Наша библиотека

banner opt

Айдаркина Е. Е. Анализ действующей на территории Ростовской области системы программно-целевого планирования водохозяйственной деятельности

Monday, 21 November 2016 13:32

В статье рассмотрены основные целевые программы в области рационального водопользования, реализуемые на территории Ростовской области. Проанализированы основные мероприятия, которые планируется осуществить в рамках реализации данных программ, по рационализации процесса водопользования и охраны и восстановления водных объектов в регионе. Также проведен анализ структуры и порядка финансирования данных программ.

Ключевые слова: программно-целевое планирование, рациональное водопользование, водоохранные мероприятия, водные объекты.

Ростовская область является крупным административно-территориальным образованием Российской Федерации и характеризуется значительным водно-ресурсным потенциалом. В настоящее время областные запасы водных ресурсов достигают 27,7 куб. км годового стока, при этом 90 % всего их объема формируются за пределами Ростовской области. К основным причинам столь небольшой величины стока следует отнести минимальное количество атмосферных осадков, засушливое лето, равнинный рельеф, состоящий из пород с высокой водопроницаемостью.

На территории области находится около 4 500 рек. Крупнейшие из них: река Дон (одна из крупнейших рек Европы), Северский Донец, Большая Каменка, Глубокая, Калитва, Быстрая, Кундрючья, Сал, Тузлов, Большой Несветай, Грушевка, Маныч, Егорлык, Темерник, Лихая, Быстрая, протоки Аксай. Они являются основным источником водных ресурсов.

Также на территории Ростовской области существует более 250 озер, 4 водохранилища и 2 337 прудов, Таганрогский залив Азовского моря [1].

Программно-целевое планирование и финансирование водохозяйственной деятельности является одним из важнейших инструментов стимулирования рационального водопользования в регионе.

Реализация процесса планирования водопользования осуществляется через разработки государственных и региональных программ в области водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Эти программы в основном направлены на достижение экологически безопасного и экономически необходимого уровня водопользования [2].

Ростовская область активно реализует целевые программы в области рационального водопользования. В настоящее время в Ростовской области реализуется сразу несколько таких программ:

1. Долгосрочная областная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 25 августа 2010 г. № 143;

2. Целевая долгосрочная областная программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013–2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012. № 779;

3. Областная долгосрочная целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012–2017 годы, утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 15.02.2012. № 106;

4. Стратегия сохранения природных ресурсов и окружающей среды Ростовской области на период до 2020 года, утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 05.02.2013 № 48;

5. Областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011–2014 годы», утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 01.11.2010 № 277 [1].

Рассмотрим основные мероприятия, которые планируется осуществить в рамках реализации приведенных выше целевых программ и стратегии по рационализации процесса водопользования и охраны и восстановления водных объектов в регионе.

В рамках реализации первой программы, посвященной охране окружающей среды и направленной на рационализацию процесса природопользования в области, планируется реализовать подпрограмму «Рациональное использование и охрана водных объектов или их частей, находящихся на территории Ростовской области», состоящую из двух направлений:

1. Организация мероприятий по защите от негативного воздействия вод населения области и ее территории;

2. Организация мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах.

Объем финансирования данной подпрограммы составляет 398 255,3 тыс. рублей, из них:

• 151 930,7 тыс. рублей – средства федерального бюджета;

• 224 216,3 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 22 108,3 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

При этомна осуществление первого направления будет затрачено 240 795,7 тыс. рублей, из них:

• 82 872,5 тыс. рублей – средства федерального бюджета;

• 138 399,2 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 19 524,0 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

На реализацию второго направления будет затрачено 157 459,6 тыс. рублей, из них :

• 69 058,2 тыс. рублей – средства федерального бюджета;

• 85 817,1 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 2 584,3 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

В рамках реализации подпрограммы, планируется провести целый комплекс мероприятий по ее реализации. Основные мероприятия и уровень их финансирования представлены в таблице.

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить рациональное водопользование в Ростовской области, сделать чище водные объекты и улучшить техническое состояние гидротехнической сети [3].

Следующей реализуемой программой на территории исследуемого региона является «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013–2020 годах».

Объем финансирования данной программы составляет 1 858 704,9 тыс. рублей, из них:

• 89 924,0 тыс. рублей – средства федерального бюджета;

• 1 732 708,3 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 36 072,6 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

Программа подразумевает комплексную реализацию трех направлений:

1. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, затраты на реализацию направления составляют 1 150 000,9 тыс. рублей.

Таблица Основные мероприятия, проводимые в рамках реализации подпрограммы «Рациональное использование и охрана водных объектов или их частей, находящихся на территории Ростовской области» и объемы их финансирования

Направление подпрограммы № п/п Наименование мероприятия Объемы финансиро­вания (тыс. рублей)
Организация меропри­ятий по защите тер­ритории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод 1 Разработка проектов:
  • «Расчистка реки Большой Несветай, Родионово-Несве- тайского района»
  • «Расчистка реки Кадамовка г. Шахты»
  • «Целевая программа по экологическому оздоровлению бассейна реки Темерник, установка дренажной систе­мы», г. Ростов-на-Дону
  • «Расчистка реки Калитва, Белокалитвинский район»
  • «Расчистка реки Березовая, Белокалитвинский район»
  • «Расчистка реки Глубокая, Миллеровский район»
  • «Реконструкция ГТС пруда Алексеевский», Кашарский район
  • «Капитальный ремонт ГТС накопительного пруда «Родинский» на реке Березовая, Милютинский район»
  • «Капитальный ремонт плотины балки Ерик, Дубовский район»
  • «Реконструкция ГТС пруда на реке Керчик, Октябрьский район
  • «Капитальный ремонт ГТС реки Березовая, Обливский район»
  • «Капитальный ремонт ГТС водохранилища в русле реки Акшибай, Заветинский район»
  • «Капитальный ремонт ГТС водохранилища на балке Чесноковский Яр, Чертковский район»
  • «Реконструкция ГТС пруда на реке Кадамовка, г. Шахты»
  • «Укрепление берегов реки Дон, Константиновский район»
  • «Берегоукрепление Таганрогского залива Азовского Моря, Неклиновский район»
23 180,50

 

Направление подпрограммы № п/п Наименование мероприятия Объемы финансиро­вания (тыс. рублей)
  2 Обследование и оценка пропускной способности русла и ГТС, проведение противоаварийных мероприятий балки Безымянной в г. Ростове-на-Дону 1 580,0
  3 Обследование и расчет пропускной способности ГТС и русла, предотвращение последствий негативного воздей­ствия вод реки Кизитеринка в г. Ростове-на-Дону 2 530,0
  4 Рекультивация реки Куберле, Зимовниковский района 2 188,1
  5 Расчистка рек:
  • Большой Несветай Родионово-Несветайского района
  • Грушевка Октябрьского района
29 543,3
  6 Капитальный ремонт и реконструкция ГТС:
  • Соколовского водохранилища, Красносулинский район;
  • Водохранилища Кашарское, Кашарский район;
  • Пруда «Алексеевский», Кашарский район;
  • Водохранилища на реке Амта, Заветинский район
  • Водохранилища на реке Акшибай, Заветинский район
  • Водохранилища на балке Голая, Обливский район.
73 386,3
  7 Корректировка проекта «Берегоукрепление реки Дон, Волгодонский район» 2 389,1
  8 Берегоукрепительные работы реки Дон: Волгодонский, Семикаракорский районы; 98 189,7
Организация мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах 9 Разработка проектов:
  • «Расчистка реки Чир, Боковский район»
  • «Расчистка реки Тузлов, Аксайский район»
  • «Расчистка реки Крепкая, Родионово-Несветайского рай­она»
  • «Расчистка водохранилища Кобяковской балки в г. Росто­ве-на-Дону»
  • «Восстановление и экологическая реабилитация и про­пускной способности реки, Белокалитвинский район»
  • «Реконструкция разделительной плотины на озере Соле­ное, Пролетарский район»
11 230,1
  10 Расчистка рек: Тузлов, Чир, Крепкая. 56 020,0
  11 Установление защитных прибрежных полос и границ водоохранных зон на реках: Дон, Тузлов, Сал, Темерник, Быстрая, Большой Калитвенец, Кумшак, Калитва 69 058,2
  12 Реконструкция разделительной плотины на озере Соленое, Пролетарский район 17 341,1
  13 Проведение мониторинга водных объектов 4 700,0

Направление включает:

а) мероприятия по расчистке:

• рек: Калитва, Березовая, Меловая, Ольховая, Яблоновая, Большая, Мечетная, Нагольная, Кагальник, Тузлов, Кадамовка, Аюта, Крепкая, Средний Егорлык, Быстрая, Большая Куберле, Чир, Темерник, Кизитеринка, Черная, Солоная, Мокрый Батай, Сал;

• балок Рябинина, Безымянной, Кобяковской.

Общие затраты на мероприятия по расчистке водных объектов составляют 1 101 000,9 тыс. рублей, финансируемые из областного бюджета;

б) развитие системы мониторинга водных объектов и его проведение на территории Ростовской области. Общие затраты на проведение мониторинга составляют 49 000,0 тыс. рублей, финансируемые из областного бюджета.

2. Обеспечение безопасности ГТС и защита от негативного воздействия вод, затраты на реализацию направления составляют 1 150 000,9 тыс. рублей.

Направление подразумевает:

а) реализацию мероприятий по капитальному ремонту ГТС на:

• реках: Березовая, Ерик, Чесноковский Яр, Средний Егорлык, Керчик, Мокрый Еланчик, Куго-Ея, Егорлычек, Юла, Мокрая Чумбурка, Быстрая, Белая;

• водохранилищах «Курлацкое русло», Пономаревское, № 19, Егоровское, Астаховское;

• балках: Голая, Мокрая Камышеваха, Попасная, Козловая, Котлубань, Дубовая, Сукта, Мокрая Кугульта, Сухой Самбек, Мокрая Ельмута, Кривая;

• прудах «Сергеевский», Нижний, Верхний.

Затраты на капитальный ремонт ГТС составляют 57 109,7 тыс. рублей, включая:

• 54 718,3 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 2 391,4 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

б) реализация мероприятий по реконструкции и ликвидации ГТС, включает:

• разработку проектов: «Ликвидация ГТС на балке Большая Намжа Октябрьского района»; «Реконструкция ГТС пруда 20 лет РККА на территории города Шахты»;

• реконструкция ГТС на реках: Кадамовка, Гнилая, Средний Егорлык, Керчик, Камышная, Лозовенькая; в балках: Бирючья, Сухая Савдя, Осиновая, Фатеева, Сухой Керчик, Щуличья, Камышеваха, Яман-Сала; на пруду Казенный.

Общие затраты реконструкцию ГТС Ростовской области составляют 75 687,6 тыс. рублей, из них:

• 67 483,3 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 8 204,3 тыс. рублей – средства местных бюджетов;

в) размер субсидий, выделенных для софинансирования проведения работ по постановке ГТС на учет в качестве бесхозяйных и принятию бесхозяйных ГТС в муниципальную собственность, муниципальным образованиям Ростовской области достигает 4 185,5 тыс. рублей, из них:

• 3 600,0 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 585,5 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

г) берегоукрепительные мероприятия:

• рек Дон, Калитва;

• Таганрогского залива Азовского моря;

• балок Мокрая Кугульта, Валовая, Черепаха.

Затраты на берегоукрепительные мероприятия составят 479 297,2 тыс. рублей, из них:

• 454 405,8 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 24 891,4 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

3. Осуществление части полномочий в области водных отношений переданных Российской Федерацией (за счет субвенций федерального бюджета), затраты на реализацию направления составляют 92 424,0 тыс. рублей, включая:

• 89 924,0 тыс. рублей – средства федерального бюджета;

• 2 500,0 тыс. рублей – средства областного бюджета.

Направление включает реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий негативного воздействия вод тех водных объектов, которые расположены на территории Ростовской области и находятся в федеральной собственности, включает расчистку рек Кадамовка, Атюхта и Глубокая.

Проведение указанных мероприятий позволит:

• улучшить состояние водных ресурсов Ростовской области;

• повысить эффективность и безопасность гидротехнических сооружений;

• развить имеющуюся систему мониторинга водных объектов;

• сделать безопасными береговые линии поверхностных водных объектов [4].

Следующей программой, реализуемой на территории Ростовской области, является Долгосрочная областная целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области».

Объем финансирования программы составляет 40 245 623,8 тыс. рублей, из них:

• 3 664 381,9 тыс. рублей – средства федерального бюджета;

• 13 456 661,3 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 3 115 907,8 тыс. рублей – средства местных бюджетов.

Выделяют три основных направления реализации программы:

1. Проведение мероприятий по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

2. Рационализация использования водных ресурсов.

3. Реализация мероприятий по реконструкции, строительству и капитальному ремонту муниципальных и областных объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Рассмотрим их более подробно.

Проведение мероприятий по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, подразумевает:

а) разработку и внедрение долгосрочных тарифов, используя метод доходности инвестиционного капитала;

б) привлечение частных операторов управления сектором, используя концессионные соглашения, путем осуществления:

• переход к концессионному механизму;

• разработка конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения концессионн6ых соглашений;

• проведение конкурсов;

• заключение концессионных соглашений;

в) корректировка инвестиционных программ в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

г) совершенствование системы контроля в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, используя показатели качества и надежности оказываемых услуг;

д) совершенствование механизмов регулирования отвода и сброса сточных вод в водные объекты путем:

• разработки и внедрения прогрессивной шкалы платы за сброс сточных вод в водные объекты;

• ужесточения контроля за водопользователями;

• распределения ответственности среди водопользователей;

• усиление режима хозяйственной деятельности в зонах охраны водных ресурсов.

Мероприятия по рационализации водопользования подразумевают выполнение следующих мероприятий:

а) оценка состояния источников водопользования, путем:

• проведения мониторинга водных объектов;

• проверка зон санитарной охраны на соответствие нормам законодательства;

• разработки предложений по улучшению состояния водных объектов области.

б) внедрение современных инновационных технологий в систему водопользования с помощью:

• разработки базы данных инновационных технологий, рекомендуемых к применению в водном хозяйстве;

• определение масштабов модернизации ГТС.

в) повышение качества очистки сточных вод, путем:

• увеличения надежности функционирования канализационной сети;

• ужесточение контроля за работой очистных сооружения предприятий.

Реализация мероприятий по реконструкции, строительству и капитальному ремонту муниципальных и областных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включает:

а) реконструкцию и строительство муниципальных и областных объектов водопроводно-канализационного хозяйства;

б) разработку проектно-сметной документации для реконструкции и строительства муниципальных и областных объектов коммунальной инфраструктуры;

в) капитальный ремонт областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Также для повышения инвестиционной привлекательности организаций коммунальной сферы, в рамках данной программы будут выделены средства из бюджета Ростовской области для софинансирования следующих мероприятий:

• разработка системы управления водоснабжением и водоотведением;

• реконструкция и строительство очистных сооружений, установок кондиционирования воды и централизованной очистки, сооружений механической и биологической очистки, канализаций, обработки осадков сточных вод, локальных очистных сооружений;

• создание геоинформационных систем, гидравлических моделей, систем измерения количества и качества сточных вод;

• подготовка проектной документации;

• иные мероприятия по модернизации и строительству систем водоснабжения и водоотведения [5].

Следующая программа, реализуемая на территории области, – это Стратегия сохранения природных ресурсов и окружающей среды Ростовской области на период до 2020 года. К основным задачам стратегии относят:

• сокращение негативного воздействия на водные ресурсы;

• восстановление и охрана водных объектов;

• повышение безопасности и надежности ГТС;

• предотвращение затопления объектов Ростовской области;

• защита населения от берегоразрушения.

К основным мероприятиям по достижению целей Стратегии следует отнести:

• реализацию долгосрочной областной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013–2020 годах»;

• реализация долгосрочной областной целевой программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012–2017 годы;

• строительство, реконструкция, ремонт очистных сооружений водопользователями [6].

Следующей рассматриваемой программой является долгосрочная целевая областная программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011–2014 годы».

В рамках анализа данной программы мы будем рассматривать только мероприятия, связанные с модернизацией объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водопользования, к ним относятся:

• строительство и реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в областной или муниципальной собственности;

• разработка проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства;

• капитальный ремонт областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

На реализацию данных мероприятий программы было выделено 7 626 969,1 тыс. рублей, включая:

• 3 932 449,5 тыс. рублей – средства федерального бюджета;

• 1 935 776,1 тыс. рублей – средства областного бюджета;

• 358 743,5 тыс. рублей – средства местных бюджетов;

• 1 400 000,0 тыс. рублей – средства внебюджетных источников [7].

На наш взгляд, такое количество целевых программ и значительные объемы финансирования, направленные на рационализацию процесса водопользования и улучшение состояния водных объектов Ростовской области, обусловлено неудовлетворительным состоянием водных ресурсов в настоящее время, а также отсутствием эффективного экономического механизма и адекватных организационно-экономических инструментов стимулирования рационального водопользования.

Проведенный анализ показал, что в Ростовской области развита система программно-целевого планирования водохозяйственной деятельности. Реализация предложенного комплекса мероприятий позволит улучшить состояние водных ресурсов области и рационализировать процесс водопользования в целом.

Литература

1. Официальный портал правительства Ростовской Области. URL: http://www.donland.ru.

2. Анопченко Т. Ю., Савон Д. Ю., Чернышев М. А. и др. Устойчивое развитие регионов: «Зеленая» экономика и модернизация. Ростов-н/Д.: АкадемЛит, 2012.

3. Долгосрочная областная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 25 августа 2010 г. № 143. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mineconomikiro.ru/a3/a35/dzp/postan_pro803_23.08. 2012.pdf;

4. Целевая долгосрочная областная программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012 № 779. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=113059;

5. Областная долгосрочная целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012–2017 годы, утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 15.02.2012 № 106. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland. ru/Default. aspx?pageid=107988;

6. Стратегия сохранения природных ресурсов и окружающей среды Ростовской области на период до 2020 года, утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 05.02.2013 № 48. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mineconomikiro.ru/a3/a35a/postan_pro48_ 05feb2013.pdf.

7. Областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011–2014 годы», утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 01.11.2010 № 277. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland. ru/Default.aspx?pageid=93938 Ekaterina Aidarkina

ANALYSIS OF ACTING ON THE TERRITORY OF THE ROSTOV REGION OF THE SYSTEM OF TARGETED PROGRAMME PLANNING OF WATER MANAGEMENT

The article describes the main programs in the area of water management, implemented on the territory of the Rostov region. Analyzed the main activities planned within the framework of these programmes, rationalization of water use and protection and restoration of water bodies in the region. Also the analysis of the structure and funding of these programs. Key words: program-target planning, rational water use, water protection measures, water facilities 

Выходные данные статьи:

Айдаркина Е. Е. Анализ действующей на территории Ростовской области системы программно-целевого планирования водохозяйственной деятельности//Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 6(51). С.23-30