Глоссарий

banner opt

Глоссарий

There is no translation available.

Асинхронное обучение - формы учебной телекоммуникации, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу не одновременно со всеми, а в удобное для него время. Обмен сообщениями происходит путем их взаимной пересылки, например, по электронной почте.

Аутентификация - проверка идентичности пользователя.

База данных (БД) - поименованная, целостная, взаимосвязанная, единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных; это - упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ.

База знаний (БЗ) - формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

Безопасность (технологическая) - система методов и средств предотвращения и выявления непредумышленных угроз безопасности функционирования при случайных, дестабилизирующих воздействиях и отсутствии злоумышленного влияния на информационные системы, а также снижения воздействия этих угроз до допустимого уровня, который определяется соответствующими нормативно-техническим документами.

Видеоконференция - форма работы пользователей сети в режиме их видеосвязи с помощью программ типа NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit.

Виртуальная аудитория - множество удаленных друг от друга рабочих мест обучаемых и преподавателей, объединенных при помощи телекоммуникаций и сетевых компьютерных технологий для осуществления учебных процедур при изучении определенного курса и взаимодействия друг с другом.

Виртуальная лаборатория - лаборатория, в которой учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.

Виртуальная образовательная среда - программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств любому числу учебных заведений независимо от их профессиональной специализации и уровня предоставляемого образования.

Виртуальная реальность (ВР) - средство неконтактного информационного взаимодействия, реализуемое с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред, создающих иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире"; это - мнимый мир, создаваемый и изменяемый человеком посредством компьютера.

Виртуальное представительство (ВП) - программный комплекс, предоставляющий полный типовой набор сервисных служб (программных модулей) и информационных ресурсов, обеспечивающих организацию учебного процесса через сеть Интернет по учебным программам, методикам базового учебного заведения и реализацию функциональных обязанностей любой категории пользователей.

Гипермедиа - структура, содержащая текст, аудио- и видеофрагменты, соединенные ссылками в соответствии с логикой сюжета.

Гиперссылки (ключевые слова) - активизированные ссылки в гипертексте на другие источники информации в сети Интернет.

Гипертекст - представление учебных материалов в гипертекстовом формате (HTML, XML), дополненных, как правило, иллюстрациями.

Данные - представление информации в формализованном виде, удобном для пересылки, сбора, хранения и обработки.

Дистанционное образование - педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

Дистанционное обучение - целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени.

Дистанционные образовательные технологии - система средств, методов и форм обучения, предполагающих постоянное воспроизводимые формализованное представление, передачу и контроль знаний.

Инструментальные средства сетевого обучения - (иногда их называют программные комплексы, интегральные среды разработки и использования сетевых курсов, системы автоматизированного проектирования сетевых ресурсов, программные среды или просто оболочки) предоставляют возможность преподавателю интегрировать отдельные фрагменты информации и конструировать такие учебные курсы, которые позволяют изучать как отдельные вопросы, так и его разделы; обеспечивают административную среду, в которой легко управлять индивидуальными курсами (архивацией старых и открытием новых) и их каталогами, регистрацией, синхронными событиями, расписаниями и записями о студентах; поддерживают доступ к личным делам студентов и распределенным образовательным ресурсам через стандартные форматы, методы и правила.

Интернет (Internet) - глобальная (всемирная) система компьютерных сетей, использующих для взаимодействия стандартные протоколы TCP/IP. Протокол TCP (Transfer Control Protocol) описывает, каким образом два подключенных к сети компьютера могут установить связь друг с другом с подтверждением этой связи. Протокол IP (Internet Protocol) описывает, как подключенный к сети компьютер должен разбивать данные на пакеты для передачи по сети и каким образом эти пакеты должны адресоваться, чтобы их можно было доставить по месту назначения.

Интернет-обучение - обучение, при котором студенты связаны с источником информации, с преподавателем или друг с другом через компьютерную сеть Интернет.

Интернет-технологии - информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети Интернет или с ее помощью.

Интранет (Intranet) - внутренняя сеть организации или корпорации, обладающая многими функциональными возможностями Интернет. Интранет может быть подключена к Интернет.

Информатизация - глобальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации и обусловливающий глубокие изменения прогрессивного характера социально-экономических, политических и социокультурных структур в обществе, существенно влияющий на уровень и качество жизни населения.

Информационная безопасность - системная функция, обеспечивающая разграничение функциональных полномочий и доступ к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, готовности.

Информационная культура - вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Она включает в себя умения пользоваться средствами информационных технологий (от телефона, компьютера до компьютерных сетей), пользоваться наиболее распространенными программными продуктами, знать особенности потоков информации в своей области деятельности, извлекать и эффективно ее использовать.

Информационная поддержка образовательного процесса - включает в себя информацию на различных носителях, необходимую для эффективного проведения учебного процесса (учебно-методическое пособие, глоссарий, хрестоматию, основная и дополнительная литература, ссылки на адреса в Интернет и т.д.).

Информационно-образовательная среда - это программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса в среде Интернет, независимых от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности учебных заведений. Выделяют три ее характерных признака: педагогическую систему и обеспечивающие подсистемы: финансовую, материально-техническую, маркетинговую, нормативно-правовую; иерархию методов для создания информационных ресурсов и работы с ними; распределенное в пространстве сообщество субъектов, заинтересованных в интерактивном участии в дистанционной педагогической деятельности, имеющих технические возможности для такого участия и принимающих в ней реальное участие.

Информационное общество - общество, где основным предметом труда большей части общества является информация и знания, а орудием труда - информационные технологии.

Информационные образовательные технологии - тип информационных технологий, в котором объектами описания, обработки и представления являются знания о той или иной предметной области.

Информационные технологии - совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами; это - совокупность действий и формальных процедур, участие в которой принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах, обработка и представление которых в заданной форме и является целью реализации конкретной информационной технологии.

Кейс (case): (1) набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; (2) описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа.

Кейсовая (портфельная) технология (кейс-технология) дистанционного обучения - реализуется с помощью специального набора ("кейса", "портфеля", "комплекта") учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются (передаются) учащемуся для самостоятельного изучения. Последующие периодические консультации с преподавателями-консультантами (тьюторами или инструкторами) проводятся в специально созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах, отделениях, представительствах, пунктах или на базе партнерской (филиальной, франчайзинговой) сети образовательных учреждений.

Компьютерный (электронный) учебный курс - учебно-методический программно-информационный комплекс, обеспечивающий возможность обучаемому самостоятельно освоить учебный курс в on-line и off-line режимах с целью формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области и в определенном объеме в индивидуальном режиме.

Контент - содержание образования на уровне учебного предмета.

Модульная (блочная) структура учебного курса - структура курса, состоящая из завершенных составных частей (учебных модулей), что допускает различные образовательные траектории его изучения и позволяет использовать один и тот же курс в образовательных программах различного объема и назначения.

Метод проектов - способ организации совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся с целью достижения общего результата.

Новые информационные технологии (НИТ) - технологии, базирующиеся на компьютерных и телекоммуникационных средствах.

Образовательная среда - среда, элементы которой соответствуют информационно-образовательной среде, но по уровню развития и качественных характеристик предшествуют ей по времени; информационно-образовательная среда более "развитая" чем образовательная среда.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный интерактивный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе.

Открытая информационная система - система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить: расширяемость или масштабируемость (extensibility/scalability) - добавление новых функций или изменение некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях; мобильность или переносимость, взаимозаменяемость (portability) - перенос программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ и возможность работы с ними специалистов при изменениях; интероперабельность (interoperability) - способность к взаимодействию с другими системами; дружественность (derivability) - интерфейс пользователя с "легкой управляемостью".

Открытое образование - система получения и развития образования, обеспечивающая целенаправленную, контролируемую, интенсивную, самостоятельную творческую работу обучаемого, возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения, а также места жительства и учебы обучаемого, возможность обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальной траектории.

Оценка качества подготовки специалистов - оценка степени соответствия уровня подготовленности выпускников образовательных учреждений профессионального образования требованиям, установленным образовательными стандартами.

Педагогические технологии - воспроизводимые технологии для достижения педагогических целей - интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, многоаспектного развития обучаемых, подготовки выпускников вузов к жизни, реализации социального заказа.

Портал - WWW-система с настраиваемым персонифицированным интерфейсом, обеспечивающим людям возможность взаимодействовать с другими людьми, находить и использовать информационные ресурсы в соответствии со своими интересами.

Портал (образовательный) - портал образовательного пространства средствами сети Интернет, подразумевающий образовательную и просветительскую деятельность, предоставление информации и средств общения для профессионалов, улучшение связей между существующими подразделениями и ресурсами, совершенствование средств навигации по сети Интернет в целевом направлении, соблюдение авторских прав, защиту интеллектуальной собственности, объявление конкурсов на лучший учебный курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т.д., объявление конкурсов на замещение вакансий, размещение рейтингов учебных заведений, специальностей в зависимости от спроса на рынке труда, возможность обмена информацией, предоставление разнообразных сервисов (ЧАТ, форума, почтовой рассылки) и др.

Рейтинг - суммируемые оценочные результаты текущего, промежуточного и итогового контроля.

Сетевые технологии ДО - технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет (или Интранет) как для обеспечения студентов информационными и учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Система дистанционного обучения (СДО) - совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения.

Смешанное обучение (blended learning) или "включенное" Интернет-обучение - предполагает сохранение общих принципов построения учебного процесса традиционного обучения (например, при заочной форме обучения или экстерната). Идея "включенного" Интернет-обучения заключается в том, что определенную долю учебных дисциплин (или дисциплины) студенты (слушатели) осваивают в традиционных формах обучения (очной или заочной и т.д.), а другую часть дисциплин (или дисциплины) - по технологиям сетевого обучения. Соотношение долей определяется готовностью к подобному построению учебного процесса образовательного учреждения в целом, а также желанием и техническими возможностями студентов (слушателей). Данный вариант отражает отчасти другое понятие - "частичности" дистанционного обучения. Такой подход носит название "гибкое обучение" (flexible learning).

Средства новых информационных технологий - программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации: компьютеры всех классов (от "супер" до "палм-топ"), устройства ввода речи в компьютер, сканеры, базы данных и знаний, системы мультимедиа, видео- и телетекст, модемы, компьютерные сети, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон и факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернет, электронные библиотеки, программные средства учебного назначения, засекречивающая аппаратура, редакционно-издательские системы, CD-ROM, системы распознавания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных, пейджеры, системы "виртуальной реальности", геоинформационные системы и др.

Структура системы дистанционного обучения - совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих для достижения целей учебного процесса, предполагающая наличие дидактической (учебно-методического блока и блока средств обучения), административно-управленческой (организационной структуры управления), материально-технической (офисного и телекоммуникационного оборудования, издательства, складских помещений, учебно-консультационных аудиторий, мультимедиа лабораторий и др.), информационной (сбора, накопления и систематизации в базе данных информации о потребностях рынка труда, параметрах региона, сферах производственной деятельности, образования и др.), региональной подсистем, подсистем научных исследований, маркетинга, международных отношений, безопасности и связи и др.

Телевизионная технология (ТВ-технология) ДО - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных лекций преподавателей по определенным курсам и направлениям подготовки.

Тестирование - форма контроля знаний с помощью аппаратно-программных средств тестирования и заложенных в них тестов в режимах on-line и off-line. Тестирование проводится по т.н. педагогическому сценарию, определяющему группы вопросов, включенные в тест, сроки тестирования и другие параметры.

Технология - совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого-либо воспроизводимого вида продукции или услуг.

Технология обучения - система научно обоснованных действий (операций) активных элементов (участников) учебного процесса, осуществление которых приводит к достижению поставленных целей обучения.

Траектория изучения курса ДО - состав и порядок изучения модулей учебного курса, определяемый в зависимости от уровня подготовки обучаемого и реализуемой программы подготовки.

Тьютор - сертифицированный базовым учебным заведением преподаватель-консультант (инструктор, наставник) или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессам в рамках конкретной учебной программы.

Учебно-методический комплекс (УМК) - включает в себя элементы, необходимые для эффективной реализации учебного процесса (учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, глоссарий, тесты, хрестоматию и др.).

Учебно-методический модуль (УММ) - автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, включающая дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля знаний.

Форма обучения - внутренняя организация процесса взаимодействия учителя и ученика как упорядоченная совокупность циклов учебной работы по усвоению содержания учебного материала и освоению способов деятельности, представленная описанием циклов обучения; это - внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Форум (телеконференция) - интерактивное средство взаимодействия, позволяющее обсуждать различные вопросы учебного процесса, проводить консультации пользователей по технологиям работы, выполнять функции профессионального клуба общения по обмену опытом.

Электронная доска - компьютерное приложение, оперирующее с графическими или текстовыми образами, позволяющее нескольким пользователям на разных компьютерах, входящих в одну сеть, оперировать с одним и тем же образом одновременно. В дистанционном обучении электронная доска используется при проведении телеконференций или при организации виртуальных аудиторных досок.

Выходные данные:

Анопченко Т.Ю., Максимов В.А., Мошкин И.В. Составление индивидуального электронного портфолио в соотвествии с кредитно-модульной системой обучения [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. - Ростов н/Д. Изд-во АкадемЛит, 2011. 160 с.

Tagged under