Статьи

Медведева Т.И. 7 актуальных вопросов и ответов о бизнес-образовании

Saturday, 30 April 2016 14:46

Медведева Татьяна Игоревна

генеральный директор

ООО «Профессиональные образовательные технологии»

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

www.profedutech.ru

В статье представлен профессиональный взгляд на положение бизнес-образования в России и тенденции его дальнейшего развития.

Ключевые слова: бизнес-образование, бизнес-школы

Вопрос 1. Что такое бизнес-образование?

Для того чтобы быть в рамках одного предметного поля, нам необходим общий понятийный аппарат. Что же из себя представляет бизнес-образование? В настоящее время бизнес-образование — это комплекс практических знаний, необходимых современному предпринимателю для успешного ведения бизнеса. Кроме того, актуальные практические знания необходимы также специалистам, выполняющим определенный объем работ и ответственных за направления в бизнесе, если они наемные работники.

Вопрос 2. Кто сейчас идет учиться?

Сейчас идут учиться те, кто хочет расти профессионально и личностно, те, кто хочет продвижения по карьерной лестнице, те, кто создал бизнес и хочет его развивать, а также те, кто хочет создать собственную компанию. Мой опыт показывает, что это люди в возрасте от 25 до 40 лет. Причем 5 лет назад мои личные наблюдения показывали, что учатся люди в возрасте от 35 до 45 лет. То есть, я делаю вывод, что в настоящее время средний возраст слушателей снизился на 5-10 лет. Еще из личных наблюдений: чаще учатся женщины. Из десяти слушателей – всего два мужчины. Но и этот показатель в последнее время меняется – мужчин становится больше среди слушателей. Таким образом, можно отметить наличие гендерных особенностей. Характерным является то, что у мужчин более востребованы образовательные программы по менеджменту, а женщины предпочитают более прикладные курсы – финансы, бухучет, маркетинг. 

Вопрос 3. Как учить высших руководителей?

Я думаю, что руководителей нужно учить также как и всех обычных людей, если вопрос касается практических вопросов – многие руководители имеют весьма смутное представление о финансовом менеджменте, маркетинге, а иногда и о экономических законах ведения бизнеса. Когда же речь идет о стратегичесих вопросах – то, в этом случае необходимо выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы в группе слушателей находились люди примерно одинакового уровня и одинаковой цели. Тогда дополнительный эффект синергии, который может возникнуть в ходе изучения материалов программы, может дать неожиданный дополнительный положительный эффект. Особый акцент – это преподаватели. Для данной категории слушателей, это должны быть несомненные успешные практики, с огромным профессиональным  опытом и великолепным разносторонним образованием. Только такие люди, личным примером могут показать и доказать, что  образование может быть необходимым, правильным  и важным подспорьем в бизнесе.

Вопрос 4. Мешает ли кризис образованию?

По-моему мнению, нет. Не мешает. Наоборот стимулирует к обучению. Именно кризис – тот самый случай, который заставляет многих учиться – выйти из своей «зоны комфорта». Потому как удержаться  «на плаву» могут лишь уверенные в себе специалисты – потому что ценных кадров не сокращают, и активные предприниматели, которые постоянно ищут новые способы развития. К тому же мир стремительно меняется. Это происходит так быстро, что необходимо постоянно быть в курсе новых трендов. Остановка в развитии может привести к печальным последствиям -  ваше место может занять другой. Это касается всех аспектов деятельности как предпринимателей, так и сотрудников компаний.  В.И. Ленин завещал: «учиться, учиться, и еще раз учиться»! С тех пор, это напутствие становится только более актуальным.

Вопрос 5. Состояние ростовского рынка образования.

Ростовский рынок бизнес-образования находится в инертном состоянии.  Качественное образование есть, но его мало. В основном люди хотят получить «волшебные таблетки» и быстрые рецепты для решения своих задач и проблем в короткие сроки. И этим обусловлено большое количество тренингов и мастер-классов. Но умные люди понимают, что быстрые изменения редко бывают эффективными. Чтобы достигать качественных изменений необходимо меняться системно и последовательно, вовлекая в этот процесс свое окружение. Поэтому быстро такие процессы не протекают.

Могу отметить, что в других регионах (Центральная часть России, Краснодарский край, Восточные регионы – Сибирь, Урал, Дальний восток  и пр.) серьезное бизнес-образование более востребовано, и соответственно более развито.

Вопрос 6. Какие сейчас программы имеют наибольший спрос?

В настоящее время на второй план отошли программы, связанные с управлением персоналом. Наиболее востребованы курсы по оценке проектных и финансовых рисков, управление затратами, оптимизация бизнес-процессов, стратегическое управление компанией в условиях нестабильности. Конечно, это вызовы сложных экономических условий, необходимость перестройки себя и компании под новые условия рыночной экономики.  Неизменным остался спрос на программы по финансовому менеджменту: эффективное управление финансами компании – самая востребованная тема в любое время.

Вопрос 7. Бизнес-школа будущего – какая она?

Хотелось бы видеть бизнес-школы будущего эффективными, практикориентированными, интересными и востребованными. Они должны быть инновационными, использовать передовые технологии, иметь отличный тьюторский состав. Тьюторы – практикующие предприниматели. Только практический опыт успешного профессионала может быть применим и тиражируем.

Кроме того, современное образование должно быть  интерактивным – с использованием современных электронных ресурсов, и в то же время нельзя полностью уходить в дистанционное обучение  - необходимо создавать для слушателей условия для общения, обмена профессиональных опытом, выстраивания эффективных и полезных коммуникаций, что будет вдвойне способствовать их развитию.

Выходные данные статьи:

Медведева Т.И. 7 актуальных вопросов и ответов о бизнес-образовании//http://portal-u.ru: Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы. — 2016. URL: http://portal-u.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1709:7-aktualnykh-voprosov-o-biznes-obrazovanii&Itemid=1431 (дата обращения).

Вернуться к оглавлению "Журнал У. Экономика.Управление.Финансы.". №2/2016

_________________________________

 

Tatyana I. Medvedeva

CEO 

LLC "Professional Educational Technologies"

Seven Topical Questions and Answers about Business Education

The article presents professional view on the state of business education in  Russia and tendencies of its development.

Keywords: business education, business schools.