Наша библиотека

banner opt

Тарасова Н.Е., Костелянец Д.Е. Стратегии развития информационного общества в регионе

Tuesday, 12 January 2016 08:16

Информационное общество - концепция постиндустриального общест­ва; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продук­тами производства являются информация и знания. Информационное обще­ство включает в себя любое направление развития, связанное с накоплением и передачей информации, например развитие инфраструктуры связи, теле­коммуникации, информационные технологии, реклама и многое др.

Уровень развития информационных и телекоммуникационных техноло­гий является не единственный параметром, определяющим информацион­ное общество. В такого рода анализах необходимо также учитывать насколько интенсивно и эффективно используют граждане, предпринимательства и органы государственной власти средства информационного общества, так как существование любого из обществ оправдывается не только его наличи­ем, но и его необходимостью в сегодняшнем мире, выражающимся актуаль­ностью и направлениями развития. Основываясь на международном опыте, можно смело заявить, что высокие технологии, в том числе информацион­ные и телекоммуникационные, играют роль двигателей социально-экономи­ческого прогресса во многих странах мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств. Динамика показателей развития информационной и телекомму­никационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без со­вместных целенаправленных усилий органов государственной власти, биз­неса и гражданского общества. Однако подобная динамика не наблюдается в других лидирующих странах мира, напротив, США уже готовится к про­рыву в технической сфере информатизации. Из этого следует, что нам необ­ходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культур­ный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обес­печить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества [7].

Первостепенной целью создания и модернизации информационного общества в РФ стало повышение качества жизни граждан, повышение кон­курентоспособности России, развитие многих сфер жизни общества, а так­же совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения этой цели Правительство выделило шесть основных задач:

1. Сформировать современную информационную и телекоммуника­ционную инфраструктуру, предоставлять на ее основе качествен­ные услуги и обеспечивать высокий уровень доступности для насе­ления информации и технологий;

2. На основе развития и использования информационных и телеком­муникационных технологий повысить качество образования, меди­цинского обслуживания, социальной защиты населения;

3. Усовершенствовать систему государственных гарантий конститу­ционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

4. Перераспределить средства на развитие экономики Российской Фе­дерации с учетом использования информационных и телекоммуни­кационных технологий;

5. Внедрить больше средств на развитие науки, технологий и техники, подготовить квалифицированные кадры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

6. Противодействовать использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы националь­ным интересам и безопасности граждан России.

Для решения поставленных задач государство в данный момент прове­ло ряд мероприятий по:

1. разработке основных мероприятий по развитию информационного общества, созданию условий для их выполнения с учетом взаимо­действия с бизнесом и гражданским обществом;

2. определению контрольных значений показателей развития инфор­мационного общества в Российской Федерации;

3. обеспечению развития законодательства и совершенствования пра­воприменительной практики в области использования информаци­онных и телекоммуникационных технологий;

4. созданию благоприятных условий для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство нау­коемких информационных и телекоммуникационных технологий;

5. обеспечению повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе исполь­зования информационных и телекоммуникационных технологий;

6. созданию условий для равного доступа граждан к информации;

7. использованию возможностей информационных и телекоммуника­ционных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Несмотря на четко сформулированные цели, задачи и способы их дос­тижения развития информационного общества в стране, многие регионы в связи с их спецификой географического расположения, уровнем техниче­ского и информационного развития требуют к себе особого внимания со стороны местной администрации. Примером такого региона может служить Ростовская область.

Решить основные проблемы развития и эксплуатации телекоммуникаци­онной инфраструктуры Ростовской области возможно путем выработки ско­ординированных действий органов власти всех уровней и представителей бизнес-сообщества, формирования привлекательных условий для операторов связи и комплексного использования как традиционных, так и нетрадицион­ных телекоммуникационных решений, таких как: развитие систем радиодос­тупа, сетей сотовой связи, создание мультисервисных сетей и др.

Кроме того, целесообразно для ускоренного развития в Ростовской об­ласти информационного общества повысить качество услуг в сфере инфор­мационно-коммуникационных технологий и обеспечить развитие базовой инфраструктуры информационного общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства [6].

Чтобы определить направления дальнейшего развития информационно- телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области, администра­ция региона выписала ряд основных целей развития вплоть до 2020 года:

1. эффективное использование и дальнейшее развитие информацион­но-телекоммуникационных технологий для поддержания устойчи­вого роста экономики, предоставления государственных и муници­пальных услуг и повышения качества жизни населения Ростовской области;

2. обеспечение дальнейшего развития социально значимых видов свя­зи: электропроводной связи, сотовой связи, спутниковой связи, циф­рового телерадиовещания, почтовой связи;

3. наращивание инвестиций в развитие отрасли и наращивание ее до­ли в экономической составляющей;

4. повышение качества оказываемых услуг, гибкая тарифная политика, расширение спектра новых информационных услуг, предоставляе­мых населению и бизнесу, обеспечение услугами связи отдаленных и малочисленных сельских населенных пунктов Ростовской области.

Чтобы достичь поставленных целей администрация предусматривает решение задач по нижеперечисленным направлениям.

В сфере телефонной электропроводной и подвижной радиотелефонной связи необходимо распланировать развитие инфраструктуры доступа к сер­висам электронного правительства, полностью реализовать транзитный по­тенциал Ростовской области, обеспечить экономически и социально обосно­ванных потребностей в услугах связи в том числе при проведении Олим­пиады 2014 в г. Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018 году. Также од­ной из самых распространенных проблем являются «белые пятна» в насе­ленных пунктах, и для ее решения необходимо обеспечить полное покрытие автомобильных дорог федерального и областного значения сетью подвиж­ной радиотелефонной связи. Также были сформулированы 3 дополнитель­ные задачи в сфере телефонной электропроводной и подвижной радиотеле­фонной связи:

1. Модернизировать сеть фиксированной телефонной связи. Достичь 100-процентной цифровизации и замены устаревшего оборудования;

2. Перечислить часть средств на развитие сетей беспроводного широ­кополосного доступа. В идеале, обеспечить покрытие не менее 60 процентов территории проживания населения сетями беспроводно­го широкополосного доступа с использованием современных тех­нологий радиодоступа (UMTS, WiMax, ЦГЕ);

3. Устранить административные барьеры, которые препятствуют разви­тию телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области.

В сфере почтовой связи первостепенной задачей выделили оптимизацию почтовой логистики. В рамках реализации этой задачи в Батайске уже нача­лось строительство регионального автоматизированного сортировочного цен­тра почтовой связи. За счет внедрения новых технологий планируется повы­сить качество услуг почтовой связи, а также расширить спектр услуг в целях удобства пользования гражданам. Сюда относится предоставление информа­ции о возможных услугах в режиме онлайн, прием и оплата электронных пе­реводов и др. Отсюда вытекает необходимость подключения всех отделений почтовой связи к Интернету по высокоскоростным каналам связи.

Для развития телерадиовещания необходимо создать сеть цифрового телевизионного вещания 1-го мультиплекса, создать условия для внедрения 2-го и 3-го мультиплексов в Ростовской области, обеспечить поддержку го­сударством телерадиокомпаниям, осуществляющим распространение соци­ально значимых программ с использованием электронных СМИ.

Учитывая, что транкинговую связь используют в своей служебной дея­тельности экстренные оперативные службы различных ведомств, для кото­рых в чрезвычайных ситуациях требуется взаимодействие друг с другом, необходимо при переходе от аналогового оборудования к цифровому орга­низовать и обеспечить совместимость работы средств транкинговой связи в едином стандарте.

В настоящее время на территории Ростовской области предоставляются услуги спутниковой связи, однако мониторинг данного вида связи не прово­дится ввиду отсутствия операторов, зарегистрированных на территории Ростовской области. При разработке мероприятий по развитию телекомму­никационной инфраструктуры в Ростовской области необходимо учесть развитие на территории Ростовской области спутниковой связи [6].

На сегодняшний день уже выделены четкие прослеживающиеся страте­гии развития информационного общества, обеспечено финансирование, до­статочное для следования этим стратегиям. В случае осуществления хотя бы 80 % поставленного плана Ростовская область станет третьим городом по уровню развития инфокоммуникаций, ненамного отставая от Москвы. Рос­сия же в целом в этих условиях сможет конкурировать со странами, лиди­рующими в сферах информационного общества.

Список литературы:

1. Гольдштейн Б.С. Соколов Н.А. Яновский Г.Г. Сети связи. - БХВ-Пе- тербург, 2010.

2. Тихвинский В.О., Терентьев С.В., Юрчук А.Б. Сети мобильной связи LTE. Технологии и архитектура. - Эко-Трендз, 2010.

3. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области. Постановление от 19.07.2012 № 659 [Электронный ресурс]. - Элек­трон. текст. - Режим доступа: http://www.rostobr.ru/upload/bersh/moderniz_ obrazov/koncepciya_razv_obrazovaniya_do %202020.pdf.

4. Минкомсвязь России. Тезисы концепции развития мультисервисных сетей связи общего пользования Российской Федерации [Электронный ре­сурс]. - Электрон. текст. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/discussions/ index.php?id=41.

5. Официальный портал Правительства Ростовской области. Постанов­ление правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 594 [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. - Режим доступа: http://www.donland.ru/Default. aspx?pageid= 123238.

6. Официальный портал Правительства Ростовской области. Концепция развития связи в Ростовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. - Режим доступа: http://www.donland.ru/Default. aspx?pageid= 112719.

7. Российская газета. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 [Электронный ре­сурс]. - Электрон. текст. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/16/infor- macia-strategia-dok. html.

Выходные данные статьи:

Тарасова Н.Е., Костелянец Д.Е. Стратегии развития информационного общества в регионе//Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013. № 7. С. 178-183.