Статьи

Ласкова Т.С., Шаповалов В.С., Скрементова А.А. Автотранспортная инфраструктура г. Ростова-на-Дону: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Monday, 14 January 2019 07:29

 

В статье рассматриваются ключевые проблемы, и основные перспективы развития наиболее проблемной части транспортной инфраструктуры, как Ростовской области, так и Российской Федерации в целом – автотранспорта. Для наиболее полного понимания проблемы были исследованы ее основные составляющие и в дальнейшем были выявлены и проанализированы возможности модернизации инфраструктуры. В дополнение ко всему был проанализирован вклад проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в развитие автотранспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону. Для контраста в вопросе транспортного дисбаланса было решено провести сравнение с другим городом-организатором Чемпионата мира по футболу 2018 Волгоградом. Так же был рассмотрен ряд проектов по модернизации автотранспортной инфраструктуры, которые разрабатываются правительством области и государством. Особое внимание уделяется анализу данных анкетирования о состоянии городской транспортной инфраструктуры.

Автотранспортная инфраструктура — это разновидность транспортной инфраструктуры, которая выполняет перевозки и обеспечивает их выполнение и обслуживание посредством автомобильного транспорта. Автотранспортная инфраструктура выполняет ряд важных задач, к которым можно отнести удовлетворение потребностей субъектов экономики в автотранспортных объектах, формирование автотранспортной сети региона, повышение конкурентоспособности и уровня социального и экономического развития региона [1].

Состояние автотранспортной инфраструктуры традиционно является одной из проблемных зон, как в регионе, так и в стране в целом. В г. Ростове-на-Дону сформировался целый ряд комплексных проблем. Во-первых, присутствует ярко выраженный транспортный дисбаланс, проявляющийся в том, что в настоящий момент структура общественного пассажирского автомобильного транспорта представлена 443 автобусами большой вместимости и 750 автобусами малой вместимости. Для нормального функционирования общественного транспорта требуется 631 большой автобус и 458 малых исключительно на тех маршрутах, где автобусы не смогут по разным причинам проехать. Так же для комфорта пассажиров требуется развитие других видов общественного транспорта, например, трамваев (по данным на 2017 год в Ростове-на-Дону курсируют 62 трамвайные единицы), которых недостаточно для города[2]. В решении данной проблемы Ростову-на-Дону следует брать пример с г. Волгограда, где до недавнего времени тоже была проблема с транспортным дисбалансом, которую власти смогли решить.

Во-вторых, к проблеме общественного городского транспорта можно отнести степень его модернизированности, комфорта и безопасности. Если брать рейтинг степени модернизации транспорта сайта «domofond.ru»[3], столица Дона занимает 56 позицию из ста. Заместитель главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев, оценил состояние общественного транспорта в донской столице как «ужасное»[4].

В-третьих, неудовлетворительное состояние дорожного полотна. В Ростове-на-Дону насчитывается 1509 улиц. Общая протяженность городских дорог составляет 1170 км, что соответствует более чем 20 млн. кв.м. площади. В последние десять лет состояние дорожного полотна только ухудшалось, но на данный момент благодаря реализации ряда программ можно сказать, что ситуация начинает постепенно выравниваться. Одной из таких программ является «Карта убитых дорог»[5], разработанная Общероссийским народным фронтом, главными задачами которой является улучшение состояние дорожного полотна по всей стране с учетом мнения граждан. Опираясь на данные ОНФ, можно отметить, что всего 120 км. дорог в Ростове-на-Дону считаются «убитыми», а 670 км модернизированными. Благодаря этому по сравнению с 2015 годом в рейтинге состояния дорожного покрытия город поднялся на 37 строчек и занимает 44 место, что говорит о том, что состояние дорожного полотна в донской столице постепенно приходит в норму[6].

С целью более полного выявления современных проблем автотранспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону было решено проанализировать мнение горожан путем прямого анкетирования двух категорий. Один опрос опирался на слушателей Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по направлению «Менеджмент», обучающихся в Южном федеральном университете в 2017-2018 учебном году (целевая группа – руководители предприятий Ростова-на-Дону и области), имеющих личный автотранспорт и передвигающиеся на нем, что позволило выявить их мнение о состоянии дорожного полотна и загруженности дорог донской столицы[7]. Второй опрос опирался на студентов экономического факультета Южного федерального университета, ежедневно пользующихся общественным городским транспортом, что позволило выявить его основные проблемные зоны [8]. В каждом из опросов с помощью Google-форм приняли участие около 50 человек.

Большинство участников первого опроса были люди от 26 до 35 лет (примерно 54% от общего количества опрошенных), добирающиеся ежедневно на работу или в ВУЗ на личном транспортном средстве  (87% респондентов) в течение 1 часа (72% опрошенных).

На вопрос «Оцените состояние безопасности дорожного движения в Ростове-на-Дону и Ростовской области по пятибалльной шкале» 46% респондентов отметили удовлетворительную ситуацию в этой сфере внутри города (см. Рисунок 1.), в Ростовской области ситуация практически такая же, большинство опрашиваемых, а именно 41%, считают состояние безопасности удовлетворительным (см. Рисунок 2.). Но при этом, анализируя полученные результаты нельзя считать, что это хорошие показатели, так как не малая часть жителей Дона склонна считать, что состояние дорог либо неудовлетворительное, либо и вовсе плохое.

 Оценка состояния безопасности дорожного движения

Рисунок 1 - Оценка состояния безопасности дорожного движения в г. Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

 Оценка состояния безопасности дорожного движения в Ростовской области

Рисунок 2 - Оценка состояния безопасности дорожного движения в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

На вопрос «Насколько загружены дороги г. Ростова-на-Дону?» подавляющее число опрошенных 87% ответили, что дороги сильно загружены (см. Рисунок 3.). Отсюда следует, что дорожным ведомствам следует задуматься о ситуации с пробками на дорогах Донской столицы и приступить к созданию проектов по нормализации ситуации проблемных участков автодорог посредством строительства новых развязок, расширения существующих дорог и т.д.

На дорогах Ростовской области дела с загруженностью дорог обстоят лучше, так 72% респондентов считают, что загруженность более  умеренная (см. Рисунок 4.).

 Насколько загружены дороги Ростова-на-Дону

Рисунок 3 - Насколько загружены дороги Ростова-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Далее участникам опроса должны было предложено оценить состояние дорог Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Насколько загружены дороги Ростовской области  

Рисунок 4 - Насколько загружены дороги Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Почти половина опрошенных респондентов (46%) отмечают, что состояние дорог в Ростове-на-Дону удовлетворительное (см. Рисунок 5.), но в тоже время, опрошенные считают, что состояние дорог в области немного хуже, 41% процент опрошенных респондентов, считают состояние дорожного полотна удовлетворительным (см. Рисунок 6.). Таким образом, данные опроса подтверждают, что состояние дорог на Дону далеко не в лучшем состоянии.

На вопросы «Удовлетворены ли вы качеством проведенных ремонтных работ на улично-дорожной сети в Ростове-на-Дону?» и «Удовлетворены ли Вы качеством проведенных ремонтных работ на улично-дорожной сети в Ростовской области?» в ходе опроса были получены практически идентичные ответы.

Так в Ростове-на-Дону 82% не удовлетворены качеством проведенных ремонтных работ и так же в Ростовской области 82% не удовлетворены проведенными работами. Так и есть, потому что в основном на Дону после проведенных работ дороги либо становятся хуже, либо приходят в неудовлетворительное состояние после недели эксплуатации.

Оценка состояния дорог в Ростове-на-Дону 

Рисунок 5 - Оценка состояния дорог в Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Оценка состояния дорог в Ростовской области 

Рисунок 6 - Оценка состояния дорог в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Как показали результаты вопроса «Изменилось ли состояние дорог в связи с проведением в нашем городе Чемпионата мира по футболу 2018?» больше половины респондентов 54% (см. Рисунок 7.) считают, что состояние дорог осталось на прежнем уровне, хотя были проведены работы и построены новые развязки.

В заключительных вопросах анкетирования респонденты оценили работу дорожно-транспортных служб в Ростове и Ростовской области.

 Изменилось ли состояние дорог в связи с проведением в городе Чемпионата мира по футболу 2018

Рисунок 7 - Изменилось ли состояние дорог в связи с проведением в городе Чемпионата мира по футболу 2018 (составлено автором по результатам анкетирования)

По итогам опроса были получены совершенно противоположные результаты. Большинство людей считают, что работа дорожно-транспортных служб в Ростове-на-Дону неудовлетворительная 36% (см. Рисунок 8.), в то время как в Ростовской области большинство опрошенных респондентов считает, что работа удовлетворительная 44% (см. Рисунок 9.).

В опросе о состоянии общественного транспорта в Ростове-на-Дону и области первые вопросы так же были про пол и возраст участников. Таким образом, удалось выяснить, что большинство участников опроса девушки от 18 до 20 лет.

 Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростове-на-Дону

Рисунок 8 - Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

 Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростовской области

   Рисунок 9 - Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

На вопросы: «К какой категории участника дорожного движения Вы относитесь?», и «Как вы добираетесь в ВУЗ?» были получены следующие результаты. Большинство респондентов являются пешеходами(84%) которые добираются в ВУЗ на общественном транспорте(84%).

На вопросы: «Оцените состояние общественного транспорта в Ростовской области?» (см. Рисунок 10.) и «Оцените состояние общественного транспорта в Ростове-на-Дону» (см. Рисунок 11.), респонденты ответили одинаково.

Оценка состояния транспорта в Ростове-на-Дону 

Рисунок 10 - Оценка состояния транспорта в Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Далее были получены ответы на вопросы «Соответствует ли соотношение цена/качества в общественном транспорте Ростовской области?» и «Соответствует ли соотношение цена/качества в общественном транспорте Ростова-на-Дону?». Проанализировав данные вопросы, было выявлено, что как в Ростовской области соотношение цены качества не соответствует (72%) против (28%), так и в Ростове-на-Дону (83%) против (17%).

 Оценка состояния транспорта в Ростовской области

Рисунок 11 - Оценка состояния транспорта в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Проведя исследование, было выявлено то, что 68% жителей Дона считают местный транспорт неудобным (см. Рисунок 12.) и 72% жителей не устраивает персонал, который обслуживает их в общественном транспорте (см. Рисунок 13.).

Далее респондентам было предложено оценить состояние безопасности транспорта как Ростова-на-Дону, так и области в целом. Так вот если в Ростовской области транспорт можно считать более-менее безопасным, здесь 64% считают, что транспорт небезопасен, а 36% считают, что безопасен, то в Ростове-на-Дону (см. Рисунок 14.) практически все респонденты считают транспорт небезопасным 83% против 17% (см. Рисунок 15.).

 Удобно ли жителям Ростова-на-Дону перемещаться на общественном транспорте

Рисунок 12 - Удобно ли жителям Ростова-на-Дону перемещаться на общественном транспорте (составлено автором по результатам анкетирования)

 Устраивают ли жителей Ростова-на-Дону водители, которые работают в маршрутных такси или автобусах

Рисунок 13 - Устраивают ли жителей Ростова-на-Дону водители, которые работают в маршрутных такси или автобусах (составлено автором по результатам анкетирования)

С этим тяжело не согласиться, когда каждый день в социальных сетях появляется информация, связанная с поломками в общественном транспорте.

В заключение опроса респонденты отвечали на вопрос «Изменилось ли состояние общественного транспорта по сравнению с прошлым годом?». Ответы на данный вопрос напрямую отражают ситуацию, сложившуюся с автотранспортной инфраструктурой, потому что только 4% считают, что состояние стало лучше, 80% считают, что осталось прежним, а оставшиеся респонденты сказали, что состояние стало только хуже.

 Считают ли жители общественный транспорт Ростова-на-Дону  безопасным

Рисунок 14 - Считают ли жители общественный транспорт Ростова-на-Дону  безопасным (составлено автором по результатам анкетирования)

Таким образом, проанализировав результаты опросов, удалось подтвердить, что автотранспортная инфраструктура в Ростове-на-Дону и Ростовской области находится далеко не в лучшем состоянии и не важно, к какой категории вы относитесь.

 Считают ли жители безопасным транспорт Ростовской области

Рисунок 15 - Считают ли жители безопасным транспорт Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Таким образом, проанализировав результаты опросов, удалось подтвердить, что автотранспортная инфраструктура в Ростове-на-Дону и Ростовской области находится далеко не в лучшем состоянии и не важно, к какой категории вы относитесь.

Для Ростова-на-Дону развитие автотранспортной инфраструктуры входит в список приоритетных задач. Поэтому для решения проблем, связанных автотранспортом разрабатываются различные программы, в том числе и на государственном уровне. Государственная программа Ростовской области «Развитие транспортной системы»[9] является наиболее важной из них. Основной целью данной программы является создание условий для устойчивого функционирования транспортной системы Ростовской области, развитие новых видов городского внеуличного общественного транспорта (метро), повышение уровня безопасности движения.

Так же Ростовская область должна следовать государственным стандартам, согласно которым региональные власти должны довести долю дорог, соответствующих нормативам, до 50% к 2018 году и до 85% к 2025 году.

Вклад проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в развитие автотранспортной инфраструктуры трудно переоценить. На реализацию проектов по реконструкции и модернизации города было выделено в общем 90 млрд. рублей. В число программ по модернизации транспорта и дорог к чемпионату мира 2018 входили проекты:[10].

1. Реализация проекта «Безопасные и качественные дороги» по которому проводиться реконструкция дорог протяженностью 111 километров и общей площадью 1,5 млн кв.м, в том числе в центральной части города.

2. Обновление Ворошиловского моста. Реконструкция моста предполагает создание на его месте двух новых полноценных мостов. Первый из них был открыт в августе этого года.

3. Постройка Западного и Южного транспортного обхода Ростова-на-Дону. Также запланирован проект по строительству подъезда со стороны трассы М-4 «Дон» к новому аэропорту «Платов»

4. Обновление автотранспортного парка. Благодаря этому в строй войдут 70 новых троллейбусов, 73 трамвая, 320 обычных автобусов и 100 автобусов с повышенной комфортностью. К «Ростов арене» зрители смогут добраться на автобусах шаттлах и впервые Ростовские власти намерены свести к минимуму использование маршрутных такси и воспользоваться услугами автотранспорта с наибольшей вместимостью.

Таким образом, на данный момент  не только Ростов-на-Дону обладает слаборазвитой автотранспортной системой, но и страна в целом. Но, несмотря на все проблемы, существуют выходы из сложившейся ситуации. Во-первых, ряд как региональных, так и государственных программ может сформировать предпосылки для развития автотранспорта. Во-вторых, проведения Чемпионата мира 2018 благоприятно повлияло на автотранспортную инфраструктуру. По итогу была осуществлена масштабная модернизация общественного транспорта (в 2017-2018 годах приобрели 200 единиц автобусов большой вместимости), а так же была проведена реконструкция дорог по большей мере находящихся на территории около стадиона: это реконструкция мостового перехода через реку Дон в створе проспекта Ворошиловского, строительство улицы от южного подъезда до Левобережной, капитальный ремонт автодороги Левобережная - Чемордачка.

Список источников и литературы:

1. Абакумов Г. В. Элементы транспортной инфраструктуры. Автомобильные дороги. // Тюменский государственный нефтегазовый университет. - 2012. – 103c.

2. Гаричян М., Горбатова В., Данильчук Е., Зимина Д., Кругликов М., Кушнерёва С., Меркулова О., Неменова Е., Сюнетджьянц В., Фурманова А. Ростов разворошил общественный транспорт // Журнал «Эксперт Юг». - 2017. - № 339(1). URL: http://expert.ru/south/2017/01/rostov-razvoroshil-obschestvennyij-transportx/  (дата обращения 05.04.2018).

3. Рейтинг 100 крупнейших населенных пунктов Российской Федерации по качеству работы общественного транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.domofond.ru/statya/elektrichka_hodit_raz_v_chas/6704 (дата обращения 05.04.2018).

4. Законодательное собрание Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zsro.ru/press_center/news/1/19045/?print=Y (дата обращения 04.04.2018).

5. Проект общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ / Карта Убитых Дорог» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dorogi-onf.ru/ (дата обращения 04.04.2018)

6. Газета.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/auto/2018/06/04_a_11786035.shtml (дата обращения 10.06.2018).

7. Анкетирование на тему: "Состояние дорог в Ростове-на-дону и области" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/1GkBVb4gjKS5cGPojuCDaI1c8nBVm-asOp83teouKPYw/viewform?edit_requested=truе (дата обращения 25.02.2018)

8. Анкетирование на тему: " Состояние общественного транспорта в Ростове-на-дону и области" [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/16GOlrxbc0_MlDZXzjSIy1ZwUxdHZDi3VvpS4eC-9lWc/edit(дата обращения 27.02.2018).

9. Государственная программа Ростовской области «Развитие транспортной системы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mindortrans.donland.ru/Default.aspx?pageid=125059 (дата обращения 28.03.2018).

10. Инвестиции и инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investrostov.ru/pages/chempionat-mira-po-futbolu-v-rostove-na-donu (дата обращения 04.04.2018)

Выходные данные статьи:

ЛАСКОВА, Татьяна Сергеевна; ШАПОВАЛОВ, Владимир Сергеевич; СКРЕМЕНТОВА, Алина Александровна. Автотранспортная инфраструктура г. Ростова-на-Дону: современное состояние, проблемы и перспективы развития. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 4, дек. 2018. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/174>. Дата доступа