Статьи

Бритикова Е.А., Гайдина А.С. Система стратегического управления организацией

Tuesday, 09 July 2019 07:08

Успешная организация в современных условиях конкуренции непременно должна иметь устойчивую систему стратегического управления. В статье рассмотрены такие понятия, как стратегия организации, стратегическое управление, их взаимосвязь в организации, а также принципы стратегического управления.

В современных условиях конкуренции многие организации испытывают ряд затруднений, связанных с подбором мероприятий, которые способствовали бы получению прибыли, увеличению рыночной стоимости компании, расширению рынков сбыта и комплекса оказываемых услуг. Для эффективной деятельности руководству организации необходимо проработать мероприятия, направленные на достижения этих целей, с помощью организации системы стратегического управления. Но прежде всего, следует выяснить, что представляет собой стратегия вообще.

Стратегия организации – процесс определения основных долгосрочных целей и задач, а также постановка курса действий, распределения ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей[3].

Под стратегическим менеджментом понимают функцию управления, которая распространяется на длительные цели и функционирование организации[2]. Формулировка стратегии и методический инструментарий являются основой управления и принципиальным признаком эффективного менеджмента организации. Разработка и реализация системы менеджмента ведут к росту уровня результативности деятельности организации [3].

Стратегическое управление характеризуется как процесс, который осуществляется взаимодействием организации с ее окружением. Сущность стратегического управления заключается в определении уровня развития организации в настоящий момент, анализе перспектив ее развития через несколько лет, исследовании способов достижения желаемого результата [3].

В современных условиях, можно выделить два основных принципа системного подхода к управлению[2]:

- постановка цели системы или предвидение основных результатов и средств их достижения;

- постановка стратегических целей на большие временные горизонты в условиях неопределенности.

Иными словами, невозможно заранее предусмотреть все воздействующие на систему факторы и их влияние на достижение поставленной цели.

Основные этапы процесса стратегического управления представлены на рисунке 1.

Основные этапы стратегического управления

Рисунок 1 – Основные этапы стратегического управления[2]

Это укрупненное представление процесса выработки, принятия и реализации стратегических решений.

Любая гениальная стратегическая идея, исходящая от руководителя, должна быть профессионально проработана, преобразована в стратегическое решение и только тогда стать руководством к действию его реализации менеджером и персоналом организации [1].

Разработка управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. Выработка и принятие стратегических управленческих решений для организации начинается после определения ею миссии и цели в соответствии со структурной схемой стратегического управления [2].

Схема стратегического управления представлена на рисунке 2.

Схема стратегического управления

Рисунок 2 – Схема стратегического управления

Рассмотрим систему стратегического управления организацией на примере фирмы ООО «Премиум»

Молодое рентабельное хозяйство с прогрессивными технологиями возделывания зерновых и масленичных культур ООО «Премиум» было образовано в 2007 году. На сегодняшний день ООО «Премиум» заключило договоры аренды земельных участков с пайщиками общедолевой собственности площадью 3300 га и продолжает заключение договоров, планируя расширение земельных участков до 5000 га. Основное направление хозяйства – растениеводство. В хозяйстве выращивают озимую. пшеницу, озимый ячмень, озимый рапс, кукурузу, подсолнечник.

Цели на текущий год и стратегическая цель: максимальное получение прибыли, расширение земельных участков до 5000 га, построить и открыть завод по переработке зерновых и масленичных культур.

Миссией ООО «Премиум» является развитие агропромышленного комплекса в Адыгее. Адыгея – регион, где основное население проживает в сельской местности, а доля сельского хозяйства занимает в структуре валового республиканского продукта одно из лидирующих мест. Получение стабильной прибыли ведет к росту благосостояния и созданию новых рабочих мест, что оказывает благоприятное воздействие на социальную обстановку на селе.

Стратегия развития ООО «Премиум». ООО «Премиум» работает по инвестиционной программе, направленной на диверсификацию рисков, связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности.

Бизнес-концепция предприятия ООО «Премиум» состоит в получении максимальной прибыли путем увеличения продуктивности и эффективности своего сельскохозяйственного бизнеса за счет применения лучших достижений в агрономии, модернизации оборудования и построения эффективного контроля и управления денежными потоками.

С момента образования в ООО «Премиум» создана прочная организационная структура, которая может эффективно и устойчиво работать и достигать максимальных результатов в агробизнесе. В долгосрочной перспективе предприятие планирует создать комплексное и сбалансированное вертикально-интегрированное производство сельскохозяйственной продукции.

Стратегия ООО «Премиум», которая позволит достичь этой цели, должна быть основана на решении следующих задач:

• поддержание долгосрочной рентабельности;

• оптимизация использования земельного фонда;

• достижение максимальной урожайности культур за счет увеличения производительности труда, эффективности и применения передовых достижений в агрономии;

• ограниченный и наиболее рентабельный набор зерновых культур и пропашных культур;

• финансовое управление и внутренний контроль;

• умелая кадровая политика.

Применение фирмой ООО «Премиум» на практике разработанной стратегии и методов стратегического управления позволит достичь поставленных стратегических целей, и как следствие получить высокую прибыль от осуществляемой деятельности, с максимальным удовлетворением спроса потребителей на хлебобулочные и кондитерские изделия.

Список источников и литературы

1. Бритикова Е.А. Кудряков В.Г. Модернизация национальных социально-экономических систем в контексте глобального развития. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 171-178.

2. Веснин В.Р. Стратегическое управление. СПб: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 22-76.

3. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. С.54-60.

Выходные данные статьи:

ГАЙДИНА, Анастасия Сергеевна; БРИТИКОВА, Елена Александровна. Система стратегического управления организацией. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 2, май 2019. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/206>. Дата доступа