Наша библиотека

banner opt

Пономарева И. С., Максимов Д. А., Чернышев М. А. Организационно-экономический механизм обеспечения эффективного функционирования малых бизнес-структур региона

Monday, 28 November 2016 16:27

 

Разработка эффективных механизмов обеспечивающих устойчивое функционирование малых бизнес-структур региона является актуальным направлением современного развития многих национальных экономических систем, в том числе и разработка организационно-экономических механизмов, обеспечивающих синергетический эффект хозяйственной деятельности малых бизнес-структур региона в условиях членства России в ВТО.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, бизнес-структуры региона.

В современных условиях возникает острая необходимость в разработке новых и развитии уже сложившихся механизмов государственной поддержки малых бизнес-структур, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Очевидно, что частному бизнесу, без активного участия государства в вопросе формирования и разработке эффективных организационно-экономических механизмов развития, не представляется возможным, а так же перевод отечественной экономики на более эффективный путь экономического развития, в основе которого лежат рациональные предпринимательские решения, невозможен без определения государством перспективной формы организации хозяйственной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации государственно-частное партнерство предусматривает различные формы и способы реализации организационно-экономических механизмов, которые присущи данному институту экономики. На данный момент, в России, наибольшее распространение получило государственно-частное партнерство в форме концессий – 53% [6]. Как правило, это соглашения, по которому одна сторона(концессионер) обязуется создать или реконструировать определенный имущественный объект, право собственности на который остается за второй стороной(концендентом), которая в свою очередь передает право владения и пользования объектом на продолжительный срок концессионеру.

Преимущество концессионной модели перед иными формами государственно-частного партнерства состоит в том, что, будучи закрепленной на федеральном уровне, концессионная схема предоставляет множество преимуществ концессионеру. К ним относятся:

а) возможность привлечения средств институциональных инвесторов на льготных условиях;

б) исключение из-под налогообложения некоторых операций с передаваемым от концендента концессионеру имуществом;

в) низкий риск классификации отношений по концессионному соглашению как государственного контракта (в соответствии с Законом о контрактной системе) или приватизации(в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В тоже время Закон о концессионных соглашениях предусматривает закрытый перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения. Указанный перечень может быть истолкован как запрещающий заключение концессионных соглашений в отношении инновационных продуктов или инфраструктуры, что препятствует использованию концессионной модели в инновационной сфере [7], в то время когда создание необходимых условий для роста инноваций в экономике, при всей сложности и масштабности данной задачи, является стратегической целью развития страны и ее отдельных регионов. Стратегическая задача отечественной экономики заключается в переходе на новый этап инновационного развития экономики путем формирования дополнительных механизмов, учитывающих особенности как экономического, научного, так и природного потенциала регионов. Динамичное развитие российских регионов является одной из насущных социально-экономических проблем государственной политики, внимание которой сосредоточено на увеличении экономической активности всех регионов РФ, и в первую очередь, депрессивных, а также на повышении конкурентоспособности отечественной экономики в целом.

Стратегическое развитие региональной экономической системы и ключевых отраслей народного хозяйства сложно представить без разработки и использования современных, общепринятых методов экономического развития. Сегодня, устойчивое развитие регионов тесно связано с разработкой и реализацией концепции регионального зонирования, как наиважнейшего фактора системы управления национальной и региональной экономики. В целях эффективного привлечения инвестиций, обеспечения экономического роста, формирования необходимых условий для развития инновационной деятельности региона, расширения внешнеэкономических взаимосвязей и сокращения уровня социальной напряженности во многих зарубежных странах широко используется и успешно практикуется применение государством особых организационно-правовых режимов для осуществления хозяйственной деятельности, в рамках отдельных территориальных образований, различных по своему назначению и функциям [5]. В данном случае речь идет о особых экономических зонах, так как наиболее эффективным экономическим фактором в XXI веке является географическая концентрация науки, бизнеса и государства на обособленных территориях, которая позволяет в современных условиях обеспечить экономический рост, решение социальных проблем, а также разрешения локальных экономических задач региона.

В отечественной экономики создание особых экономических зон связано как с общемировыми тенденциями, так и острой необходимостью привлечения наибольших объемов инвестиций в развитие новых и современных форм экономических отношений. Практический опыт свидетельствует, что малым технико-внедренческим бизнес-структурам не на что стартовать, а у крупных бизнес-структур недостаточно доступных ресурсов, которые они дополнительно смогли бы выделить для развития своего инновационного бизнеса, более того, и у тех, и у других не достаточного количества заказчиков и потребителей. Создание и функционирование особых экономических зон в нашей стране является весьма перспективным направлением для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, в том числе и малых бизнес-структур, и конечно же повышения конкурентоспособности российской экономики на мировой арене. Сегодня многие современные рыночные модели хозяйственной деятельности опираются на инновационные источники экономического роста, которыми можно вполне признать особые экономические зоны.

В мире, особые экономические зоны проявили в качестве импульса роста профессионального и интеллектуального уровня населения, внедрения новых технологий, современных методов работы на отраслевом, коммерческом и трансграничном уровнях [3].

Особая экономическая зона – это форма государственно-частного партнерства, организационно-экономический механизм которой, направлен на создание комфортной предпринимательской среды для малых бизнес-структур, предусматривающей формирование таких экономических и организационных условий, при которых резиденты особой экономической зоны имеют возможность решать многие проблемы, непосредственно связанные с предпринимательской и инновационной деятельностью, не покидая обособленно выделенное территориальное образование.

Особо экономические зоны являются одним из ярких примеров государственно-частного партнерства. Государство (публичный партнер) обязуется создать инфраструктуру особой экономической зоны, предоставить ее резиденту (частному партнеру) налоговые и таможенные льготы, а также другие преференции, создать благоприятный режим администрирования, гарантировать защиту от неблагоприятных изменений в законодательстве, а резидент, в свою очередь, обязуется осуществлять определенную деятельность в зависимости от типа особо экономической зоны. В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в России особые экономические зоны могут создаваться четырех типов – это, промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. В России обеспечение нормативно-правового регулирования деятельности особых экономических зон осуществляют [4]:

• Министерство экономического развития РФ (Департамент особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов);

• ОАО «Особые экономические зоны»;

• Субъекты Российской Федерации.

На сегодняшний день свою деятельность осуществляют:

Промышленно-производственные зоны: «Моглино»(специализация: железнодорожное обеспечение, коммунальное и сельскохозяйственное оборудование, автокомплектующие, электротехника и бытовая электроника, строительные материалы, логистика и упаковка); «Людиново»(производство медицинского оборудования, производство автокомпонент, приборостроение); «Липецк» (производство электрического оборудования, элементов и систем альтернативной энергии, машин, оборудования, автокомпонентов, бытовой техники, медицинского оборудования, строительные материалы, био-и наноматериалов); «Тольятти»; «Алабуга» (производство автомобилей и автокомпонент, строительные материалы, химическая и нефтехимическая продукция, товары повседневного пользования);«Титановая долина» (производство продукции авиастроения, атомной энергетики, оборудования для добычи углеводородов, электрооборудования и контрольно-измерительной техники, железнодорожное машиностроение, производство лекарственных средств и препаратов, медицинское оборудование, химическое производство); «Владивосток».

Технико-внедренческие зоны: «Санкт-Петербург»(информационные технологии и телекоммуникации, фармацевтика и медицинские технологии, энергоэффективность, точное приборостроение); «Зеленоград»(микроэлектроника, энергосберегающие технологии, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, лазерные и плазменные технологии); «Дубна»(разработка программных продуктов и оказания услуг, электронное приборостроение и элементы электронной техники, производство технологий энергосбережения, медицинской техники и материалов); «Иннополис»(информационно-коммуникационные технологии, электронные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии); «Томск»(информационные технологии и электроника, нанотехнологии и новые материалы, медицина и биотехнологии, ресурсосберегающие технологии).

Туристско-рекреационные зоны: «Курорты Северного Кавказа»; «Бирюзовая Катунь»; «Долина Алтая»; «Ворота Байкала»; «Байкальская Гавань»; «Остров Русский».

Портовые зоны: «Мурманск»; «Ульяновск-Восточный»; «Советская Гавань».

Большинство потенциальных инвесторов отечественных особых экономических зон указывают, что в качестве ключевого интереса к этому организационно-экономическому механизму является возможность решения инфраструктурных вопросов, а именно выделение резиденту территории, полностью обеспеченной инженерной и транспортной инфраструктурой (рис. 1).

Доступ к инфраструктурному обеспечению в особых экономических зонах

Рис. 1. Доступ к инфраструктурному обеспечению в особых экономических зонах

В этом случае необходимо констатировать, что развитие особых экономических зон особенно важно не только для привлечения инвестиций на крупные федеральные и региональные проекты, но и еще для успешного процветания и наиболее эффективного развития малых бизнес-структур региона. Являясь организационно-экономическим механизмом государственно-частного партнерства особые экономические зоны, за счет бюджетных средств, производят возведение административно-деловых центров, в которых размещаются офисы резидентов, а также выставочные холлы и конференц-залы, что активизирует и обеспечивает эффективное функционирование субъектов малых бизнес-структур, за счет снижения финансовых и временных издержек, которые в начале осуществления хозяйственной деятельности не в силах инвестировать в собственное капитальное строительство, а в особых экономических зонах они могут гарантированно получить необходимые площади [2].

При правильно выстроенной стратегии развития малых бизнес-структур, особые экономические зоны открывают огромные возможности, связанные с осуществлением предпринимательской и инновационной деятельности в пределах особых экономических зон, финансово-правового характера: государственное финансирование инфраструктуры, финансовые гарантии, налоговые и таможенные преференции, а также льготы страховых взносов [10].

Опираясь на ключевые принципы развития современной рыночной экономики, основополагающая задача органов государственной власти в развитии субъектов малых и средних бизнес-структур заключается не в прямом регулировании предпринимательской сферы, среды, а в косвенном влиянии на нее – с помощью формирования и обеспечения наиболее комфортных условий для осуществления хозяйственной деятельности на обособленно выделенной территории. Поддержка и организационно-экономический механизм обеспечения деятельности малых бизнес-структур в особых экономических зонах, выглядит следующим образом (рис. 2).

Организационно-экономический механизм обеспечения поддержки малых бизнес-структур в ОЭЗ

Рис. 2. Организационно-экономический механизм обеспечения поддержки малых бизнес-структур в ОЭЗ [9]

Как показывает практика, малые бизнес-структуры при осуществлении хозяйственной деятельности в особых экономических зонах, в первую очередь заинтересованы в налоговых и таможенных режимах, в целях минимизации налогообложения производимой продукции и снижении административного давления на их экономическую деятельность. Успешно функционируя в особых экономических зонах, субъекты малых и средних бизнес-структур создают и совершенствуют деловой климат этих зон. Осуществляя хозяйственную деятельность, в особых экономических зонах, малые бизнес-структуры весьма часто являются не только конкурентами, но и потенциальными партнерами, в вопросах разработки и осуществления различных бизнес-проектов, региональной, федеральной и международной значимости [9].

В настоящее время в отечественной экономике разрабатываются и претворяются в жизнь различные государственные программы, направленные на развитие научно-технического потенциала страны, а также программы, предусматривающие комплексы мер по поддержке и активизации инновационной деятельности малых бизнес-структур региона. В этой связи, создание особых экономических зон и их развитие, как эффективного организационно-экономического механизма поддержки малых бизнес-структур региона, не является исключением.

В этой связи, создание особых экономических зон и их развитие, как эффективного организационно-экономического механизма поддержки малых бизнес-структур региона, не является исключением. Разработка эффективных организационно-экономических мер обеспечения хозяйственной деятельности малых бизнес-структур в особых экономических зонах, с учетом индивидуальной специфики и ресурсного потенциала региона, является мощным ускорителем экономики региона, активно формируя экономические отношения на основе рыночных структур и различных форм хозяйствования, тем самым содействуя переходу региональной экономики в национальную, а затем и в мировую [1].

При создании особых экономических зон непосредственно в качестве наиболее популярных и современных методов организационно-экономического стимулирования деятельности малых бизнес-структур в отечественной практике применяются несколько основных механизмов реализации налоговой политики:

Налоговые льготы:

• ставка по налогу на прибыль установлена не выше 13,5% при уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации;

• Инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу составляет 2,2%);

• резиденты освобождаются от уплаты налога на землю(около 1,5%) и налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности, в различных регионах ставка по данному налогу составляет от 10 до 150 руб/л.с.);

• понижены тарифы страховых взносов для технико-внедренческих, промышленно-производственных ОЭЗ, осуществляющих технико-внедренческую деятельность, и резидентов туристического кластера. На период с 2012 по 2017 годы тарифы страховых взносов составят 14%, в 2018 году — 21%, в 2019 году — 28%;

• инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам (но не более 2).

• Налоговые кредиты:

• сохранение всей суммы налогов и иных бюджетных платежей, собранных на территории ОЭЗ, в распоряжении органов управления ОЭЗ;

• реинвестирование данных средств в развитие ОЭЗ.

Таможенные преференции:

• ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

• Кроме налоговых и таможенных льгот, особые экономические зоны, предоставляют своим резидентам особый административный режим:

• особый административный режим на территории ОЭЗ предоставляет арендаторам земельных участков — собственникам объектов недвижимости право выкупа расположенных под этими объектами земельных участков;

• в соответствии с Федеральным законом об особых экономических зонах малым бизнес-структурам — резидентам ОЭЗ предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах.

Стоит обратить внимание, что все процессы в особых экономических зонах прозрачны, открыты, легитимны, в результате чего возникает высокий уровень предпринимательской культуры и социальной ответственности регионального бизнеса. Особые экономические зоны – это инструмент, доказавший свою эффективность в вопросах привлечения инвестиций в экономику регионов.

С помощью особых экономических зон, малые бизнес-структуры имеют возможность развиваться на базе готовой инфраструктуры, сниженных административных барьеров, льготных налоговых и таможенных условий. Создание льготных условий, режима в осуществлении предпринимательской деятельности не только придает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где непосредственно расположена особая экономическая зона, но и привлекает туда предпринимателей из соседних и более удаленных территорий, а также ведет к подъему смежных отраслей [1].

Для выработки организационно-экономических механизмов, действующих в особых экономических зонах, нужно четко определить: какова реальная перспективная специализация региона и на каких направлениях можно сосредотачивать внимание и акцентировать имеющиеся ресурсы. В этом случае необходимо констатировать, что величина воздействия особой экономической зоны на успешное раз-

витие отдельно взятых регионов неоднозначны, и зачастую, зависят от многих внутренних факторов и целей, стоящих перед этими регионами, и эффективности их деятельности. Сами по себе особые экономические зоны не способны стать универсальным способом решения всех насущных проблем, стоящих перед экономикой региона и страны в целом, но могут служить «точкой роста» ускоренного перехода регионов на современные рыночные отношения и организационно-экономическим механизмом обеспечения малых бизнес-структур региона, ведущим к повышению конкурентоспособности региональной и муниципальной экономики.

Литература

1. Батыров М.В. Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономических зон в Российской Федерации// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2010. – №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-analiz-preimuschestv-i-preferentsiy-dlya-rezidentov-osobyhekonomicheskih-zon-v-rossiyskoy-federatsii

2. Безикова Е. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.04 – финансовое право, налоговое право, бюджетное право. – М.,2014.

3. Годовой отчет ОЭЗ Тольятти 2013 год./Строим будущее. URL: http: //www. samregion.ru /external/adm/files/c_59478/Godovoj_otchet_2013.pdf

4. Дегтярева И., Неучева М. Эффективность функционирования особых экономических зон: международный и российский подходы//Экономика и управление: научно-практический журнал, 2014. – №1. URL:http://www.bagsurb.ru/journal/261/12536/

5. Илющенко Н.А. Проблемы и перспективы особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства// Вестник Адыгейского государственного университета, 2011 – №2. Серия 5: Экономика. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-osobyh-ekonomicheskih-zon-kak-formygosudarstvenno-chastnogo-partnerstva

6. Методические рекомендации о возможностях использования лучших мировых практик и особенностях российского законодательства в части регулирования деятельности институтов развития Российской Федерации (Государственно-частное партнерство) / Материал подготовлен по заказу ОАО «РБК» компанией «Адвокатское бюро «Линия права» с учетом экспертных мнений и комментариев ОАО «РБК». Москва, 2014.

7. Павлов П.В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования / П.В. Павлов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.

8. Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона//Социально-экономические явления и процессы, 2013. – №11 (057). URL: Электронный ресурс: http: //cyberleninka.ru / article /n/ osobaya-ekonomicheskaya-zona-i-ee-rol-v-razvitii-ekonomiki-regiona

9. Сидоров Ю.Ю. Развитие предпринимательской деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа (на примере Санкт-Петербурга)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство). Санкт-Петербург, 2009. URL:http://economy-lib.com/razvitie-predprinimatelskoydeyatelnosti-v-osoboy-ekonomicheskoy-zone-tehniko-vnedrencheskogo-tipa#2

10. Ткаченко М.В., Конгулов А.С., Долгов А.А. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / Под общей ред. к.э.н., доцента кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО (У) МИД России П. Л. Селезнева. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.

Irina Ponomareva, Dmitry Maksimov, Michael Chernyshev

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF ENSURING EFFECTIVE

FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS STRUCTURES OF THE REGION

Development of effective mechanisms of the small business structures of the region providing steady functioning is the actual direction of modern development of many national economic systems, including development of the organizational and economic mechanisms providing synergetic effect of economic activity of small business structures of the region in conditions of membership of Russia in the WTO.

Key words: small and medium business, business, business structures of the region.

Выходные данные статьи:

Пономарева И. С., Максимов Д. А., Чернышев М. А. Организационно-экономический механизм обеспечения эффективного функционирования малых бизнес-структур региона//Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 6(51). С.144-151