Наша библиотека

banner opt

Володин Р. С. Анализ инструментов обеспечения и стимулирования процесса экологизации хозяйственной деятельности предприятий

Tuesday, 22 November 2016 16:38

В статье представлен критический анализ инструментов обеспечения экологизации хозяйственной деятельности российских предприятий. Обоснована эффективная схема взаимодействия государственных и производственных структур в сфере внедрения эколого-ориентированного производства. Подробно описан каждый из инструментов обеспечения и стимулирования процесса экологизации хозяйственной деятельности предприятий. Сделан вывод о возможности эффективного внедрения эколого-ориентированного управления в России.

Ключевые слова: экологизация хозяйственной деятельности, экологический менеджмент, экологическая экспертиза, экологический мониторинг, экологическое страхование, экологическое лицензирование.

Экологизация хозяйственной сферы как одно из главных условий реализации концепции устойчивого развития общества реализуется на различных уровнях государственного управления. При этом решение глобальных целей лежит в сфере интересов верхних уровней управления (мировой, национальный), в то время как нижние уровни (региональный, местный) решают непосредственно задачи, связанные с повышением и поддержанием надлежащего уровня жизни населения, сохранением устойчивого состояния окружающей среды.

Схема экологизации хозяйственной деятельности на различных уровнях управления представлена на рис. 1.

На основании построенной схемы «Экологическая матрешка» можно сделать следующие выводы.

1. Процесс государственной экологизации напрямую зависит от экологизации, проводимой на региональном и местном уровнях.

2. Цели верхних уровней экологизации (государственный, региональный) формируют основные направления деятельности для низших ступеней, но решение проблем конкретной территории – это прерогатива именно местных органов власти.

3. Процесс экологизации может быть успешным только в случае эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и обществом. При этом основными исполнителями принципов экологизации выступают непосредственно бизнес и население.

Исходя из данных выводов, на наш взгляд, обеспечение процесса экологизации хозяйственной деятельности организаций России зависит от взаимодействия следующих инструментов, представленных на рис. 2.

Охарактеризуем каждый из инструментов в отдельности.

1. Платность природопользования

Платное природопользование есть основной инструмент учета экологического фактора в экономике. Его основная задача – стимулирование хозяйственной деятельности к рациональному использованию природных ресурсов.

 

Схема процесса реализации эколого-экономической политики конкретной территории («Экологическая матрёшка»)

Рис. 1. Схема процесса реализации эколого-экономической политики конкретной территории («Экологическая матрёшка») [2].

Выделяют два типа платежей за природные ресурсы:

• за право пользования природными ресурсами;

• за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами связана с изъятием абсолютной ренты собственником данных ресурсов. Четкое определение прав собственности на природные ресурсы является для экономики России одной из насущных проблем. Связана она в первую очередь с разделением прав собственности на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Данная проблема мешает достижению социального оптимума загрязнения, который, согласно теореме Коуза, достигается за счет сделки между загрязнителем и жертвой загрязнения о выплате компенсации в зависимости от того, кому принадлежат права собственности. Четкое определение прав собственности на природные ресурсы позволяет решить проблему их «бесплатного» общего использования, определяет их ценность, позволяет оптимизировать объемы их потребления [4].

Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов выступают в роли компенсирующего механизма затрат природных благ в процессе производства.

Схема взаимодействия инструментов экологизации со стороны государства и организаций

Рис. 2. Схема взаимодействия инструментов экологизации со стороны государства и организаций [3]

2. Система экономического стимулирования природоохранной деятельности включает в себя три основных направления:

• налогообложение;

• субсидирование;

• ускоренная амортизация.

Налогообложение – инструмент, доказавший свою эффективность во многих странах мира. Он сочетает в себе две основные функции:

• стимулирующую, направленную на развитие экосбалансированных производств и видов деятельности;

• подавляющую, направленную на сдерживание природоемкой деятельности.

«Зеленые налоги» – это действенный механизм смешанной экологической политики, когда государство инициирует процесс, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное делают рыночные механизмы спроса и предложения. Спрос на более дешевые экологически чистые продукты подталкивает производителей к совершенствованию своей деятельности, экологизации производства.

Эколого-ориентированная налоговая система позволяет выделить четыре аспекта: отраслевой, технологический, региональный и продуктовый [1].

• Отраслевой аспект связан с дифференциацией налогового бремени, в зависимости от воздействия отраслей на природу.

• Технологический аспект говорит о повышении налогового бремени для техногенных и природоемких производств и технологий, и снижения – для ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

• Региональный аспект за основу дифференциации берет состояние окружающей среды конкретной территории. В регионах с напряженной экологической обстановкой налоги для видов деятельности, связанных с реабилитацией территории и повышенными затратами из-за дополнительных экологических издержек, должны быть мягче, чем в благополучных регионах.

• Продуктовый аспект связан со снижением налогов для компаний, производящих природоохранную, экологичную продукцию или оказывающих экологические услуги.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в России в сфере налогообложения не благоприятствует развитию экологичности российского бизнеса. Плата за природопользование составляет небольшой процент от доходной части бюджета компаний. Увеличение удельного веса налогов, связанных с природопользованием, в общей сумме налогов – это прямой инструмент стимулирования снижения природоемкости экономики.

Субсидии – основная цель, стимулирование экосбалансированной деятельности в народном хозяйстве. До настоящего времени большое количество средств выделяется на природоемкие проекты.

Ускоренная амортизация – посредством завышения амортизационных отчислений сокращается размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает чистая прибыль предприятия.

В данном пункте мы также хотели бы указать ещё на такой инструмент, как ценообразование.

Сегодня в России сложилась ситуация, при которой производить ресурсорасточительную продукцию выгоднее, чем экологическую. Связано это с двумя аспектами:

1) использование последних достижений науки и техники отвергаются компаниями в силу малой экономической эффективности, которая обусловлена низкими ценами на природные ресурсы;

2) цены не учитывают уровень экологической безопасности продукции. Вместо того чтобы экологическая продукция была дешевле, она наоборот дороже. Использование механизмов стимулирования в виде налогов, субсидий и т. д. помогло бы изменить эту ситуацию.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день эколого-ориентированная деятельность для российского бизнеса не выгодна.

3. Экологическая экспертиза

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Основные принципы экологической экспертизы представлены на рис. 3.

На законодательном уровне закреплены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза проводится в обязательном порядке для проектов хозяйственных объектов, планов и программ территориального и отраслевого развития, нормативно-технической документации и т. д.

Экологическая экспертиза предупреждает формирование эколого-опасной деятельности и стимулирует внедрение эколого-ориентированного управления на этапе формирования проекта. Государственная экологическая экспертиза проводится независимыми экспертами, которые дают научно обоснованное, объективное и законное заключение о соответствии проекта экологическому законодательству РФ. Одним из наиболее важных принципов экологической экспертизы является открытость информации. Информационная прозрачность позволяет наладить обратную связь с населением, вовлечь людей в процесс экологизации. Помимо проведения государственной экологической экспертизы, граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право выдвигать предложения о проведении в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории.

Принципы экологической экспертизы

Рис. 3. Принципы экологической экспертизы [3]

Решения общественной экологической экспертизы вступает в силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме вышеперечисленного права, граждане и общественные организации имеют право направлять аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности, получать информацию о результатах экологической экспертизы.

На наш взгляд, данный аспект имеет огромное значение, т. к. в совокупности с экологизацией образования наличие обратной связи непосредственно от населения создаст для государства дополнительный источник информации о компаниях, загрязняющих окружающую среду. Экологизация хозяйственной деятельности станет выгоднее организациям, т. к. благоприятно скажется на их имидже, как в глазах государства, так и населения.

4. Экологический мониторинг

Положения об экологическом мониторинге закреплены в Федеральном законе Российской федерации «Об охране окружающей среды».

Основная задача экологического мониторинга заключается в поиске, получении, хранении, обработке и анализе информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и факторах и объектах, оказывающих на неё негативное влияние.

На наш взгляд, роль экологического мониторинга как инструмента обеспечения экологизации хозяйственной деятельности заключается в своевременном предоставлении информации о различных экологических аспектах широкому кругу потребителей. Для обеспечения открытого доступа к информации экологического мониторинга, требуется автоматизация государственного фонда данных экологического мониторинга, в котором аккумулируются данные, получаемые органами экологического мониторинга.

5. Лицензирование

Ограниченность природных ресурсов приводит к необходимости введения для некоторых видов лицензирования – предварительного получения разрешения на пользование природными ресурсами или вид деятельности. Общий порядок лицензирования в Российской федерации регулируется законом от 08.08.2011 г. № 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности». С позиции экономики природопользования лицензированию подлежат:

• утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ;

• проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита;

• осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

• возникновение права пользования: участками недр, участком лесного фонда, объектами животного мира, права комплексного природопользования.

Графически, процесс лицензирования может быть представлен схемой, показанной на рис. 4.

Наряду с экологическим нормированием, государственной экологической экспертизой и экологическим мониторингом лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Лицензирование должно позволять допускать к природным ресурсам только субъекты, чья хозяйственная деятельность направлена на эффективное и рациональное природопользование. В реальности в России данный инструмент не выполняет своей функции в полном объёме вследствие нарушений со стороны органов, выдающих лицензии.

6. Экологическое страхование

Практика применения экологического страхования за рубежом позволяет говорить о нём, как об одном из самых перспективных инструментов обеспечения процесса экологизации хозяйственной деятельности. Однако в России данный инструмент на сегодняшний день используется крайне неэффективно. По мнению специалистов, развитию практики экологического страхования в России мешает ряд проблем:

• отсутствие необходимой нормативно-правовой базы экологического страхования;

• отсутствие заинтересованности со стороны организаций-загрязнителей в снижении своих экологических рисков посредством страхования в силу высоких страховых платежей, связанных с высоким риском наступления рискового случая, вызванного изношенностью основных фондов большинства предприятий;

• экологическое страхование занимает незначительную долю рынка страховых услуг в России, вследствие отсутствия интереса у страховых компаний;

• недостаточное стимулирование проведения мероприятий по предупреждению аварий и смягчению их последствий.

7. Экологический менеджмент

Экологический менеджмент – инструмент, позволяющий компании перестроить свои бизнес-процессы с учетом ключевых аспектов воздействия на окружающую среду. В основе внедрения систем экологического менеджмента лежит постулат о снижении издержек и повышении конкурентоспособности организации за счет использования ресурсосберегающих технологий.

Схема осуществления лицензирования в России

Рис. 4. Схема осуществления лицензирования в России [3]

Исходя из схемы взаимодействия инструментов экологизации со стороны государства и организации, представленной на рис. 2, видно, что именно экологический менеджмент является важной составляющей данного процесса. Системы экологического менеджмента формируют поле взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государством и организацией в сфере экологизации. Позволяя компании более эффективно достигать основных целей производства, экологический менеджмент адаптирует государственные экологические инициативы и делает их выгодными бизнесу.

В современных условиях переход к экологическому менеджменту для отечественных организаций – одно из основных условий выживания российских производителей на мировом рынке. В условиях нестабильной экономической ситуации конкурентоспособными окажутся предприятия, способные дать максимально качественный продукт с минимальными издержками. Экологический менеджмент есть именно тот инструмент, который позволит отечественному бизнесу развиваться и быть эффективным.

Таким образом, проанализировав основные инструменты обеспечения и стимулирования процесса экологизации хозяйственной деятельности предприятий, можно сделать вывод о том, что в России созданы предпосылки для эффективного внедрения эколого-ориентированного управления, но при этом не хватает практического опыта применения созданных механизмов. Решение проблем экологизации хозяйственной деятельности организаций может быть найдено в адаптации мирового опыта с учетом российской специфики бизнеса в совокупности со всеобщей экологизацией сознания населения.

Литература

1. Анопченко Т. Ю. Эколого-экономические риски урбанизированных территорий: концепция, причины, последствия: дис. … д-ра экон. наук. Ростов-на/Д., 2008. С. 370

2. Володин Р. С. Экологизация хозяйственной деятельности организаций как основной механизм перехода общества к устойчивому эколого-сбалансированному типу развития экономики // Научный вестник московского государственного горного университета. 2013. № 11. С. 37–42

3. Володин Р. С. Экологизация хозяйственной деятельности организаций на основе системы экологического менеджмента с использованием Интернет-технологий: дис. … канд. эконом. наук. Ростов-н/Д, 2013. С. 212

4. Володин Р. С., Поликанов П. И. Экологизация хозяйственной деятельности российских организаций // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: Изд-во Соколова Марина Владимировна. 2014. № 4–3 (23). С. 67–70.

Roman Volodin

ANALYSIS INSTRUMENTS ENABLE AND PROMOTE GREENING
PROCESS OF BUSINESS ENTERPRISES

The article presents a critical analysis of the tools to ensure the greening of economic activity of Russian companies. The effective scheme of interaction between state and industrial entities in the environmental-oriented production has been approved. Described in detail each of the tools to ensure and promote the process of ecological and economic activity of enterprises. The conclusion about the possibility of effective implementation of environmental-oriented management in Russia.
Key words: the greening of business, environmental management, environmental assessment, environmental monitoring, environmental insurance, environmental licensing.

Выходные данные статьи:

Володин Р. С. Анализ инструментов обеспечения и стимулирования процесса экологизации хозяйственной деятельности предприятий//Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 6. С. 52-59.