Статьи

Рогова Т.М., Сандросян М.Г. Анализ эффективности существующих механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в России

Tuesday, 03 July 2018 12:25

 

В данной статье выделены основные особенности малого предпринимательства, определены критерии отнесения субъектов к малому бизнесу, формы государственной поддержки малых предприятий, даны общие сведения о механизмах взаимодействия субъектов малого предпринимательства с государством, проведен анализ их эффективности, а также приведена информация о конкурентоспособности российского предпринимательства.

Предпринимательство – важный фактор социально-экономического прогресса, и поэтому государство должно быть заинтересовано в создании необходимых предпосылок для его развития. Малый бизнес развивается достаточно быстро и его значимость в российской экономике с каждым годом повышается.

Малое предпринимательство имеет особую роль и значение: развивает инновационную сферу деятельности, обеспечивает население рабочими местами, за счет чего снижает социальную напряженность, стабилизирует социально-экономическое развитие, является источником налоговых поступлений.

На сегодняшний день в России определены четкие критерии отнесения экономических субъектов к малому бизнесу. После внесения изменений в 2017 году в федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" малыми стали считаться предприятия с численность сотрудников до 100 человек и доходом от 800 млн. руб. (табл. 1)

Таблица 1 – Критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства[1]

Критерий

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Численность сотрудников

До 15 человек

От 16 до 100 человек

От 101 до 250 человек

Максимальный доход

120 млн. руб.

800 млн. руб.

2 млрд. руб.

Развитие любой из форм предпринимательства по большей части сопряжено с одной стороны с экономической обстановкой в стране, с другой - со способностью предпринимателей использовать предоставленные ему права для реализации своих целей. Это все, так или иначе, связано с деятельностью государства в части поддержки и развития предпринимательства.

Под государственной поддержкой понимают способы и инструменты, применяемые государством с целью содействия развитию и созданию комфортных условий ведения бизнеса. Также это деятельность властных органов государства и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития субъектов предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с законодательством Российской Федерации поддержка субъектов малого предпринимательства включает 6 форм, представленных на рисунке 1.

 Формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Рисунок 1 – Формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства[1]

Каждая из этих форм поддержки имеет отражение в федеральных и региональных программах. Основной задачей государственной поддержки является обеспечение малых предприятий равными правами и сокращение разрыва с более крупными предприятиями. Увеличение масштабов деятельности малых предприятий и их вклада в экономику требует системной и комплексной поддержки со стороны государственных органов, причем как на федеральном, так и на региональных уровнях.

В развитых странах мира существует достаточно эффективная система государственной поддержки малого бизнеса. На сегодняшний день, на долю малых предприятий в таких странах приходится до 70% ВВП. В России этот показатель намного ниже, он составляет 20%. Опыт стран зарубежья может послужить неплохим источником информации для усовершенствования существующих механизмов поддержки в России. Особого внимания требует нормативно - правовая база и долгосрочное планирование.

Эффективность развития хозяйственной деятельности государства зависит от количества предпринимательских структур, действующих в стране. Наиболее предпочтительными видами деятельности являются торговлю – 33,4% (85780), строительство – 12,4% (31811) и обрабатывающие предприятия – 13% (33203). [6] Всего же по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.03.2018 насчитывается 265719 предприятий малого бизнеса. ЦФО значительно опережает другие регионы по количеству малых предприятий, больше одной трети всех организаций находится там (35%), меньше всего в СКФО – 2%. (рис. 2)

 Распределение субъектов малого предпринимательства по федеральным округам

Рисунок 2 – Распределение субъектов малого предпринимательства по федеральным округам[4]

Основные показатели деятельности малых предприятий имеют неоднозначный характер: сокращение в 2016 году по сравнению с 2015 количества предприятий на 40% (69745), численности работников на 24% (1271978 чел.) и при этом увеличении оборота предприятий на 8,36% (1445354109 тыс. руб.). В 2017 года данные показатели выросли на 48,4% (83771), 24,5% (1323153 чел.) и 6% (1147515021 тыс. руб.) соответственно[6].

На протяжении последних лет наблюдается отрицательная динамика показателя численности работников малых предприятий по отношению ко всем занятым в экономике: в 2016 году они составили 7,48% (5388947 чел.) от общего числа занятых в экономике, что на 2,8% меньше, чем в 2012. [6] В целом отрицательная динамика наблюдается также у показателя оборота малых предприятий по отношению к обороту всех организаций, в экономике: с 2013 по 2016 годы он упал на 1,09%, но в 2017 году незначительно вырос и составил 12,88% (19885,73 млрд руб.)[6]. Годовой объем кредитной поддержки, в период с 2013 по 2017 год также уменьшился и составил 20,61 млрд. руб., что на 4,4% (1,24 млрд. руб.) меньше 2013 года[5].

В апреле 2014 года с целью создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышения инновационной активности бизнеса, а также эффективности государственного управления была утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»[3]. Для реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" с 2013 по 2015 год увеличивался объем бюджетных ассигнований, затем в 2016 году сократился на 24% (5258250 тыс. руб.), а вновь увеличился на 37,8% (6320000 тыс. руб.) в 2017 году[5].

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, (опубликован на сайте Агентства стратегических инициатив) была оценена деятельность региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. По его итогам в 2017 году лидирующую позицию занимает Республика Татарстан[2]. Значительные изменения произошли в Московской, Костромской, Воронежской, Ивановской и Ленинградкой областях, это следует из изменения их позиций в рейтинге на 12 – 15 строк. Обратные результаты у Владимирской области, регион упал на 7 строк в рейтинге.

Проанализированные показатели говорят о том, что наиболее предпочтительными для малого бизнеса являются такие регионы, которые имеют выгодное экономико-географическое положение и высокий человеческий капитал, что вызывает неравномерность развития предпринимательства и нереализованность предпринимательского потенциала. Предприниматели в основном нацелены на увеличение доходов, а не на выполнение социальных и инновационных функций предпринимательства. Стоит также отметить нестабильность в выделении средств на реализацию государственных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства.

В заключение данной работы хочется сказать пар у слов о конкурентоспособности российского предпринимательства.
Международным институтом управленческого развития в Швейцарии ежегодно составляется мировой рейтинг конкурентоспособности[9]. В нем отражается информация о 63 странах мира и учитывается больше 130 критериев сравнения. В данном рейтинге Россия заняла в 2017 году 42 место. Лидирующие позиции у Сингапура, Швеции и США.

По данным отчета о глобальной конкурентоспособности ежегодного Всемирного экономического форума Россия занимает 38 место (страна поднялась на основе «Глобального индекса конкурентоспособности»)[8]. В числе лидеров Швейцария, США и Сингапур.

Всемирный банк на протяжении многих лет ежегодно проводит глобальное исследование «Doing Business», [7] в рамках которого приводится рейтинг 190 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Россия заняла в данном рейтинге в 2017 году 35 место (поднялась на 15 позиций), а лидерами на протяжении нескольких лет остаются Новая Зеландия, Сингапур и Дания.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день Россия значительно отстает от многих других стран по конкурентоспособности бизнеса и условиям его развития. Причин может быть много: недостаточность ресурсов для развития, неэффективность государственного регулирования данной сферы, неблагоприятная деловая среда, политическая нестабильность, усиление бюрократической, налоговой, административной нагрузок. Малое предпринимательство - движущая сила в экономике многих стран. Государству необходимо его развивать и всесторонне поддерживать, несмотря на то, что оно сопряжен с большими рисками. Малые предприятия обладают большим потенциалом, особенно в инновационной сфере, что очень важно в современных условиях. Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако большинство показателей отражают отрицательную динамику, что говорит о неэффективности государственной поддержки малого предпринимательства. Это также подтверждается не самыми высокими позициями в мировых рейтингах. Зарубежная практика может помочь России повысить эффективность взаимодействия государства и бизнеса. В первую очередь нужно решить вопрос с непропорциональностью развития малого предпринимательства в стране и разработать систему, способную оценить вклад государства в развитие малого предпринимательства. Главными же принципами государства при построении своей деятельности должны стать системность и комплексность.

Список источников и литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 12.03.2018)

2. Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru (дата обращения: 12.03.2018)

3. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Правительство России. URL: http://government.ru/programs/225/events/ (дата обращения: 12.03.2018)

4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 12.03.2018)

5. Портал Государственных программ Российской Федерации. URL: https://programs.gov.ru/Portal/site/index (дата обращения: 12.03.2018)

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.03.2018)

7. Doing Business – Measuring Business Regulations – World Bank Group. URL: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2018 (дата обращения: 12.03.2018)

8. Global Competitiveness Index 2017-2018 – World Economic Forum. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/countryeconomy-profiles/#economy=RUS (дата обращения: 12.03.2018)

9. IMD World Competitiveness Online - IMD business school for management and leadership courses. URL: https://worldcompetitiveness.imd.org/rankings/Digital (дата обращения: 12.03.2018)

Выходные данные статьи:

РОГОВА, Татьяна Михайловна; САНДРОСЯН, Маргарита Гарниковна. Анализ эффективности существующих механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в России. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 2, июнь 2018. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/144>. Дата доступа