ЗАКЛЮЧЕНИЕ

There is no translation available.

Формирование регионального бренда – весьма сложный, но необходимый в современных условиях усиления глобальной конкуренции процесс. Бренд региона представляет собой некий продукт, являющийся результатом умственного и сознательного процесса организации общественного проектирования. Брендирование – деятельность по созданию особенного, неповторимого образа территории, выстраиваемого с учетом ее позитивных качеств, а также по продвижению бренда целевым аудиториям, мониторингу отношения к нему.

Деятельность по созданию регионального бренда предполагает разработку его концепции, анализ особенностей и возможностей территории, формулировку бренд-платформы. При этом учитывается состояние производственного, финансово-экономического, человеческого и социального потенциала территории. Создание и реализация бренда подтверждает амбициозность территории, ее готовность к реализации проектных инициатив, стимулируя трансформацию внешней среды в потенциально конкурентоспособную.

Внутренние и внешние региональные возможности предопределяют позиции региона на целевых рынках относительно конкурентных территорий. Основным результатом этого является то, что деятельность по формированию бренда стимулирует инвестиционную и торговую активность рыночных субъектов региона, проведение сертификации. Так, например, произошло в Ростовской области, где по инициативе губернатора создана система добровольной сертификации «Сделано на Дону». Важным представляется также то, что такая деятельность способствует поддержанию позитивного имиджа и устойчивой благоприятной репутации.

Экономика ценностей, которая может служить основой концепции регионального бренда, – это продукт, сочетающий в себе уникальность стратегических, культурных, политических процессов, традиций и исторических событий, результатом обобщения и оценки которых является бренд. Применение экономики ценностей позволяет выстраивать позитивный имидж территории, использовать это преимущество в процессе брендирования.

Учитывая то, что имидж территории – это визуальное изображение, возникающее на ассоциативном уровне, несущее в себе скрытой толчок к повышению конкурентоспособности региона, правомерно утверждение, что позитивный имидж способствует признанию бренда данной территории, формированию благоприятных ассоциаций. Создание территориального бренда является выходом из «зоны комфорта», необходимым для достижения устойчивого положения в экономическом пространстве страны и мира.

Продвижение созданного позитивного бренда региона ориентировано на целевые аудитории: инвесторов, бизнесменов, намеривающихся разместить свой бизнес в конкретном регионе, постоянно проживающее в регионе население, а также приезжих, туристов. Особое значение имеют аудитории, сформировавшиеся за пределами региона, покупающих товары, производимые в местах своего происхождения.

Брендирование на территории России носит нововведенческий характер. Совокупность экономических, социально-культурных и политико-идеологических факторов позволяет объединить интересы различных групп, при этом изменяя в лучшую сторону региональную политику в целом. Построение позитивного и эффективно развиваемого имиджа невозможно без выделения конкурентных преимуществ территории, которые базируются на характерных особенностях страны (региона).

В процесс брендирования в последние годы включилась и Ростовская область. Успешность формирования позитивного имиджа и сильного бренда области определяется выбором наиболее перспективных для нее вариантов развития, верно расставленных акцентов, расширением экономического сотрудничества не только с регионами России, но и другими странами с целью продвижения формируемого регионального бренда.

В области сосредоточены значительные человеческие, материально-технические, земельные, рекреационные, логистические, научно-образовательные, культурные и другие ресурсы, позволяющие серьезно подойти к формированию бренда и его выведению на общероссийский, а затем и глобальный уровни. Это открывает перспективы лояльного отношения инвесторов, предпринимательской элиты, заинтересованных бизнеспартнеров, туристов и других целевых аудиторий. Для реализации продуманной экономической политики по созданию бренда, в полной мере отражающего особенности и преимущества территории, уже имеющий место в прошлом опыт брендирования Ростовской области является благоприятной основой для активных действий как администрации, так и инновационно-ориентированных бизнес-структур и общественных организация и движений.

Особое место в брендировании области занимают товары, наделенные брендом «Сделано на Дону». Проводимая сертификация стимулирует инвестиционную привлекательность территории посредством реального использования «дивидендов» от известных донских брендов, что может служить потенциалом для роста не только репутационной активности, но и качества жизни населения, проживающего на данной территории. Процесс брендирования целесообразно продолжать в направлении утверждения на областном уровне символики, отражающей существо бренда. Динамику продвижения бренда должно обеспечить доведение его до органов управления, заинтересованных групп населения, молодежных аудиторий, творческих коллективов и др. Важным представляется проведение, в том числе и с участием Торгово-промышленной палаты области, активных PR, информационных, рекламных и других кампаний, различных акций, извещающих общественность о региональном бренде, преимуществах компаний – производителей сертифицированной продукции с брендом «Сделано на Дону» и т. д.

В процессе наращивания потенциала бренда Ростовской области и его усиления основную роль играют предприятия, чья продукция известна за пределами региона. На данный момент эти субъекты бизнеса представляют собой отдельные бренды, поддерживающие позитивный и эффективный имидж региона. Для них представляется необходимым реализовывать товарную политику, обеспечивающую не только продвижение товаров, наделенных донским брендом, но и стимулирующую наращивание их производства, расширение ассортимента, а также ориентированную на региональный бренд сбытовую и коммуникационную политику.

Современная социально-экономическая ситуация не дает полной гарантии и уверенности в том, что изменение стратегии позиционирования регионов принесет положительные результаты в кратчайшие сроки. Для эффективного действия конвенционная политика должна быть реализована на территории всей страны. Это позволит избежать распространения манипуляционной политики, которая может вызвать разрушительные последствия.

Ребрендинг, который нередко используют регионы (в том числе и в мировой практике), способен изменить представление о регионе (городе) в целом. Несмотря на определенную дороговизну этот процесс пользуется популярностью в некоторых странах (регионах). Он должен проводиться командой опытных маркетологов, что позволит свести материальные и временные затраты к минимуму.

_______________________________________________________________

Выходные данные монографии:

Н.П. Кетова, Е.Д. Тасина, В.Н.Овчинников Формирование позитивного бренда региона: учет особенностей периферийных территорий, маркетинговый механизм реализации / Н.П. Кетова, Е.Д. Тасина, В.Н.Овчинников - Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2015. - 96 с. : ил.

Вернуться к оглавлению монографии "Формирование позитивного бренда региона: учет особенностей периферийных территорий, маркетинговый механизм реализации".

Tagged under