Наша библиотека

banner opt

Пайтаева К. Т., Анопченко Т. Ю. Импортозамещение в нефтегазовом секторе – место и роль в повышении социально-экономической отдачи недр России

Monday, 28 November 2016 16:10

 

Активное участие производственного комплекса страны и ее регионов в международном разделении труда является необходимым условием становления, развития и рационального использования потенциала национальной экономики. Модернизация, развитие экспортных возможностей российских предприятий в современных условиях хозяйствования является, несомненно, одним из приоритетных направлений деятельности, поскольку именно производство экспортной продукции и ее успешная реализация позволят отечественным товаропроизводителям выйти на качественно новый уровень функционирования. Таким образом, особое значение приобретает повышение экспортного потенциала отечественных товаров, в качестве переходного этапа может выступать импортозамещение.

Ключевые слова: импортозамещение, нефтегазовый комплекс, социально-экономическое развитие.

Тема модернизации стала особенно актуальной после финансового кризиса 2008 г., когда стало понятно, что высокая доля сырья в экспорте делает нашу страну зависимой от мировой конъюнктуры цен на нефть и газ и поэтому легко уязвимой. Поэтому когда ситуация стабилизировалась, наше государство решило сконцентрировать свои усилия на развитии инноваций и в целом на производстве.

Ввиду масштаба нефтегазового сектора и величины заказов в отечественной промышленности, весьма важным представляется анализ текущего состояния и изменений в структуре закупок предприятий ТЭК, что позволит корректировать программы импортозамещения и сосредоточиться на важных наукоемких направлениях.

В то же время, нет четкого понимания в том, какие отрасли промышленности следует развивать, отсутствуют масштабные исследования импортозависимости отечественной промышленности.

В данной работе исследуется нефтегазовый сектор в лице крупнейшей государственной компании как крупнейшего потребителя товаров и инструмент реализации программы импортозамещения.

Проблема возможности и экономической целесообразности замещения импортной продукции отечественными аналогами многоаспектна и включает в себя уровень качества, который в состоянии обеспечить отечественные предприятия, уровень цен и сервиса, необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и др.

В экономической литературе импортозамещение рассматривается как модель интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, ориентированная на экономический рост государства. Эта модель международной торговли, основанная на идее промышленного импортозамещения, во главу угла ставит развитие внутреннего рынка промышленных товаров.

Необходимо отметить, что проведенные на сегодняшний день исследования импортозамещения носят в большей степени теоретический характер и ощущается нехватка масштабных исследований импортозависимости предприятий и отраслей в масштабе регионов и страны в целом. Кроме того редко учитывается социально-экономическая отдача ресурсов недр России.

В последние годы ведется очень много разговоров о модернизации и уходе от сырьевой направленности экономики России. Президент страны В.В. Путин неоднократно призывал к развитию не только добычи полезных ископаемых, но и производства внутри страны.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации [1] за январь-ноябрь 2012 г. доля нефти, нефтепродуктов и газа в совокупной стоимости экспорта составила 70,3 %, в то время как доля машин, оборудования и транспортных средств равна 4,9 % (выросла на 0,2 % за аналогичный период 2011 г.). Если же посмотреть на долю машин, оборудования и транспортных средств в импорте, то, оказывается, она составляет 50,1 % (выросла на 1,9 % за аналогичный период 2011 г.) Данная статистика наглядно демонстрирует сырьевую направленность экономики России.

Необходимо развитие отечественной промышленности и поддержка государства в этом направлении окажется весьма полезной. Но, эта поддержка должна быть взвешенной и целенаправленной. Одной из таких поддержек может быть программа импортозамещения – уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Такие товары называют импортозамещающими [2].

Импортозамещение выступает в качестве переходного этапа к экспортной ориентации экономики. Большинство стран в ходе индустриального развития прошли через этот этап защиты своей экономики от зарубежной экспансии. В большинстве случаев она не давала ощутимых и долгосрочных результатов, поскольку не приводила к повышению эффективности экономики. Отечественных товаропроизводителей защищали такими методами как, например, установление высоких импортных пошлин. Данный метод не способствовал развитию здоровой конкуренции на внутреннем рынке и снижал эффективность экономики. Отечественные товары оказывались востребованными лишь на внутреннем рынке, что приводило к снижению экспорта и сокращению валютных поступлений.

В результате образовывался дефицит валютных средств для приобретения оборудования и технологий, необходимых для усовершенствования производственно-технологической базы предприятий.

Таким образом, экономическое положение страны ухудшается.

Многие страны приходят к политике импортозамещения находясь на стадии развития с легкой промышленности и, лишь затем, переходят к тяжелой. Так было в странах Латинской Америки в 40-60ых годах (Вероятно, первый случай применения импортозамещения как государственной политики), так происходит и в ряде стран в наше время. Например, Ангола в 2000х защищает сельское хозяйство и товары, имеющие экспортный потенциал [3], Ямайке защищает сельхоз производителей, швейную промышленность и пр. экспортозначимые отрасли, введя высокие импортные пошлины или квоты на определенные виды продукции [4].

Еще одним фактором, доказывающим необходимость развития собственного производства, является падение поступлений в бюджет от экспорта нефти. Несмотря на стабильно высокие цены на нефть доходы сокращаются. Это связано с повышением себестоимости добычи нефти. Старые легкодоступные месторождения истощаются, а новые требуют больших затрат на извлечение нефти.

Государство вынуждено снижать налоги на проектах с трудноизвлекаемой нефтью. Восполнением потерь могло бы служить увеличение закупок отечественного оборудования и материалов. Тем самым, направив средства, расходуемые на необходимое для добычи и переработки ресурсов недр оборудование и материалы на покупку произведенных внутри страны товаров, можно повысить доходы страны и способствовать развитию отечественного производства, человеческого капитала и т.д.

Нефтегазовый сектор России является не только основным источником доходов государства, но и крупнейшим потребителем различных технических устройств. Степень развитости этого сектора во многом определяет положение в других отраслях народного хозяйства, поскольку продукция, выпускаемая данным комплексом, является сырьём для функционирования ряда отраслей и от этого зависит выпуск их конечной продукции. При реализации проектов в нефтегазовом секторе необходимо учитывать не только целесообразность развития импортозамещения того или иного товара, но и социально-экономические аспекты. Ресурсы недр России, как и большинства стран мира, принадлежат государству, а права пользования отдельными участками активы, предназначенные для извлечения ресурсов и переработки, находятся в собственности частных компаний. От полноты и совокупности институтов, обеспечивающих использование ресурсов недр, зависит устойчивое функционирование данной социальной и производственно-экономической системы. Одним из таких институтов выступает политика государства, как собственника и выразителя интересов значительной части общества, по импортозамещению.

Российской системе недропользования помимо общих закономерностей формирования институциональных условий, определяющих процессы вовлечения минерально-сырьевых ресурсов в социально-экономический оборот, присущ целый ряд черт и признаков, обусловленных трансформационными процессами (связанными с переходом от экономики, основанной на принципах централизованного планирования и управления, к экономике, основанной на рыночной координации) и особенностями исторического и политического свойства.

Вопросы институционального устройства минерально-сырьевого сектора экономики в целом и ведущей его составляющей – нефтегазового сектора – напрямую «выходят» на вопросы экономической политики страны и на осмысление роли и места природных ресурсов в современном обществе. Вполне закономерно, что взгляды различных авторов по вопросам экономической политики, связанной с использованием ресурсов недр, а также по включению процессов их освоения в социально-экономические процессы существенно различаются. В ряде случаев превуалирует экономический подход, основанный на анализе тех или иных показателей эффективности использования природных ресурсов, в других – сравнительный анализ различных исторически сложившихся систем, а в некоторых случаях предпринимаются попытки рассмотрения более целостной картины, объединяющей как отраслевые особенности использования углеводородов, так и макроэкономические аспекты. Подход, который, на наш взгляд, несомненно, претендует на формирование более целостной и многогранной картины рассмотрения и анализа различных направлений вовлечения в хозяйственный оборот и последующего использования ресурсов углеводородного сырья, связан с анализом не только экономических факторов, но также и более широкого комплекса социально-экономических, политических и исторических условий. В значительной мере обеспечить такой подход позволяет активно разрабатываемая в последние десятилетия институционально-эволюционная теория [5].

По итогам проведенного исследования составлен блок инструментов реализации программы импортозамещения:

1) Процедура предоставления прав на пользование недрами.

• предпочтение компаниям с наибольшей долей отечественного оборудования в проекте, в зависимости от сложности технологий, необходимых для его осуществления. (Возможно указание конкретной доли отечественных производителей, но при этом следует учесть фактор времени. Например, для разработки арктических шельфов в стране в настоящее время недостаточно технологий и, чтобы достигнуть, скажем, 50% доли отечественных производителей оборудования, может потребоваться десятки лет);

• обязать нефтегазовые компании проводить определенную долю исследований в отечественных научно-исследовательских институтах;

2) Меры налогового стимулирования;

• налоговые послабления нефтяным компаниям в зависимости от доли применяемого отечественного оборудования в проекте. Чем выше доля отечественного оборудования, тем выше налоговые послабления.

3) Усиление роли и влияния некоммерческих партнерств и саморегулируемых организаций;

4) Госкомпании нефтегазового сектора;

• обязательно принятие программы импорозамещения;

• программа должна регламентировать: а) доли закупаемого отечественного оборудования, в зависимости от типа проекта с последующим повышением по мере развития отечественной промышленности; б) приоритет отечественным производителям при прочих равных условиях;

• развитие отечественных научных институтов, испытательных лабораторий, обучение персонала;

• вкладывание регламентированной доли прибыли в развитие новых технологий;

• содействие отечественным компаниям в проведении опытно-промышленных испытаний;

• помощь научно-исследовательских институтов российским производителям в освоении новых технологий;

• нормализовать систему оплаты контрактов (нынешние условия оплаты с рассрочкой платежа в 30, а то и более дней после поставки оборудования заказчику затрудняют участие в конкурсах небольших компаний).

5) Государственные программы разработки уникальных видов оборудования с акцентом на наукоемкое;

6) Софинансирование инвестиционных проектов, направленных на запуск новых и модернизацию существующих производств;

7) Стимулирование конкуренции;

• размещение регламентированной доли заказов у представителей малого и среднего бизнеса.

8) Обеспечение прозрачности и объективности конкурсных процедур

• информация о конкурсах должна быть размещена на общедоступных интернет сайтах;

• оповещение о предстоящих конкурсах максимально возможного количества потенциальных участниках;

• мониторинг конкурсных процедур и т.д.

Таким образом, цена на нефть на мировых рынках в последние годы стабилизировалась, но, себестоимость добычи нефти в России неуклонно растет. Учитывая масштабность нефтегазового сектора в России и потенциальную возможность падения мировых цен, крайне важной задачей государства становится помощь отечественным компаниям – производителям оборудования, имеющего большой экономический мультипликативный эффект. Проведенное исследование структуры закупок крупной нефтегазовой компании свидетельствует о том, что доля такого типа оборудования невелика, но положительный эффект, связанный с вовлечением в процесс производства смежных с нефтегазовой отраслей огромен. Дополнительный эффект будет получен в виде роста налогооблагаемой базы, создания новых рабочих мест, увеличения платежеспособного спроса населения и т.д., причем не только в нефтегазовом регионе, но и в соседних областях.

Важнейшей особенностью современных институциональных систем в нефтегазодобывающих странах является учет не только финансово-экономических последствий, но и социально-экономических факторов и эффектов при определении направлений вовлечения в оборот ресурсов углеводородного сырья. Значительную роль в повышении социально-экономической отдачи ресурсов недр России играет импортозамещение.

Расширенный подход к импортозамещению должен включать в себя следующие инструменты реализации программы:

• процедура предоставления прав на пользование;

• меры налогового стимулирования;

• усиление роли и влияния некоммерческих партнеров и саморегулируемых организаций;

• госкомпании нефтегазового сектора;

• государственные программы разработки уникальных видов оборудования с акцентом на наукоемкое;

• софинансирование инвестиционных проектов, направленных на запуск новых производств и модернизацию существующих;

• стимулирование конкуренции;

• обеспечение прозрачности и объективности конкурсных процедур.

Стратегия – не только размещение заказов, но и стимулирование создания своих компаний, вклад в науку и человеческий капитал. При этом важно сохранить уже существующую национальную промышленность.

Реализация программы импортозамещения должна привести к росту отечественной промышленности, научной базы и конкурентоспособности отечественных предприятий с перспективой экспорта, совершенствованию человеческого капитала.

Литература

1. Министерства экономического развития Российской Федерации. «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году».

2. Большая экономическая энциклопедия / http://econwiki.ru/

3. Доклад ВТО WT/TPR/S/158, стр. 59

4. Доклад ВТО WT/TPR/S/42, стр. 39

5. Крюков В.АП., Токарев А.Н. «Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике». – Новосибирск: Наука-Центр, 2007.

Cometa Paytaeva, Tatiana Anopchenko

IMPORT SUBSTITUTION IN THE OIL AND GAS SECTOR: THE PLACE AND ROLE IN IMPROVING THE SOCIO-ECONOMIC RETURN OF SUBSOIL OF RUSSIA

Active participation of the industrial complex of the country and its regions in the international division of labour is a necessary condition of formation, development and rational use of the potential of the national economy. Modernization, development of export opportunities of Russian enterprises in modern conditions of managing is undoubtedly one of the priority directions of activity, since the production of export products and its successful implementation will allow domestic producers to reach a qualitatively new level of functioning. Thus, of particular importance is the increase of the export potential of domestic products, as a transitional stage, may be the substitution.

Key words: import substitution, oil and gas development, socio-economic development.

Выходные данные статьи:

Импортозамещение в нефтегазовом секторе – место и роль в повышении социально-экономической отдачи недр России //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 6(51). С.124-128