Наша библиотека

banner opt

Шустов С.С., Жук Е.С. Анализ потребительского рынка Ростовской области методом контурного анализа

Sunday, 06 December 2015 11:43

Актуализация проблемы исследования состояния потребительского рынка региона, имеющего большое значение в развитие экономики страны (регион является структурным элементом экономики страны), связано с теми, что, во-первых, способы взаимодействия хозяйствующих субъектов определяются рыночными механизмами, основой которых является объект исследования; во-вторых, уровень его развития является системообразующим фактором развития малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности региона; в третьих, рынок и его инфраструктура выполняется следующие функции: обеспечение региона человеческими, материальными, финансовыми, информационными ресурсами, посредническую и консалтинговую.

Следовательно, по результатам изучения потребительского рынка Ростовской области можно определить уровень его развития, выработать стратегию социально-экономического развития территории, сформировать условия по привлечению инвестиций и т.д.

В процессе проведения данного исследования для анализа потребительского рынка товаров с брендами регионов будет использован метод контурного анализа.

На первом этапе данного метода определяются географические и товарные границы потребительского рынка.

Рынок товаров потребительского назначения включает в себя оптовый, розничный и мелкооптовый рынки, а также рынки продуктов питания и непродовольственных товаров [7].

Географическими и товарными границами потребительского рынка являются границы территорий субъектов Российской Федерации.

Рынок продуктов питания состоит из 24 субрынков по основным видам производимой продукции. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2012 году составил 2822 млрд. руб. [3, с. 185].

Количество производителей, действующих в рамках продуктового рынка в 2012 г. равно 43064, что составило падение данного показателя на 4% по сравнению с предыдущим годом.

Импорт продовольственных товаров в 2012 году составил 35137 млн. долл., а экспорт – 9298 млн. долл.

Емкость рынка продовольственных товаров в 2013 году превысила 8 трлн. рублей (на 900 млрд. больше, чем в 2012 году)[1].

Рынок непродовольственных товаров отличается от продовольственного рынка более широким ассортиментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назначению, высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.

Ассортиментную структуру рынка непродовольственных товаров можно представить на рисунке.

Ассортиментная структура продажи непродовольственных товаров в декабре 2012 года (удельных вес отдельных товарных групп в % к их общему обороту

Рисунок 1 – Ассортиментная структура продажи непродовольственных товаров в декабре 2012 года (удельных вес отдельных товарных групп в % к их общему обороту [6, с. 93]

Оборот розничной торговли непродовольственных товаров в 2011 году достиг отметки 7575 млрд. руб. В июне 2013 года – 754, 52 млрд. рублей, в 2014 году этого же периода – 805,309 млрд. руб. [5].

Доля импортных товаров увеличилась в товарных ресурсах телевизоров цветного изображения (с 49,3% в 2010 г. до 56,2% в 2011 г.), лекарственных средств (с 72,7% до 73,5%), тканей (с 28,6% до 33,4%), чулочно-носочных изделий (с 65,0% до 71,6%), кожаной обуви (с 73,2% до 74,8%). В то же время, по холодильникам доля импортных товаров за указанный период сократилась с 33,4% до 31,4%, электропылесосам – с 90,4% до 81,7%, велосипедам и мопедам – с 61,7% до 57,6% [6, с. 59].

Динамика оборота розничной торговли представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика оборота розничной торговли [5,6]

года

1991

1995

1998

2010

2011

2012

2013

2013

продовольст-

венные товары

200

238848

490159

1093195

3217647

6344583

7103800

7996700

непродовольст-

венные товары

274

273178

552640

1259079

3823862

7574978

7498700

8471900

всего

474

512026

1042799

2352274

7041509

13919561

14604509

16470610

Итого по рынку потребительских товаров в конце 2011 г. в товарных ресурсах розничной торговли доля импортных товаров составила 45% (против 47% в 2010 г.). Высокий удельный вес товаров импортного производства обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров и, в свою очередь, способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен. Вместе с тем, этот фактор оказывает и негативное влияние на внутренний потребительский рынок с точки зрения его высокой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

Приблизительную оценку динамики оборота оптовой торговли можно представить в таблице. Точный расчет данного показателя невозможен, поскольку в опубликованных статистических сборниках не предусмотрено подразделение показателя оборота оптовой торговли по отдельным видам продукции, а именно, продовольственной, непродовольственной и продукции производственно-технического назначения.

Таблица 2 – Оборот оптовой торговли [4, с. 543]

Годы

Оборот оптовой торговли

Из него оборот организаций оптовой торговли

млрд. руб.

(в фактически действовавших ценах)

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

млрд. руб.

(в фактически действовавших ценах)

в процентах к предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

2003

4256,8

144,5

3133,7

154,8

2004

5507,8

107,0

4221,7

111,4

2005

6819,2

107,6

5465,6

112,5

2006

8887,7

114,5

7249,6

116,5

2007

11422,9

114,3

9170,5

112,5

2008

15626,0

114,8

11007,5

100,7

2009

19921,8

110,3

14758,0

116,0

2010

24015,6

109,5

19604,6

120,6

2011

31136,4

105,4

25549,6

105,9

2012

28072,9

101,3

23571,0

103,7

Следующим шагом после формирования портрета потребительского рынка является определение его емкости. Вследствие отсутствия точных данных по рынку оптовой и розничной торговли товаров продовольственного и непродовольственного назначения традиционные подходы к расчету данного значения не позволят определить точный уровень емкости потребительского рынка.

В этом случае воспользуемся методом нахождения ориентировочной емкости потребительского рынка Л.Н. Борисоглебской, А.В. Агапова, В.Д. Кочергиной [2, с. 192-199], которая рассчитывается по формуле:

)×Н,                                         (1)

где Дср – среднедушевой денежный доход (руб.);

Рфн – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегионального сопоставления потребительской способности населения;

Н – среднесписочная численность населения в исследуемом периоде.

Для выявления ориентировочной емкости потребительского рынка Российской Федерации сначала найдем значение ориентировочной емкости потребительских рынков Федеральных округов РФ.

Таблица 3 – Ориентировочная емкость потребительского рынка Федеральных округов РФ за 2012-2013 гг.

Федеральные округа

Стоимость и изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг

среднедушевой денежный доход

среднесписочная численность населения (тыс. чел)

Емкость рынка

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

Центральный федеральный округ

9470,95

8369,62

22 221,2

24 029,4

37122

37118

473314781

581259714

Северо-Западный федеральный округ

9227,03

8176,17

17 520,8

19 703,7

13462

13437

111650732

154895421

Южный федеральный округ

(с 2010 года)

8393,08

7412,08

12993,1

14 929,7

13715

13714

63089274,3

103096641

Северо-Кавказский федеральный округ

7919,83

6893,86

11535,8

13 343,2

9187

9255

33219916,4

59688641,7

Приволжский федеральный округ

7766,85

6835,06

13876,2

15 601,1

30158

30109

184245777

263936698

Уральский федеральный округ

8878,71

7882,19

19642,1

21 386,6

12255

12280

131905344

165834155

Сибирский федеральный округ

8072,24

7212,72

13493,2

14 876,8

19545

19561

105952663

149917069

Дальневосточный федеральный округ

11108,7

10158,19

18281,2

20 729,0

6460

6440

46334350

68076016,4

* Рассчитано автором по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ. – Режим доступа: www.gks.ru

Исходя из полученных данных ориентировочная емкость потребительского рынка РФ за 2012 г. составила 1149712838 руб., а в 2013 г. – 1546704355 руб.

Полученные данные свидетельствуют о том, что потребительский рынок Ростовской области находится в стадии роста. Поскольку потребительский рынок Ростовской области имеет тесную корреляцию с социально-экономическими изменениями в стране и преобразованиям в торговле, то это является фактором влияющим на формирование эффективной конкурентной среды и повышение уровня предпринимательской активности.

 Список литературы:

1. Аналитики INFOLine: темпы роста 7 из 10 крупнейших сетей FMCG выше рынка [Электронный ресурс] // Информационное агентство InfoLine. Режим доступа: http://www.infoline.spb.ru/news/index.php?news=49385

2. Борисоглебская Л.Н., Агапов А.В., Кочергина В.Д. Инновационные подходы формирования и оценки потенциала потребительского рынка региона // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика, 2008. №5. вып.7.

3. Промышленность России. 2013: Стат. сб. / Росстат. – М., 2013.

4. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. – М., 2013.

5. Социально-экономическое положение России – 2014 год. Розничная торговля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe-2-1.htm

6. Торговля в России. 2012: Стат. сб./ Росстат. – М., 2012.

7. Шер М.Л. Рыночная экономика и рынки. Функции, структура и субъекты рынка // Наука Кубани, 2000. №3.

 Выходные данные статьи:

Шустов С.С., Жук Е.С. Анализ потребительского рынка Ростовской области методом контурного анализа//Материалы первой научной сессии факультета управления: сборник докладов; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство «Медиа-Полис», 2015. – 304 с.

Tagged under