Модуль 2. Технологии портфолио.

banner opt

Модуль 2. Технологии портфолио

There is no translation available.

Комплексная цель

Развить профессиональные компетенции, необходимые для оценки существующих подходов к технологии формирования индивидуального портфолио в электронном виде. Сформировать представление содержания современного дистанционного обучения. Овладеть понятийным аппаратом и основными методами и средствами активного обучения, дидактическими средствами обучения; знать основные подходы при организации дистанционного обучения.

Учебные вопросы

1. Компьютерные технологии обучения и их применение в организации учебного процесса на основе кредитно-модульной системы.
2. Проектный метод обучения. Виды проектов и требования к проектной технологии.
3. Построение материалов для модульного обучения. "Электронный портфолио".
4. Методы и средства активного обучения.
5. Дистанционные средства преподавания.

Содержание

В последние годы термин "компьютерные технологии обучения" все чаще заменяются термином "информационные технологии". Появились новые термины и сокращения, например, НИТ - - новые информационные технологии; КТ - коммуникационные технологии, ДО - дистанционное образование и т.п. Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации требуется:

- создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение указанных условий;

- обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

- обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

- подготовить квалифицированные кадры;

- реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, науки, культуры и т.д.

Ключевыми категориями в дидактике являются обучение и образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование, - новые явления в педагогике. Важно поэтому определить содержание этих понятий. Но в настоящее время отсутствует единое толкование их содержания.

Новые направления деятельности для создания условий перехода на информационные технологии, включают:

- совершенствование базовой подготовки учащихся по информатике и НИТ;

- переподготовке преподавателей в области НИТ;

- информатизация процесса обучения и воспитания;

- оснащение системы образования современными техническими средствами информатизации;

- создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждения образования;

- создание на базе НИТ единой системы дистанционного образования;

- участие в международных программах, связанных с НИТ в образовании.

Ранее наиболее актуальными (новыми) информационными технологиями в системе отечественного высшего образования считали:

- электронный учебник;

- система мультимедиа;

- экспертная система;

- система автоматизированного проектирования;

- электронный библиотечный каталог;

- базы данных;

- локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы;

- электронная почта;

- голосовая электронная почта;

- электронная доска объявлений;

- система телеконференций;

- настольная электронная типография.

Под информационно-образовательной средой следует понимать системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. При этом образовательными услугами выступает непосредственно обучение по программам, в рамках государственных образовательных стандартов и по дополнительным образовательным программам. Такое видение согласуется с понятийно-правовой точки зрения. Однако существует жесткий акцент на технические средства обмена информацией на расстоянии (спутниковое телевидение и т.д.).

Считается, что одним из наискорейших способов включения в мировую образовательную систему - создание условий для использования сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Для уточнения данного положения необходимо рассмотреть архитектуру среды Интернет.

"Гипертекстовая технология" обучения - одна из составляющих информационных технологий - применяется при разработке справочных систем, систем коллективного принятия решения, обучающих систем, систем электронного документооборота и диагностики и д.п.

Применение гипертекстовых технологий в обучении привело к созданию нового класса программ учебного назначения: электронных учебников, электронных энциклопедий и т.п. Неотъемлемым свойством гипертекстового документа является наличие связей между отдельными небольшими фрагментами (слово, рисунок, диаграмма и т.д.) одного элемента и другим элементом или определенным местом в элементе. Эти фрагменты на экране компьютера выделяются цветом или другими средствами и называются в различных системах по-разному: кнопками, опорными или выделенными фрагментами, пиктограммами и т.п. Нажатие на такую кнопку вызывает на экран содержание связанного с ней элемента (узла, кадра). Вызываемый кадр также может содержать выделяемые фрагменты. Читатель документа, таким образом, просматривает документ в интересующей его последовательности.

Первоначально понятие "гипертекст" распространялось только на информацию, представленную в вилле текста. Однако в настоящее время оно относится и к информации, представленной в графической форме. Применение гипертекстовых технологии к работе с информацией, представленной не только в виде компьютерных данных, но и других сред (мультимедиа), получило название "гипермедиа".

Мультимедиа - это бурно развивающаяся область информатики (multi - много, media - среда). Конечные продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, звуки. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, dvd-плеером, и т.п.

Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным.

Все это способствовало широкому распространению сети Интернет. Так, например, сеть Интернет используют более 90% населения в США и около 30% населения в России. Такой разрыв связан не только с общим, относительно низким проникновение ИКТ в России, но и с другими факторами: боязнью ввода информации в Интернет, связанной с обеспечением безопасности персональных данных и предотвращением нелегального доступа к ней; высокими ценами и тарифами, взимаемыми за пользование Интернетом (особенно в регионах, где конкуренция между провайдерами минимальна или отсутствует), хотя некоторые информационные услуги предоставляются бесплатно. Они могут стать серьезной проблемой развития Интернет в России. Несмотря на это значение Интернет для целей образования очевидно.

Занятия с привлечением аудиовизуальных материалов. Такие занятия, представленные на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности студентов, стимулируют их способности к образованию и самообразованию. Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют: активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность в предъявлении материала, сочетать теоретические знания с закреплением практических навыков, повысить и поддерживать интерес учеников к обучению.

Вместе с тем, применение компьютеров в учебном процессе имеет также и свои отрицательные стороны, долгая работа с компьютером небезопасна для здоровья; электронные пособия не могут являться основной формой обучения и эффективность может быть достигнута лишь в комплексном применении с другими видами обучения и в той части, которая регламентируется самим учителем.

Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека, во-вторых, резко возрос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов.

Необходимость активного использования обучающих программ сегодня диктуется не только тем, что персональный компьютер стал уже не экзотической технической новинкой, но инструментом в технологической образовательной цепочке в виде средства обучения, а также тем, что без его активного использования невозможно повысить интенсивность процесса получения знаний, закрепления навыков и умений.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Необходимо отметить необходимость организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Стратегия "электронный портфолио" является одной из самых распространенных стратегий технологии развития критического мышления. Суть стратегии состоит в следующем. Все работы, выполняемые студентами в процессе их обучения, собираются и группируются по рубрикам.

Преимущества электронного "портфолио":

- они являются более мобильным и гибким (простота корректировок в структуре и содержании составляемых материалов);

- существуют широкие возможности для художественного оформления "портфолио" (для этой цели можно использовать графические пакеты программ, в частности, возможности средствами Microsoft Office);

- многовариантность выбора средств оформления работ, дизайнерского исполнения на персональном компьютере (это могут быть текстовые документы, созданные с использованием текстовых процессоров; электронные таблицы и диаграммы, разработанные средствами табличных процессоров, рисунки, анимация и др.);

- электронные "портфолио" отдельных студентов могут быть легко объединены в группы, студенты могут обмениваться созданными "портфолио" или отдельными материалами, входящими в их состав;

- в составе электронного "портфолио" могут быть представлены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения;

- сам электронный "портфолио" может быть размещен в Интернете и стать средством сетевого взаимодействия студентов из разных педагогических вузов, когда студенты, обучающиеся в разных городах и даже странах, создают общий "портфолио".

Т.к. существует множество определений портфолио, необходимо ввести базовое различение понятия "портфолио", которое будет использовано далее в в двух позициях:

- Портфолио-технология.

- Портфолио-продукт.

Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной.

Такой компетентностный подход применим к оцениванию качества образования, с одной стороны как качества образовательных результатов, с другой как качества условий, в которых они достигаются.

Например, метод портфолио применим не только для аутентичного оценивания результатов образования студентов, но и для оценки компетентности вузовских преподавателей. При этом особенно ценным в аутентичности оценивания профессорско-преподавательского корпуса является комплексность оценки. С одной стороны, компетентность оценивают службы профессиональной аттестации, с другой, используются формы самоанализа, самооценки и проектирования саморазвития самого преподавателя.

Портфолио - индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые с одной стороны представляют образовательные результаты, а с другой стороны, содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе обучения, при котором обучаемый может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность (Портфолио студента образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) "портфеля достижений студента". - М.: Е-медиа, 2007. - с. 48.).

Подборка обязательно осуществляется с участием самого обучаемого и включает его лучшие работы, которые оцениваются на основе четко определенных критериев выставления баллов независимыми экспертами (преподавателями, сокурсниками и т.д.) и сопровождаются свидетельствами самостоятельной работы обучаемого.

На сегодняшний день в образовании сложилась определенная типология портфолио, представленная в отечественных и зарубежных работах (Разработка и сертификация аттестационных тестов: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2007.).

Первый вид - "рабочее" портфолио - рассматривает подборку работ студента за определенный период времени, показывающую произошедшие изменения в его уровне подготовки.

Второй вид - "протокольное" портфолио - может содержать любые работы, отражающие в форме документов все виды учебной деятельности, от результатов участия в "мозговой атаке" до черновиков готовых работ.

Третий вид - "процессное" портфолио - отражает достижения студента в соответствии с документированными фазами процесса обучения. Четвертый вид - "итоговое" портфолио - обычно используется для получения суммарной оценки знаний и умений обучаемого на основе интегрирования оценок, полученных по различным дисциплинам учебного плана. Формы представления итоговой работы могут быть самыми различными, нередко используются аудиовизуальные средства или электронные версии законченной работы студента.

Четвертый вид портфолио также обязательно содержит подготовленное студентом письменное обоснование выбора работ, включенных в представленные итоговые результаты.

Рекомендации по созданию и использованию "портфолио".

Основные аспекты, необходимые для понимания сущности технологии "Портфолио" и использования её в вузе.

- Типы портфолио.

- Предназначение и использование портфолио для студентов.

- Этапы деятельности в образовательной технологии "Портфолио".

- Структура содержания портфолио.

- Параметры оценки портфолио.

Типы портфолио. В настоящее время понятие "портфолио" чаще всего соотносят со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия, метод портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности.

Таким образом, первое основание для различения видов портфолио в вузе по видам практико-результативной деятельности:

- Образовательная,

- Профессиональная.

Портфолио - есть систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Далее, необходимо различать портфолио по субъекту деятельности:

- Индивидуальная,

- Групповая.

Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта образовательной (профессиональной) деятельности.

По двум приведённым выше основаниям можно выделить такие виды портфолио в университете, как:

Деятельность
Индивидуальная
Групповая
Образовательная
портфолио студента, аспиранта, выпускника вуза портфолио студенческой группы
Профессиональная
портфолио преподавателя, административного работника вуза портфолио кафедры, факультета, пециализации,
вуза

Внутри практико-результативной деятельности можно выделить такие виды портфолио, как:

По виду деятельности
По назначению
Практико-ориентированные цель-анализ практической деятельности
Проблемно-ориентированные средство повышения качества решения проблемы
Проблемно-исследовательские используются для сбора и систематизации материала в связи с написанием реферата, научной работы, подготовкой к конференции
Тематические посвящены анализу, разработке различных аспектов темы

В различных вариантах названий портфолио видна специфика цели их использования. Например:

- портфолио достижений,

- портфолио личностного развития,

- презентационный портфолио,

- портфолио-коллектор,

- портфолио проекта,

- портфолио карьерного продвижения и др.

Можно различать типы портфолио по времени создания:

- недельные,

- семестровые,

- курсовые.

Целесообразно создание и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации:

- портфолио в бумажном варианте,

- электронный вариант портфолио.

В век информационных технологий и электронной ком-муникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-портфолио.

Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями и прочими заинтересованными сторонами.

Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте уни-верситета. Например, на общеуниверситетском сайте выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенциальных работодателей. Причем очень активны в поддержании и обновлении этих портфолио наиболее перспективные в карьерном отношении студенты, например те, кто участвует в ежегодных конкурсах типа "Карьерист года", Молодёжных карьерных форумах, ярмарках вакансий, презентациях ведущих компаний, проходящих как в стенах университета, так и за его пределами.

Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения.

Портфолио - индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые:

- представляют образовательные (профессиональные) результаты и достижение студента (профессионала);

- характеризуют способы анализа и планирования своей образовательной деятельности и профессиональной карьеры, которыми он владеет.

Можно выделить общие и специфические составляющие использования портфолио.

Общие:

1) Портфолио предназначено для того, чтобы подключить внутренние ресурсы субъекта, мотивировать его на их создание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности.

2) Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и студенты вуза, с другой стороны потенциальные работодатели:

Портфолио - это собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами.

Специфика использования портфолио появляется в связи со спецификой его типа. Например, портфолио студентов дополнительной специализации предназначен для презентации индивидуального образовательного движения студентов специализации лицам, заинтересованным в успешных выпускниках программы. Среди них могут быть разработчики и преподаватели программы специализации, потенциальные работодатели, представители партнёрских образовательных организаций, предлагающие аналогичные программы для параллельного или последующего обучения.

Этапы деятельности в образовательной технологии "портфолио". Образовательная технология "портфолио" предполагает организацию поэтапной деятельности:

Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.

Этап 4. Сбор и оформление материалов. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 5. Пробы в презентации портфолио. Доработка критериев оценивания портфолио.

Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.

Рассмотрим более детально содержание каждого из указанных этапов.

Этап 1.

Мотивация и целеполагание по созданию портфолио. Практически вся деятельность по созданию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. Чем чётче проявлено основание необходимости создания портфолио, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И, наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию была проведена некачественно. Например, рассмотрение перечисленных выше вопросов на заседании кафедры, на совещании при декане, ректоре, на научно-методическом совете вуза, на проектном семинаре с участием профессорско-преподавательского состава и управленцев. Эта работа может быть проведена на оргсобрании группы, на семинарском занятии для студентов отдельно взятой специальности или целого факультета в рамках спецкурса по управлению профессиональным развитием.

Этап 2.

Разработка структуры материалов портфолио. Как уже указывалось выше, структура портфолио должна быть адекватна целям его создания и использования. Поэтому каждый раз при разработке структуры портфолио под конкретное предназначение, нужно не только использовать знания об уже имеющихся в культуре типовых, прошедших успешную апробацию структурах, но и подключать собственное творчество и гибкость мышления.

Предпочтительными формами работы на этом этапе являются все те, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению и разработке проекта структуры будущего портфолио. Это, например, проектные семинары, на которых должна быть обеспечена возможность для использования таких внешних ресурсов, как поиск в Интернет, участие экспертов и консультантов, знакомых с практикой использования портфолио.

Этап 3.

Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.

Теперь, исходя из разработанной на предыдущем этапе проекта структуры, необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор и оформление необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.

На этом этапе могут обнаружиться избыточность разработанной ранее структуры и некоторые ограничения, связанные со сроками, возможностью достать какие-то материалы и т.д. Поэтому до начала сбора материалов уместна корректировка первоначального проекта структуры будущего портфолио.

Прежде чем приступать к непосредственному сбору и оформлению материалов по разработанной структуре, необходимо определиться с требованиями к качеству создаваемого продукта. Тем более, что работа по пониманию системы оценивания, ещё более конкретизирует на какой результат направлена вся деятельность в рамках портфолио-технологии.

Этап 4.

Сбор и оформление материалов. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.

Сбор материалов осуществляется в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом.

При оформлении материалов портфолио необходимо удерживать такие основные задачи, как:

- привлечь внимание, вызвать доверие и желание знакомиться с материалами портфолио тех, кому они предназначены;

- передать все сведения, содержащиеся в портфолио наиболее понятным образом (структура, язык, наглядность, доказательность);

- представить информацию, обеспечив в её содержании и форме, доказательства её достоверности.

В ответ на сформированный заказ целесообразно проведение консультаций и тренингов.

С появлением практической деятельности, необходимо введение рефлексии. Её суть в фиксации успехов и трудностей, проявленных в практике. Ведь именно их следствием являются те первые промежуточные результаты, с которых начинается движение к достижению целей портфолио-технологии.

Рефлексия строится вокруг выяснения так называемых точек опоры - уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в рамках портфолио-технологии и точек роста - дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов.

Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет:

- зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности;

- через осознание полученной практики перевести её в опыт, которым можно пользоваться в дальнейшем;

- на основе полученного выше, делать выводы и своевременно корректировать последующую деятельность, делая её более эффективной.

Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы как:

- групповая и индивидуальная работа;

- обсуждения на семинарских занятиях;

- письменные работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т.п.).

Рефлексивное сопровождение деятельности на этом и всех последующих этапах портфолио-технологии строится аналогичным способом.

Этап 5.

Пробы в презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Доработка критериев оценивания портфолио.

Чтобы выяснить качество созданного портфолио-продукта и готовность его автора и владельца использовать его по назначению, необходимо обеспечить безопасные пробы в презентации. Под безопасными понимаются такие пробы, которые:

- моделируют ситуации презентации портфолио различным экспертным сообществам в учебном режиме и за пределами вузовских аудиторий;

- предполагают ошибки и организованную обратную связь со стороны экспертов;

- обеспечивают качественное (безотметочное) оценивание и экспертизу;

- не допускают использования проявленных ошибок против участников пробы;

- гарантируют возможность повторных презентаций после работы над ошибками.

Работа над ошибками предполагает достраивание недостающей информации о критериях успешного портфолио-продукта, а также наращивание навыков для его успешной презентации.

Рефлексия деятельности на этом этапе необходима дважды:

- после проведения проб для того чтобы оценить, что войдёт в работу над ошибками;

- после работы над ошибками, чтобы оценить суммарный прогресс движения к намеченным целям и внести корректировку в план их достижения.

Этап 6.

Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.

Презентация - это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию.

Презентация является итоговым, но не финальным действием в рамках портфолио-технологии. Т.к. кроме готового портфолио-продукта в виде папки с материалами могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников.

Например, если папка портфолио презентуется для получения приглашения на собеседование с потенциальным работодателем, то даже в отсутствие этого приглашения, публичная или индивидуальная презентация даёт владельцу возможность получить обратную связь о критериях подбора персонала в конкретном секторе рынка труда, познакомиться с HR-специалистами.

Рефлексия деятельности на этапе позволяет перевести результаты практической деятельности в опыт для его дальнейшего использования.

Этап 7. 

Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.

Организация деятельности по оценке созданного портфолио является одним из важнейших этапов рассматриваемой технологии.

В неё входит:

- разработка параметров и процедуры оценивания,

- различные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его созданию и использованию.

Предметом оценки может являться как сам созданный продукт (материалы, оформленные в печатном или электронном виде), так и результаты его использования.

В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования.

Итоговая рефлексия суммирует все результаты, полученные в ходе поэтапной деятельности. Среди них, как ожидаемые результаты, так и образовательные эффекты, которые могут проявиться как незапланированные, но значимые дополнительные умения, навыки и психологические новообразования.

Кроме того, итоговая рефлексия может вывести её участников на необходимость продолжения работы в рамках портфолио-технологии. Либо для создания принципиально нового портфолио-продукта, либо для совершенствования уже созданного. В таком случае необходим переход на новый цикл, т.е. дальнейшее движение вновь задаётся через целеполагание на первом этапе деятельности.

Структура содержания портфолио. Портфолио - целенаправленная коллекция лучших работ и результатов студентов (профессионалов), которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности. Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Т.к. структура портфолио определяется из цели его использования, существуют различные структуры портфолио.

Рассмотрим один из вариантов структуры портфолио, которое предназначено для построения образовательного рейтинга студента в университете.

Предлагается использовать "Электронный портфолио" как новый способ оценки достижений обучаемого, рейтингования и контроля за его образовательной траекторией. Преимущество перед административными способами контроля и стимулирования учебной и деловой активности состоит в первостепенной заинтересованности самого обучающегося.

Для обучающихся в университетской среде предлагается следующая иерархия портфолио, которое состоит из частей, разделов и главы. Основными структурными частями портфолио выступают 5 составных частей:

Часть 1.
"Введение"
Краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.
Часть 2.
"Достижения"
Материалы, свидетельствующие о признании достижений студента в определенной области знания и жизнедеятельности. Здесь фиксируются сведения по учебной работе; наличие предпрофессионального и профессионального опыта, научных изысканий студента и др.;
Часть 3.
"Соционика"
Материалы, свидетельствующие о том, насколько студент интегрирован в общественную, социальную жизнь университета и города. Приводятся данные о тех, контактах и связях, которые считаются наиболее важными для данного студента. Указываются личные пристрастия, хобби, взгляды на жизнь, интересы и т.п.
Часть 4.
"Перспективы"
Материалы, содержащие самооценку. Приводится описание приоритетов на будущее, целей, представлений о своей роли, выделении своих сильных и слабых сторон, открывающихся возможностей, существующих проблемах, планах, а также о способах, средствах и времени их осуществления.
Часть 5.
"Заключение"
Обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, кому представляется документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.

Рассмотрим далее разделы каждой части предлагаемой структуры.

Часть 1. "Введение"

1.1. Фото
1.2. Резюме
1.3. Цели и задачи портфолио
1.4. О структуре портфолио
1.5. Специфические характеристики портфолио

Часть 2. "Достижения"

2.1. "Официальные документы"

- аттестат о среднем образовании,

- документа, подтверждающие участие и достижения в различного уровня олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.д.,

- документы, указывающие на дополнительное образование, повышение квалификации,

- документальные подтверждения публикаций о студенте в журналах, газетах и иных изданиях,

- иные документы, представляющие ценность для студента.

2.2. "История"

- автобиография,

- факты и важнейшие события, определившие текущее содержание студента,

- документы: благодарственные и рекомендательные письма, отзывы, оценки и характеристики о студенте,

2.3. "Образование"

 

- успехи в учебе, оценки и, если необходимо, комментарии к ним,

- склонность к определенным дисциплинам, разделам науки,

- свое видение профессиональной карьеры,

- перечень основных работ студента: публикации и иные научные и не научные труды, курсовые и проекты, выпускные квалификационные работы,

- аннотации к основным трудам,

- список отзывов от научных руководителей студента,

- отзывы и рецензии на труды студента.

 

Часть 3. "Соционика"

3.1. "Общественная жизнь"

- характер вашей общественной активности,

- занимаемые посты,

- проекты и программы, в которых участвовали, их результативность.

3.2. "Друзья, коллеги"

- друзья в университете и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.,

- родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты.

3.3. "Уважаю" - люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты.
3.4. "Хобби, интересы" - сфера личных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности.

Часть 4. "Перспективы

4.1. "О себе" - все, что необходимо сказать дополнительно о себе. Сюда можно отнести: уровень интеллекта, характер, образ жизни и т.д.
4.2. "Цели" - указываются жизненные приоритеты и цели, способы, средства и период их достижения
4.3.Окружение" - Собственная оценка происходящих событий, явлений, тенденций, возможностей и т.д.

Часть 5. "Заключение"

5.1. Важнейшие аспекты личности
5.2. Наиболее важные компетенции
5.3. Важнейшие аспекты опыта
5.4. Направления взаимодействия с работодателем и/или использования

Это структуры таких типов, как:

- Портфолио карьерного продвижения студента.

- Портфолио мониторинга успешной деятельности преподавателя вуза.

- Портфолио студента дополнительной специализации.

- Портфолио по оценке результатов образовательного процесса в системе бакалавриата и магистратуры.

- Портфолио проекта.

- Портфолио учащихся общеобразовательного учреждения.

В реальной практике использования портфолио в вузе имеет смысл рассматривать типовые структуры портфолио как материал для самостоятельной разработки под решение конкретной задачи. При этом наилучших результатов можно достичь в процессе совместной деятельности студентов и преподавателей.

Параметры оценки портфолио. Портфолио - отчет по процессу деятельности, показывающий, как субъект профессиональной или образовательной деятельности (человек) думает, подвергает сомнению, проводит анализ, систематизацию, как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими субъектами.

При разработке параметров оценивания, необходимо познакомить студентов с такими инвариантными требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:

- наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента;

- аккуратность/тщательность выполнения;

- структура материала;

- творческое оформление материалов;

- факты, отражающие понимание студентом материала;

- материалы, отражающие размышления студента о своём познании;

- материалы, отражающие творческие способности студента;

- материалы, отражающие развитие студента.

Далее, при разработке вариативной системы параметров оценки портфолио имеет смысл провести исследование на предмет различных представлений о качестве подготовленных материалов портфолио в различных экспертных сообществах. Например, если назначение портфолио - презентация достижений будущего выпускника университета перед потенциальными работодателями, необходимо выяснить, на что они обращают внимание в процессе знакомства с материалами соискателя на вакантную должность.

Рассматривая процедуру, формы работы по оцениванию и рефлексии деятельности в процессе создания и использования портфолио необходимо ответить на такие вопросы, как:

1. В каком составе будет организовано обсуждение? Будет ли это взаимодействие:

- Студент - преподаватель,

- Студент - студент,

- Студент - малая группа,

- Студент старшего курса - студент младшего курса,

- Студент - преподаватель - представитель организации, направивший на обучение,

- Студент - эксперт (из числа, значимых авторитетных для студента лиц),

- Организованная "защита" индивидуального или группового портфолио.

2. В случаях, когда портфолио используется для рейтингования образовательных результатов студента, необходимо рассмотреть пример построения рейтинга студента. Для этого материалы для оценивания портфолио делят на 2 части и заносят в таблицу:

Формальная часть
Неформальная часть
1.Средний балл по изученным дисциплинам.
2. Курсовые проекты.
3. Эссе.
4. Выпускная работа.
5. Знание иностранных языков.
6. Практики: учебная, производственная.
7. Педагогическая и преподавательская деятельность.
8. Основные свидетельства и сертификаты.
9. Учебные командировки по направлению университета.
10. Отзывы руководителей.
1. Результаты участия в олимпиадах.
2. Результаты участия в конкурсах.
3. Участие в общественной жизни.
4. Творческие работы (Разработка деловой игры, сайта и т.д.).
5. Итоги участия в конференциях.
6. Итоги участия в проектах.
7. Участие в спортивных мероприятиях.
8. Перечень публикаций.
9. Иные свидетельства, сертификаты.
10. Прочие документы, отзывы, письма и характеристики.

Алгоритм работы с табличными данными:

1. определить вес формальной и неформальной части (1 к 3 или 2 к 3 или 3 к 2 или 3 к 1),

2. определить позиции внутри блоков, компоненты и их вес,

3. произвести необходимые расчеты.

Максимальный балл по неформальному рейтингу 300-350 единиц. Однако, в действительности, неформальный рейтинг для студента не будет превышать 150-200 единиц.

Данный подход определяет, что рейтинг студентов на основании портфолио может подводиться по итогам учебного года и в целом за все годы учебы. В зависимости от профессиональной ориентации, направления будущей деловой активности вес оценок может быть пересчитан.

Студент, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Студент при поступлении в магистратуру или готовит свой портфолио для предъявления в отдел кадров фирмы или предприятия, куда он подает заявление о приеме на работу. Данное педагогическое требование является важнейшим при сборе материалов. Оно, к сожалению, часто не удерживается преподавателями, стремящимися сделать помещаемую о студенте информацию, с их точки зрения, более "объективной" и "объемной".

Основными принципами формирования портфолио являются непрерывность (постоянный сбор данных); диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); проблемная ориентированность (включение в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); технологичность критериев отслеживания (включение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания); широкий спектр обнаружения изменений (возможность выявления необычных результатов, аномалий); обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); научность (научная обоснованность модели и отлеживаемых параметров); вариативность (возможность внесения изменений в структуру мониторинга).

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи, к которым можно отнести:

- поддержку высокой учебной мотивации студентов;

- повышение активности и самостоятельности студентов;

- расширение возможности обучения и самообучения;

- развитие навыков рефлексивной деятельности студентов.

Одной из технологий создания этого инструмента является онлайн-портфолио. В его общей структуре можно выделить четыре основных компонента: материалы, подтверждающие достижение студентом основных задач курса; материалы, представляющие собственное видение студентом учебного материала; результаты осмысления проделанной им работы в рамках индивидуального плана; отчет о результатах выполнения завершающего проекта по осваиваемому курсу.

"On-line-портфолио" или портфолио в режиме реального времени, может принимать различные формы. Первая форма - портфолио может быть создано студентом посредством загрузки ряда документов в специально отведенную для этого часть общего сайта курса, предполагающую работу студента по заранее составленному шаблону. Вторая форма - портфолио позволяет студенту создать свою личную веб-страницу и составить портфолио в соответствии с собственным понимаем форм отчета по курсу обучения. Хотя первый из этих двух вариантов несомненно легче в освоении и использовании, второй вариант дает студентам больше свободы, позволяет работать более самостоятельно, проявляя в полной мере способности к творчеству по результатам обучения. В современных условиях основной парадигмой образования становятся: "учение - как учиться", "саморазвитие" и "обучение через всю жизнь". Преподаватель является организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов, открывая перед ними различные пути и методы организации самостоятельного познания. Формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории.

Работа студентов над личным профессиональным портфолио начинается в самом начале обучения, когда они на специальных занятиях знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним. На этом этапе они имеют возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Уже на этом этапе можно начать работу по выбору индивидуальной траектории обучения в соответствии с анализом предыдущих достижений студента, степенью его готовности к освоению образовательной программы по специальности. Несмотря на многие нерешенные организационные проблемы и дополнительные трудозатраты со стороны педагогов, преимущества портфолио несомненны.

В целом портфолио призвано обеспечить:

- непрерывный процесс отслеживания и оценивания качества учебных достижений, на основе которого можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению;

- многомерные представления о различных учебных достижениях и учебной деятельности;

- оценки мыслительной деятельности студента, его междисциплинарных умений, умений постановки проблем, решения

- нестандартных задач, понимания учебных предметов и овладения соответствующими навыками.

Преподавателю важно ориентироваться на учебные занятия, цель которых - развитие творческой личности ученика. Это вызвано общей целью воспитания, которая пронизывает весь образовательный процесс. Однако, как показывает массовый опыт преподавания, использование репродуктивного и объяснительно-иллюстративного методов в обучении не стимулирует их мыслительную деятельность, не способствует использованию их знаний при анализе и оценке реальных явлений, не учит решению учебных задач. Можно список неэффективности использования репродуктивного и объяснительно-иллюстративного методов в обучении учеников продолжить: не происходит объединение процесса усвоения знаний и процесса приобретения умений практического использования этих знаний.

Метод определяется через способ, систему действий, приемы, организационные меры, принципы, правила, но главное - это действия участников педагогического процесса.

Все разнообразие существующих методов в современной дидактике (в методе проектов они применимы) представлено таким образом.

Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

К формам и методам интерактивного обучения относятся: проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, методика кооперативного обучения ("мозговой штурм", дидактическая игра, имитационный тренинг) и другие, в которых прослеживается их основная сущность - взаимоотношения и взаимодействия участников педагогического процесса.

Обоснованием для рассмотрения педагогических технологий как активных и интерактивных служит, во - первых, их отличие от методов в том, что в технологии результат достигается и предоставляется, а во-вторых, характер активности и интерактивности технологии как и метода обучения проявляется в активной и интерактивной деятельности участников педагогического процесса. Остановимся на рассмотрении педагогической технологии немного подробнее.

Впервые понятие "технология обучения" прозвучало на конференции ЮНЕСКО в 1970 году. Термин "технология обучения" определялся как движущая сила модернизации образовательного процесса, а определение технологии обучения характеризовалось как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и использующихся в дидактике (доклад "Как учиться"). Более подробное рассмотрение общих вопросов, касающихся педагогических технологий, вызвано их значимостью в учебном процессе в результативности обучения и в освоении их применения всеми участниками учебного процесса. Стаж и мастерство педагога в ее быстром усвоении особой роли не играют, а основным условием в данном случае является желание педагога освоить технологию и применять ее в учебном процессе.

Активные и интерактивные методы и технологии обучения наиболее полно дают ученикам возможность приобрести навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, повысить интеллектуальный уровень, научиться работать в команде, формировать личностные качества, важные для будущей профессиональной деятельности. Но, по - нашему мнению, наиболее весомым вкладом в профессиональную подготовку учителя будет прием погружения на практике в обучающую среду, наполнением которой можно считать организацию обучения в условиях активных и интерактивных методах и технологий обучения.

Общенаучный термин "технология" (происходит от греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos - наука, закон) трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Нередко эту категорию рассматривают в контексте производственных процессов и определяют как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала в процессе производства продукции.

Задачей технологии как науки является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

C 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя образовательной услуги и опирается на НИТ и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной. СДО строится как открытая система. Таким образом, информационные технологии способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества. Новые информационные технологии оказывают социализирующее воздействие на личность, способствует развитию саморегуляции, стимулируют целепорождающую деятельность учащихся, что способствует повышению эффективности учебной работы.

Дидактические средства ДО, в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, целесообразно классифицировать как: печатные издания, электронные издания, компьютерные обучающие программы, аудио- и видеоматериалы, компьютерные сети. При создании и производстве средств обучения для ДО возможны следующие пути: непосредственная разработка силами вуза, заказ их изготовления в специализированных организациях, приобретение готовых средств с возможной последующей адаптацией или без нее.

Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. С экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий, решает эту проблему. Мы склонны считать, что ДО - качественно новая форма получения образования, возникшая в последней трети ХХ века, благодаря ИКТ. С научной точки зрения это форма получения образования более общая, чем заочное образование. Более правильно считать, что это не модернизированное заочное образование (ЗО). То обстоятельство, что дистанционное обучение обозначают технологией не совсем верно и не полно, и вызвано формально- юридическими проблемами. Известно, что ДО не прописано в Законе "Об образовании" и, чтобы не менять существенно документ, чиновникам проще обозначить ДО, как технологию. В этой связи ДО представлено в официальном документе Минобразования РФ "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации следующим образом.

1. Дистанционное обучение - совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий.

2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

Дистанционное обучение определяется экспертами, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. В качестве системообразующего элемента содержания понятия дистанционного обучения включается дидактическая система. Дистанционное обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.

Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно Интернет - обучении. Действительно, если пять - семь лет назад получение знаний с доставкой на дом - через Интернет казалось многим российским студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный вуз готов предоставить своим учащимся такую образовательную возможность.

Доказано высокое качество дистанционного образования. Выпускники, получившие дистанционное образование, охотно принимаются предприятиями на работу, их практически нет среди безработных, зарегистрированных службами занятости. Общество в целом и академическое сообщество практически преодолело известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Все вузы России в настоящее время в том или ином масштабе и в той или иной форме разрабатывают и применяют средства и методы дистанционного образования. Во всех регионах проводятся соответствующие конференции, семинары, выпускаются научно-технические журналы и монографии.

Определились и минимально необходимые требования к техническому и информационному оснащению дистанционного процесса. Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:

Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase - портфель).

Кейсовая технология (тренинговая) - технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case - случай, ситуация).
Телевизионная технология - технология обучения с использованием телевизионных средств.

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Информационно-спутниковая сетевая технология - технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.

Учебно-вахтовая технология - технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.

Аттестационно-вахтовая технология - технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.

Наравне могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности.

Типовым "набором" этих средств при "кейс"-технологии ДО может быть следующее:

- учебная программа;

- список литературы (основной, дополнительной, факультативной);

- методические указания по изучению курса;

- учебно-практическое пособие (учебно-методический "навигатор", информационно-справочное пособие учебного назначения, опорный конспект, план-конспект лекций);

- тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые);

- диск записями установочных или обзорных лекций, или видеосъемка работы оборудования, опытов по физике, химии и другим дисциплинам;

- обучающие программы на компьютерах в обычном и мультимедийном вариантах исполнения;

- хрестоматия или ксерокопии учебных материалов из статей, учебников, нормативных материалов и др.

- рабочая тетрадь, содержащая как примеры выполнения практических заданий, так и задания для самостоятельного выполнения. Тетрадь содержит свободные листы куда слушатель может записывать свои решения, создавая свой рабочий документ при освоении дисциплины;

- рекомендации по организации самостоятельной работы слушателя и план-график его самостоятельной работы, ориентировочные данные о трудоемкости того или иного раздела изучаемой дисциплины.

Одним из способов организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения базового курса экономической теории является подход, состоящий из следующих этапов:

1. Подготовительный, целями которого являются: получение студентами новых знаний об основных понятиях и закономерностях экономики как науки; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, которое служит необходимой предпосылкой для развития творческих и личностных качеств; формирование критического отношения как к существующим знаниям в области экономики, так и к результатам своей деятельности.

2. Алгоритмический, целями которого являются: отработка различных методов работы с экономическими объектами, применение полученных знаний на репродуктивном уровне; формирование понятийного аппарата, умения формулировать общие алгоритмы выполнения типичных задач.

3. Творческий, на этом этапе ставятся следующие цели: развитие таких качеств мышления, как системность, оригинальность, гибкость; формирование умения анализировать поставленные задачи, отбирать методы и средства их реализации с выходом на генерирование идей.

С помощью информационных и коммуникационных технологий на практике реализуется данный подход, используя программно-методический комплекс, включающий:

1. Теоретический блок (конспекты лекций; презентационные материалы для представления теоретического материала; справочники по основным разделам дисциплины; электронные учебные пособия, включающие дополнительный материал).

2. Практический блок (комплекс практических работ; учебные файлы для выполнения практических работ; электронные материалы, обеспечивающие систему тренировочных задач, включающую до 10 вариантов для каждой задачи; задания, где требуется собственное креативное решение, позволяющие проявить творческий подход и начать создание библиотеки своих работ; автоматизированная система контроля, обеспечивающая промежуточный контроль по теме, итоговый контроль по разделам и дисциплине в целом).

3. Методический блок (рабочие программы, методические указания для преподавателя и студентов).

Технология дистанционного обучения, как было выше определено, представляет собой систему форм, методов и средств обучения при реализации заданного содержания образования, допускающих тиражирование и обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. При этом содержание обучения рассматривается как состав, структура и содержание учебной информации, предъявляемой студентам, а также комплекс задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование профессиональных и учебных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности. Технология, таким образом, ориентирована на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации образовательного процесса, это то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.

Рассмотрим последовательно элементы, составляющие содержание технологии дистанционного обучения, то есть методы, средства и формы.

Среди преподавателей-практиков высшей школы, имеющих педагогический опыт, но не занимающихся непосредственно преподаванием педагогики или дидактики как предмета, особого интереса к конкретизации понятия "метод обучения" не наблюдается. Это объясняется, прежде всего, эмпирическим характером освоения предмета преподавательской деятельности подавляющим большинством таких преподавателей. Главное внимание уделяется, как правило, освоению удачных приемов ведения занятий, используемых руководителями кафедр или более опытными преподавателями. Освоив операциональную сторону применения таких приемов, практики чаще всего не интересуются их сущностью, тем более, какой метод обучения реализуется при использовании этих приемов. Очевидно, что такое положение дел является неудовлетворительным.

При изучении материала конкретных учебных дисциплин общедидактические методы обучения в системе ДО реализуются через множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения

Средства обучения. В средствах дистанционного обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них как о средствах преподавания и учения. В ДО средства обучения выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио- и видеоматериалы и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (например, кейс) как систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач. Известно, что в традиционном учебном процессе к средствам обучения относятся учебник, слайд, запись на доске, плакат, кинофильм, видеофильм, другие средства.

Средства обучения в СДО могут быть представлены следующим образом:

- бумажные издания;

- сетевые электронные учебные издания;

- компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;

- аудио учебно-информационные материалы;

- видео учебно-информационные материалы;

- лабораторные дистанционные практикумы (лабораторные практикумы удаленного доступа);

- тренажеры с удаленным доступом (треннинговые учебно-тренировочные фирмы);

- информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;

- электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;

- средства обучения на основе экспертных обучающих систем;

- средства обучения на основе виртуальной реальности;

- средства обучения на основе геоинформационных систем.

В целом, рациональная структура учебно-практического пособия, по дисциплине (курсу), предназначенного для ДО, должна включать в себя следующие разделы.

- Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).

- Учебная программа по дисциплине (учебному курсу).

- Цель и задачи изучения дисциплины.

- Методические указания по самостоятельному изучению курса.

- Оглавление.

- Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).

- Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).

- Итоговый тест.

- Практические задания для самостоятельной работы.

- Тематика для небольших научно-исследовательских работ.

- Словарь терминов.

- Список сокращений и аббревиатур.

- Заключение.

- Список литературы (основной, дополнительной, интернет-источники).

- Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и других учебных материалов по тематике курса.

- Краткая творческая биография автора пособия.

Особенности программно-методического комплекса:

- резюме в конце каждой практической работы позволяет закрепить пройденный материал;

- отвечая на вопросы для самоконтроля, обучаемые готовятся к тесту по теме и собеседованию с преподавателем.

Правильная организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения в вузе облегчает его вступление в реальную жизнь, когда от него требуется при минимальном времени адаптации проявить все свои профессиональные и личные качества. Молодому специалисту пригодятся навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, система знаний, которая получена им в высшем учебном заведении, умение добывать знания своим собственным трудом и совершенствовать их по мере необходимости

Проектное задание

Разработать структуру индивидуального портфолио.

Определить основные его компоненты. Выбрать наиболее подходящий формат представления и его содержание.

Вопросы для самоконтроля

1. Виды технологий обучения.

2. Какое влияние оказывают компьютерные технологии обучения на учебный процесс?

3. Назовите основные компоненты дистанционной технологии обучения.

4. В чем состоит сущность проектного метода обучения?

5. Виды проектов.

6. Содержание проектной технологии.

7. Что такое "гипертекст"?

8. Что такое "портфолио"?

9. Виды и назначение портфолио.

10. Особенности электронных портфолио.

11. Особенности онлайн-портфолио.

12. В чем заключается составление портфолио.

13. Что необходимо применить для формирования портфолио в электронном виде?

14. Какие портфолио целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки?

15. Какие предъявляются требования к организации структуры портфолио?

16. В чем заключаются проблемы внедрения технологий портфолио в образовательную среду?

17. Направления развития технологий портфолио.

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ №2

Тест содержит 10 заданий, на выполнение которых отводится 5 минут. Выберите один или несколько правильных, по Вашему мнению, вариантов ответа и отметьте его любым значком в приведенном бланке ответов.

1. Гипертекстовая технология" обучения применяется при…
1 разработке справочных систем 2 использовании систем электронного документооборота и диагностики
3 формировании учебной дисциплины 4 разработке обучающих систем
2. Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют:
1 повысить качество знания 2 сделать электронное пособие основной формой обучения
3 активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность в предъявлении материала 4 повысить и поддерживать интерес учеников к обучению
3. Метод проектов…
1 способ достижения управленческой цели через общую разработку проблемы, которая должна завершиться теоретическим результатом 2 способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом
3 определяет структуру исследования 4 один из классических методов преподавания
4. Портфолио это
1 многовариантность выбора средств оформления работ, дизайнерского исполнения на персональном компьютере (это могут быть текстовые документы, созданные с использованием текстовых процессоров; электронные таблицы и диаграммы, разработанные средствами табличных процессоров, рисунки, анимация и др.) 2 систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях
3 вид оценивания, применяю-щийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусмат-ривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в ус-ловиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной 4 Файловый архив, включающий задокументированные сведения об опыте и достижениях субъекта образовательной деятельности.
5. К преимуществам технологии электронного портфолио относят:

 

1 многовариантность выбора средств оформления работ, дизайнерского исполнения на персональном компьютере 2 быстроту достижение целей преподавания дисциплины
3 унификацию представления информации 4 мобильность и гибкость (простота корректировок в структуре составляемых материалов)
6. Образовательная технология "электронный портфолио" предполагает организацию деятельности в…

 

1 едином модуле 2 2 этапа
3 5 частей 4 7 этапов
7. Двухсторонний характер портфолио состоит в…

 

1 Заинтересованы только студенты 2 с одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и студенты вуза, с другой стороны потенциальные работодатели.
3 Заинтересованы только преподаватели 4 портфолио имеет не двухсторонний характер
8. Что не является инструментом создания электронного портфолио …

 

1 персональный компьютер 2 программное обеспечение
3 Доступ к сети Интернет 4 Нет правильного ответа
9. Индивидуальная презентация в рамках портфолио-технологии, является:

 

1 основной частью портфолио 2 показателем результативности работы
3 итоговым, но не финальным действием в портфолио-технологии 4 все ответы правильные
10. При разработке параметров оценивания, необходимо познакомить студентов с такими инвариантными требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:

 

1 наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента;
аккуратность/тщательность выполнения;
структура материала;
творческое оформление материалов.

 

2 факты, отражающие понимание студентом материала;
материалы, отражающие размышления студента о своём познании;

 

3 материалы, отражающие творческие способности студента;
материалы, отражающие развитие студента.

 

4 все ответы правильные
11. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1 индуктивные и дедуктивные методы обучения 2 проблемная лекция
3 учебные дискуссии 4 познавательные игры

 

12. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1 индуктивные и дедуктивные методы обучения 2 проблемная лекция
3 практические и проблемно-поисковые 4 познавательные игры

 

13. К формам и методам интерактивного обучения:
1 учебная дискуссия 2 проблемная лекция
3 семинар-диспут 4 познавательные игры
14. СДО, это:
1 система дополнительного образования 2 Верны ответы 1 и 3
3 система дистанционного образования 4 Нет правильного ответа
15. Целью дистанционного обучения является
1 целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе 2 предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания
3 целенаправленный, сбор и распространение учебных материалов по сети Интернет 4 Нет правильного ответа
16. Технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения…

 

1 Информационно-спутниковая сетевая технология 2 Кейсовая технология
3 Интернет-сетевая технология 4 Локально-сетевая технология
17. Аттестационно-вахтовая технология…

 

1 технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов

 

2 технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий
3 технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения 4 технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения
18. Кейсовая технология может быть:

 

1 портфельной 2 тренинговой
3 модульной 4 обучающей
19. Средства обучения в СДО могут быть представлены через…

 

1 компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах 2 бумажные издания
3 средства обучения на основе Интернет-технологий 4 аудиокассета
20. Особенности программно-методического комплекса:

 

1 преподаватель должен уметь распределять учебный материал по различным средствам обучения, формировать из них комплект средств обучения как систему носителей учебной информации 2 отвечая на вопросы для самоконтроля, обучаемые готовятся к тесту по теме и собеседованию с преподавателем
3 технология ориентирована на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации образовательного процесса 4 резюме в конце каждой практической работы позволяет закрепить пройденный материал

 

1 2 3 4 5
1          
2          
3          
4          
6 7 8 9 10
1          
2          
3          
4          
11 12 13 14 15
1          
2          
3          
4          
16 17 18 19 20
1          
2          
3          
4          

Список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения

1. Картежникова А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед.. наук. - Омск, 2005.

2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд.3-е испр. И доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005.

3. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов. // Управление персоналом, № 5, 2006.

4. Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н.В.Муха - Томск: ОГУ РЦРО, 2005.

5. Новикова, Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г.Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. - М.: Academia; АПКиПРО, 2003.

Рекомендуемые Интернет-источники:

1. Рекомендации по оценке результатов образовательного процесса в системе бакалавриата и магистратуры (материалы подготовлены к.п.н., доцентом РГПУ им. А.И.Герцена Писаревой С.А. http://www.socspb.ru/

2. Очков В.Ф. Путь от Word-документа к мультимедийному учебнику [Электронный ресурс] / Режим доступа: www:\twt.mpei.ac.ru

Выходные данные:

Анопченко Т.Ю., Максимов В.А., Мошкин И.В. Составление индивидуального электронного портфолио в соотвествии с кредитно-модульной системой обучения [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. - Ростов н/Д. Изд-во АкадемЛит, 2011. 160 с.

Tagged under