Наша библиотека

banner opt

Тарасова Н.Е., Авагян А.В. Оценка интеллектуального капитала российских компаний методом расчета коэффициента Тобина

Monday, 11 January 2016 11:06

В современном информационном обществе экономика основана на знаниях. Люди и знания, которыми они обладают - вот основной ресурс, благодаря которым компании развиваются в условиях жесткой конкурентной борьбы, глобализации и

стремительного развития технологий. Знания, которые способны приносить при­быль компании и обеспечивать ее эффективное функционирование становятся ин­теллектуальным капиталом организации. Интеллектуальный капитал признан одним из важнейших факторов производства. Его роль стремительно возрастает, в связи с тем, что в современном мире приоритетной становится интеллектуальная (творче­ская) деятельность.

Термин «интеллектуальный капитал» имеет множество трактовок. Впервые его упоминал в 1969г. Дж. Гэлбрейт. Он рассматривал интеллектуальный капитал как деятельность, а не просто как «чистый интеллект» человека.

По определению Т.Стюарта «интеллектуальный капитал - это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающих ее конкурентоспособность» [1].

В. Л. Иноземцев дает следующее определение «информация и знания, эти специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала»[2].

В этих двух определениях интеллектуальный капитал отождествляется с чело­веческим. Но будет более логично разделить интеллектуальный капитал на челове­ческий, структурный (организационный) и потребительский (таблица 1).

Таблица 1. Структура интеллектуального капитала

Таблица 1.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Человеческий капитал

Структурный капитал

Организационный капитал

Потребительский капитал

-      Знания сотрудников

-      Навыки

-      Творческие

-      Моральные ценности

-      Культура труда и др.

-      Корпоративная информационная система

-      Объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии и др.)

-      Организационная структура предприятия

-      Стратегия управления

-       Взаимоотношения с клиентами

-       Взаимоотношения

с бизнес-партнерами

-       Репутация

-       Бренд (узнаваемость, лояльность отношения)

Определение К. Тейлора более широко раскрывает суть интеллектуального ка­питала. По его мнению «интеллектуальный капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная стоимость».[3]

Интеллектуальный капитал - это ресурсы компании, влияющие на ее функци­онирование. Эти ресурсы нематериальны и должны нести экономические выгоды в будущем.

Следовательно, оценка интеллектуального капитала это залог формирования долгосрочной стратегии развития компании в условиях нестабильного внешнего окружения. Существует множество методов измерения интеллектуального капи­тала. Более полную и логичную классификацию дает К. Свейби. Он объединил 25 методов оценки ИК в 4 группы (Рисунок 1).

Если сравниваемые компании принадлежат одной отрасли рынка, то удобно использовать методы, относящиеся к группам ROAи MCM. Это связано с тем, что оценка по этим методам производится в денежной форме.

Классификация методов измерения И К по методу К. Свейби

Рисунок 1. Классификация методов измерения ИК по методу К. Свейби

Методами DICи SCв основном пользуются при разработке решений по эко­логическим и социальным вопросам и при оценке интеллектуального капитала организации с нефинансовой точки зрения. Хоть и у менеджеров, привыкших все измерять в денежной форме, возникают проблемы при внедрении данных методов.

Самый простой и доступный способ оценки интеллектуального капитала - это расчет коэффициента Тобина. Этот коэффициент часто применяется в практиче­ской деятельности большинства зарубежных предприятий. Связанно это с тем, что данный коэффициент дает реальные представления об инвестиционной привлека­тельности компании.

Коэффициент Тобина рассчитывается по следующей формуле:

 

 коэффициент Тобина

где К - рыночная капитализация (рыночная стоимость компании)

А - цена замещения реальных активов

Суть применения коэффициента Тобина определяется следующим образом: чем меньшую долу в цене компании занимает цена ее материальных активов, тем более достойно оценены ее нематериальные активы (в том числе интеллектуальный капитал).

Если значение коэффициента меньше 1, то интеллектуальный капитал компа­нии не оценен должным образом. Значение коэффициента Тобина большее 1 сви­детельствует об инвестиционной привлекательности компании, и высоком уровне системы менеджмента компании, грамотно построенной организационной струк­туре и таланте персонала.

Для успешно функционирующих организаций коэффициент Тобина достигает достаточно высоких значений (в среднем от 5 до 10). В целом по миру наблюдается тенденция роста данного коэффициента. Для наукоемких компаний и компаний, ра­ботающих в сфере IT-технологий, значение коэффициента может достигать до 100.

Рассмотрим значения коэффициента Тобина для некоторых крупных россий­ских компаний.

По данным таблицы 2 видно, что среднее значение коэффициента Тобина для российских компаний превышает 1, следовательно, можно говорить об адекватной оценке интеллектуального капитала, несмотря на существенное различие по срав­нению с показателями зарубежных компаний.

Если рассматривать значения коэффициента Тобина нефтяных компаний (Таблица 3), можно выявить следующие тенденции:

- для 70% компаний коэффициент меньше 1;

- нет значительной динамики роста или снижения коэффициента в период от 2012 до 2013 гг.;

- среднее значение коэффициента для нефтяной отрасли равно 0,877.

Таблица 2. Коэффициент Тобина некоторых крупных российских компаний

Таблица 2.

Компания

Капитализация, млн. руб. Итоги 2013г.

Активы, млн. руб. Итоги 2013г.

Коэффициент Тобина

Балтика

239220

70640

3,4

Норильский никель

1070756

651240

1,7

Вимм-Билль-Данн

65040

40335

1,6

Yandex

214314

171300

1,3

Вымпелком

547119

514879

1,1

Мегафон

449314

430565

1,1

Ростелеком

352455

544371

0,65

Таблица 3. Коэффициент Тобина  российских нефтяных компаний

Таблица 3.

Компания

Капитализация, млн. руб.

Активы, млн. руб.

Коэффициент Тобина

на конец 2012года

на конец 2013года

на конец 2012года

на конец 2013года

2012

2013

ОАО «НОВАТЭК»

1049408

1218227

463133

597995

2,27

2

ОАО «РН Холдинг»

866825

986651

701364

479169

1,24

2

ОАО «Татнефть»

474192

471054

378500

421700

1,25

1

ОАО АНК«Башнефть»

333073

376213

463509

447799

0,72

0,84

ОАО «НК Роснефть»

2856209

2649968

2492659

4203208

1,15

0,63

ОАО «Лукойл»

1706145

1723581

2968300

3283170

0,57

0,53

ОАО«Сургутнефтегаз»

958600

1009545

1797065

1962161

0,53

0,52

ОАО «Газпром нефть»

674165

699816

1328210

1563633

0,51

0,45

ОАО «Газпром»

3416561

3286120

7884134

8370772

0,43

0,4

ОАО «Славнефть- Мегионнефтегаз»

43958

57765

152383

146237

0,3

0,4

Данные тенденции связаны с тем, что нефтяная отрасль является конкурентной и регулируемой. Также, причинами столь низкого уровня коэффициента Тобина для крупнейших российских компаний является отсутствие информационной прозрач­ности и недостатки отечественного бухгалтерского учета. Наряду с вышеперечис­ленными причинами стоит неэффективность корпоративного управления нефтяных корпораций.

Низкое значение коэффициента Тобина может быть обусловлено внедрением инноваций, связанных с последними затратами (новое оборудование, технологии и т.д.), которые следует учитывать при анализе интеллектуального капитала ком­пании.

Так как нефтяная отрасль в высокой степени наукоемкая, и коэффициент То- бина для нефтяных компаний должна была достигать до 10, полученные в ходе исследования низкие значения коэффициента разумно будет связать с недостаточно рациональными методами учета нематериальных активов компании в финансовой отчетности.

Интеллектуальные ресурсы России достаточно велики и поэтому курс развития как крупных, так средник и мелких компаний должен быть направлен переоцен­ку роли интеллектуального капитала, как фактора успешного функционирования бизнеса в условия информационного общества. Достигнуть хороших результатов поможет рационализированное управление интеллектуальным капиталом и ее гра­мотная оценка.

Список литературы:

1. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства органи­заций / Пер. с англ. - М.: Поколение, 2007. - с.12.

2. Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. -1997. - № 10.

3. Тейлор К. Интеллектуальный капитал / Computerworld, - 2001. - № 13.

4. Рисунок составлен по данным персонального сайта Карла-Эрика Свейби. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods. htm(дата обращения 05.12.2014).

5. Кротов А. Ю. Интеллектуальный капитал и организационное знание как инновационные факторы управления современными компаниями // Креативная экономика. - 2013. - № 1 (73). - с. 51-58.

6. Яч И., Седларж Й., Зайцев А.А., Зайцев А.В. Управление стоимостью бизнеса на основе оценки неидентифицируемых нематериальных активов // Креативная экономика. - 2014. - № 7 (91). - с. 28-39.

Выходные данные статьи:

Тарасова Н.Е., Авагян А.В. Оценка интеллектуального капитала российских компаний методом расчета коэффициента Тобина// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 8. С. 50-54.