Статьи

Марьина А.В., Бойцов А.Н. Тенденции в социальной политике Республики Башкортостан

Monday, 08 July 2019 12:04

В статье представлен анализ социальной политики в Республике Башкортостан. Рассмотрены основные проблемы в ее реализации и возможные пути решения.

В современных экономических реалиях успешная социальная политика государства является неотъемлемым условием высокого уровня жизни общества. Перед органами государственной власти Республики Башкортостан стоят задачи по преодолению затруднений в реализации социальной политики, а также по выполнению программ, представленных руководством страны. Необходимо отметить, что огромное влияние на уровень социальной политики оказывает экономическое развитие страны и региона. Это может продемонстрировать зависимость экономики РФ от цен на экспортируемые углеводороды, политические санкции и инвестиционный климат страны. Поэтому экономическая ситуация страны может накладывать некоторые ограничения на масштабы социальной политики и конкретные мероприятия по ее совершенствованию.

Во многих регионах РФ были разработаны стратегии социальноэкономического развития. Так в РБ была принята стратегия социальноэкономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. В данном документе отражены основные мероприятия, статистику, динамику и направления социально-экономического развития региона. Среди основных направлений и проектов можно выделить: изменение демографической ситуации в регионе; улучшение состояния здоровья населения; сокращение дисбаланса в уровнях доходов населения; повышение доступности и качества образования; повышение качества и эффективности социальной защиты; повышение доступности жилья для всех категорий граждан; снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Важным фактором при решении задач социальной политики в регионе является дифференцируемость районов РБ по уровню жизни и благосостоянию в целом. Существенные различия по уровню жизни граждан создает внутри-региональную миграцию, на ровне с межрегиональной. Центрами внутри-региональной миграции являются агломерационные образования: ГО Уфа, Стерлитамак и Октябрьский. В целом же демографическая ситуация в Республике имеет отрицательные тенденции в силу миграции населения в другие регионы страны и естественной убыли населения. При этом наблюдается миграция трудоспособного населения в вышеупомянутые города, а также за пределы региона.

Для решения проблем демографии и миграции с территорий с низким экономическим развитием выделены три направления. Первое направление – политика преобразования муниципальных образований – предлагается применять в отношении сельских поселений районов, попавших в зону неэффективного управления. Основным инструментом данного направления является объединение муниципалитетов (сельских поселений), основанное на результатах оценки их потенциала и связанности территорий, и дальнейшее оказание адресной помощи из республиканского бюджета в зависимости от существующих проблем в их развитии.

Второе направление – политика субрегионального развития – предлагается применять в отношении сельских поселений районов, попавших в зону неэффективного роста. Основным инструментом данного направления является формирование субрегионов различного типа в зависимости от уровня развития экономики и проблем в социальной сфере (программные субрегионы, территории опережающего социальноэкономического развития и др.) и реализация адресных республиканских инвестиционных программ.

Третье направление – политика агломерационного развития – предлагается применять в отношении сельских поселений районов, попавших в зону средних значений (невысокие темпы роста СЭР, средний уровень СЭР), в зону эффективности (высокие темпы СЭР, средний уровень СЭР) и в зону благополучия (высокие темпы роста СЭР, высокий уровень СЭР).

В нее может входить вахтовая и маятниковая миграция, которая составляет приблизительно 7-8% населения. Данный вид миграции существенно отяжеляет повседневную жизнь работников и студентов, а также мешает воспитывать детей и сказывается на состоянии здоровья. (Демографический доклад 69 стр.). Динамика численности трудоспособного населения в регионе представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика численности трудоспособного населения



Год

Численность населения в возрасте:

моложе трудоспособного

Трудоспособном

старше трудоспособного

всего,
тыс. чел.

в % к общей численности населения

всего
тыс. чел.

в % к общей численности населения

всего
тыс. чел.

в % к общей численности населения

1990

1059,1

26,9

2183,2

55,4

699,0

17,7

2000

966,3

23,5

2348,2

57,0

805,3

19,5

2005

790,6

19,4

2517,6

61,7

773,1

18,9

2010

736,8

18.1

2525,2

62,1

806,5

19,8

2013

764,1

18,8

2438,7

60,1

858,2

21,1

2014

778,4

19,1

2411,9

59,3

879,4

21,6

2015

793,0

19,5

2376,1

58,4

902,9

22,2

2016

810,2

19,9

2333,4

57,3

927,5

22,8

2017

822,6

20,2

2294,1

56,4

950,3

23,4

2018

828,3

20,4

2261,0

55,6

974,0

24,0

Источник: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/

Так можно наблюдать, что планомерно растет доля населения моложе трудоспособного и старше трудоспособного (0,3-0,4% в год). При этом доля трудоспособного населения падает быстрыми темпами (практически на 1 % в год). В силу данной динамики возникает необходимость совершенствования молодежной политики, и пенсионного обеспечения, а также повышение стандартов достойного труда. Для молодежной политики в РБ выделяют три сценария: оптимальный, оптимистический и инерционный. Где рассматривается соответственно развитие или стагнация ресурсной базы реализации государственной молодежной политики, увеличение или сокращение удовлетворенности молодежной политикой, а также возможное принятие или непринятие закона ФЗ «о государственной молодежной политике». Еще одним важным направлением в области молодежной политики является помощь молодым семьям [4].

Доля населения старше трудоспособного уже составляет 24 %. Постепенное увеличение доли возложит существенную нагрузку на трудящихся, а также вызовет ряд проблем связанных с увеличением предоставляемых медицинских услуг. Решениями проблемы старения региона могут позволить популяризация приемных семей для пожилых людей и инвалидов, существенные вложения в медицинскую помощь, а также развитие паллиативной помощи.

Существенным барьером для успешной реализации программ социальной политики является отсутствие сильного взаимодействия бизнеса и властных структур в данном направлении. При этом существуют тенденции среди крупных промышленных предприятий РБ увеличивать свои вложения в корпоративную социальную ответственность. Среди таких предприятий можно отметить ООО «Газпром трансгаз Уфа» и ПАО АНК «Башнефть» (дочернее общество ПАО «НК «Роснефть»). Так ООО «Газпром трансгаз Уфа» реализует множество программ по поддержке своих сотрудников и жителей РБ, среди которых организация спортивно-массовых мероприятий, организация мероприятий по защите экологии, а также проект «Газпром детям». Однако в целом присутствует запрос на совместную работу органов государственной власти и предприятий региона по вопросам корпоративной социальной ответственности.

Еще одной тенденцией является развитие социального предпринимательства. Данное направление в основном осуществляется посредством некоммерческих организаций республики, которые работают по наиболее важным социальным вопросам. Разрабатывается множество программ по увеличению количества некоммерческих организаций в регионе. По данным Управления Министерства юстиции РФ по РБ, количество НКО на 1 января 2018 г. составило 5127 организаций (в сравнении с 2011 г. число НКО выросло в 5 раз) [3].

Таким образом, существуют предпосылки для увеличения социальных программ в регионе. Создана стратегия социально-экономического развития региона на период до 2030 года. Существуют объективные тенденции совершенствования социальной политики в области молодежной политики, экологии, социальной защиты нетрудоспособных граждан. Существует определенные сценарии развития, которые определяются как оптимистичные, оптимальные и инерционные. Реализация многих задач социальной политики региона будет во многом зависеть от дальнейшего развития экономической ситуации в РФ.

Список источников и литературы:

1. Постановление Правительства РБ от 20.12.2018 №624 О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года

2. Беляев М.А., Вельц Р.Я., Габидуллина Г.Р., Нигматуллина Т.А. Социальные инновации: бизнес-модели социального пред-приятия : методическое пособие для руководителей и специалистов не-коммерческих организаций / сост.: М.А. – Уфа: Изд-во БИСТ (филиала) ОУП ВО «АТиСО», 2018. – 84 с.

3. Валиахметов Р.М., Хилажева Г.Ф., Шамсутдинова Н.К. Республика Башкортостан. Демографический доклад. Выпуск 2 / отв. ред.– Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2016. – 148 с.

4. Лавренюк Н.М. Оценка эффективности и перспективы молодежной политики в Республике Башкортостан Вестник ВЭГУ № 6 (98) 2018. 80 с.

5. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан - http://bashstat.gks.ru/

Выходные данные статьи:

МАРЬИНА, Александра Валентиновна; БОЙЦОВ, Алексей Николаевич. Тенденции в социальной политике Республики Башкортостан. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 2, июль 2019. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/221>. Дата доступа