Наша библиотека

banner opt

Труфанов, С. А. Механизм формирования и развития ключевых компетенций в системе конкурент-менеджмента организации

Monday, 02 January 2017 15:59
 

С.А. Труфанов

Научный руководитель: д.э.н., профессор А.А. Семин

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону

Традиционные формы конкурент-менеджмента, основанные на технологиях минимизации издержек, являются эффективными лишь на коротком промежутке времени, т.к. быстро копируются и внедряются у конкурентов. В связи с этим, существует необходимость поиска новых инструментов конкурент-менеджмента, которые бы позволяли создать конкурентное преимущество в длительной перспективе. Таким инструментом является управление матрицей ключевых компетенций, которая, в свою очередь, основывается на превращении в новый фактор производства личностных и профессиональных особенностей и качеств работника.

Компетенция в данном подходе представляет собой это относительно измеримую и развиваемую приобретённую способность, навык, качество, либо базовую характеристику, врождённую черту, присущую субъекту, причинно-связанную с критериями конкурентоспособного действия или результата. Компетенция отличает конкурентоспособных субъектов от неконкурентоспособных. Компетентность, в свою очередь, выражается в способности достигать конкурентоспособного результата в выполнении определённой работы путём реализации тех или иных компетенций [1].

Общий алгоритм формирования компетенций в системе конкурент-менеджмента, в данном случае, состоит в том, что ключевая компетенция формулируется руководством организации в рамках стратегии конкурент-менеджмента и обеспечивает конкурентное преимущество, являясь основой для формирования компетенций персонала, которые, в свою очередь, служат средством реализации и приводятся в соответствие ключевым компетенциям организации, каждую из которых можно разложить на детальные компетенции, относимые к персоналу, путём дедуктивного анализа факторов, влияющих на уровень развития данной компетенции.

Инструментарий построения системы конкурент-менеджмента, в общем виде, сводится к выполнению следующего алгоритма.

1. Выработка ключевых компетенций в ходе планирования стратегии конкурент-менеджмента в соответствии с миссией, целью, культурой и особенностями организации, дающими конкурентные преимущества.

2. Формирование модели компетенций, наиболее подходящей к специфике деятельности организации.

3. Внедрение в систему кадрового менеджмента процедуры оценки уровня компетенций на основе специально разработанной матрицы, сопоставляющей компетенции с должностями по шкале от 0 до 5.

4. Внедрение системы управления компетенциями персонала на основе индивидуального плана развития, составляемого для каждого работника и включающего соответствующие этапы и алгоритм развития компетенций, а также путём использования матрицы заменяемости компетенций, не поддающихся развитию.

5. Внедрение системы оценки уровня компетентности и уровня развития компетенций организации и персонала, а также степени соответствия компетенций персонала и компетенций организации на основе использования специальных формул в рамках системы кадрового менеджмента.

6. Внедрение матрицы компетентности и результативности персонала (по шкале: низкий, средний и высокий уровень) как инструмента для принятия управленческих решений. Отслеживание изменений данной матрицы в динамике позволяет сделать выводы о наличии надежного и перспективного кадрового резерва, в который целесообразно вкладывать средства, либо о снижении результативности у компетентных работников, что может послужить поводом для более подробного анализа их трудовой деятельности.

Данный инструментарий был успешно апробирован на предприятиях, функционирующих в сфере производства соков и нектаров Юга России, что проявилось в росте их качественных и количественных показателей [2].

Таким образом, данный подход может служить базой для дальнейших исследований в теории менеджмента, а разработанный инструментарий конкурент-менеджмента может быть использован в системе управления компетенциями как на предприятиях, функционирующих в сфере производства соков и нектаров России, так и в других крупных компаниях.

Литература

1. Труфанов С.А. Формирование и развитие компетенций в системе мер повышения конкурентоспособности бизнеса // Современные технологии управления. Сборник материалов международной научной конференции. Россия, Москва, 14-15 июля 2014 г. [Электронный ресурс] / под ред. проф. А.Я. Кибанова. – Электрон. текст. дан. (1 файл 16,6 Мб). — Киров: МЦНИП, 2014. — С. 1191-1200.

2. Труфанов С. А. Сравнительный анализ моделей формирования и развития компетенций персонала на предприятиях рынка соков // Мир науки, культуры и образования. — М: МНКО, 2014. — №4 (47). — С. 419-421.

 Выходные данные статьи:

Труфанов, С. А. Механизм формирования и развития ключевых компетенций в системе конкурент-менеджмента организации [Текст] / С. А. Труфанов // Сборник тезисов региональной научно-практической конференции «Неделя науки 2014». – Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2014. – С. 302-304.