональные контакты, общение

 

Несмотря на то, что некоторые из микрогрупп возникли еще в древности, их начали изучать лишь в XX в.

Интерес к изучению малой группы объясняется тем, что малая группа является первичной средой, в которой развивается личность. С первых дней своей жизни человек через малые группы получает информацию о внешнем мире, а в дальнейшем через них организует свою трудовую деятельность. Большинство из нас в любой период своей жизни принадлежит к пяти-шести таким группам в семье, школе, на работе и в обществе. Эти группы являются строительными блоками организации.

Сегодня интерес к малым группам чрезвычайно высок в связи с их практической важностью. Необходимость найти резервы интенсификации различных видов совместной трудовой деятельности в промышленности, воинских подразделениях и т. п. оптимальные методы управления коллективной деятельностью людей послужила одной из главных причин систематического изучения феномена малой группы. Не случайно, что в настоящее время не менее трех четвертей всех исследований по малым группам в США финансируется промышленными корпорациями и военными ведомствами. Необходимость изучения вопросов групповой динамики в менеджменте обусловлена тем влиянием, которое оказывают группы на организацию и достижение ею поставленных целей. Понимание того, что социальные факторы и групповая динамика, как их выражение, имеют большое значение для роста производительности труда, пришло не сразу. Толчком к изучению этих процессов послужили Хотгорнские эксперименты американского социолога Э. Мэйо. Основное влияние этого эксперимента на теорию управления заключалось в том, что он представил доказательства необходимости учета социальных взаимоотношений между сотрудниками.

Именно поэтому малая группа является объектом разных областей человеческого познания. Такая область менеджмента, как управление персоналом, учитывая психологические и социальные факторы, разрабатывает методы и принципы управления малыми группами с целью повышения эффективности трудовой деятельности, рассматривает проблемы численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, структуры малой группы, стиля управления, взаимоотношений в трудовых коллективах.

Ниже перечислены основные характеристики малой группы.

Размер — количественный состав группы. Теоретики управления посвятили много времени определению оптимального размера группы. Некоторые исследователи утверждают, что малая группа начинается с диады. Авторы школы административного управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой и составлять 3—9 человек. Исследования показывают, что группы, насчитывающие 5—11 человек, обычно принимают более точные решения, чем те которые выходят за эти пределы численности. По мере увеличения численности группы, общение между ее членами усложняется и становится более трудным в достижении согласия по вопросам, связанными с деятельностью организации. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к неформальному разделению группы.

Композиция — характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородным, то есть люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу входят индивидуально очень разные люди, то композиция будет гетерогенной. Группы, собранные из непохожих личностей, при решении многих вопросов дают большую эффективность, чем группы собранные из людей с одинаковой точкой зрения.

Позиция члена группы — понятие, обозначающее официальное положение человека в какой-то подсистеме отношений.

Статус — реальное положение человека в системе групповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека — личное субъективное восприятие им собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы.

Статус человека и его личное восприятие не всегда совпадают.

Роль — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно.

Конформизм (приспособленчество) — психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного мнения, свойственного группе, мера «подчинения» индивида групповому давлению.

Социально-психологический климат — нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Это та атмосфера, которая окружает человека на рабочем месте.

Психологический климат затрагивает интересы каждого члена группы и возникает под воздействием совместной деятельности и организационно-управленческих факторов.

Управление социально-психологическим климатом происходит на основе воздействия менеджера на его показатели: характер конфликтов в группе, готовность членов группы к общению, структура взаимоотношений, уровень критики и самокритики в группе, стабильность группы и условия адаптации в них молодых кадров.

Каналы коммуникаций — структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией.

Групповые нормы — совокупность неписаных правил и требований, стандартов поведения, которых придерживаются члены группы.

Нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа. Нормы направлены на то, чтобы подсказать членам группы, какое поведение и какая работа, ожидается от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии согласования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным группам. При этом в организации нормы могут иметь положительный и отрицательный характер.

В ходе развития группы нормы могут изменяться, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций. Однако без их согласованности не может быть организованной активности.

Нормы можно разделить на две категории: а) нормы, которые изначально задает руководитель группы; б) нормы, выработанные группой.

Для того чтобы выполнялись нормы, предложенные руководителем, ему зачастую требуется прилагать особые усилия. В противоположность этому нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.


  • Общая информация

    Оглавление

    Предисловие

    Введение

    Менеджмент организации: основные понятия

    Становление и развитие теории и практики менеджмента

    Организация как объект управления

    Организационные отношения в управлении

    Организация: построение структуры управления

    Стратегическое планирование

    Коммуникации в управлении организацией

    Управленческие решения в организации

    Мотивация деятельности в организации

    Осуществление контроля в организации

    Лидерство в организации

    Человек в организации

    Управление конфликтом в организации

    Менеджмент подсистем в организации

    Рекомендуемая литература