Наша библиотека

banner opt

Касаева Т.В. Социальная ответственность бизнеса как фактор стабилизации экономики России в условиях кризиса

Tuesday, 03 January 2017 08:30

 

Развитие института корпоративной социальной ответственности в российском бизнесе – принципиально важно, особенно в условиях мирового финансового кризиса и негативного влияния этого процесса на экономику России.

Несмотря на тот факт, что вопрос корпоративной социальной ответственности еще недостаточно развит и нуждается в серьезной проработке как со стороны бизнеса, так и со стороны государства и общества, все большее число российских руководителей и собственников занимаются социальной политикой, осознавая, что она отвечает интересам сохранения, развития и даже спасения бизнеса в условиях кризиса. Тем не менее необходимо иметь в виду, что в краткосрочном периоде социальные инвестиции означают дополнительные издержки и соответственно некоторое снижение конкурентоспособности.

В связи с этим, с одной стороны, социально ответственное поведение могут позволить себе наиболее сильные корпорации, имеющие большой запас прочности и серьезные конкурентные преимущества. Данный факт подтверждается практикой, так как объектом изучения в первую очередь становятся крупнейшие компании, руководство которых заинтересовано в распространении информации о социальном направлении деятельности, тогда как практически отсутствует информация о социальной ответственности среднего и малого бизнеса в России.

С другой стороны, для распространения в предпринимательской среде социально ответственного поведения оно должно стимулироваться как государством, так и гражданским обществом.

Усиление социальной ответственности бизнеса возможно, на наш взгляд, при выполнении следующих условий. Государство должно, во-первых, создать базовые условия для развития социально ответственного бизнеса (гарантировать права собственности и безопасность ведения бизнеса, создать независимую судебную систему, обеспечить прозрачные законодательные рамки для ведения социальной деятельности, сформулировать государственные приоритеты социальной ответственности). Во-вторых, государство должно осуществлять стимулирование социальной ответственности бизнеса (в форме налоговых льгот или системы нефинансовых льгот для компаний-лидеров сектора корпоративной социальной ответственности) и, в-третьих, участвовать в финансировании социально-значимых проектов на основе партнерских отношений между бизнесом и властью.

Стимулирование социальной ответственности бизнеса со стороны общественности, реализуемое через функционирование таких ее институтов, как Общественная палата, различные объединения, движения, партии, должно осуществляться в следующих направлениях:

– общественность должна научиться организованно выражать собственные интересы, определять приоритеты социальной ответственности;

– данное стимулирование может осуществляется посредством нормативного принуждения, которое формируется как результат предпочтений значительной части населения, например, это может быть покупка товаров у социально ответственных производителей, инвестирование денежных средств в акции социально ответственных фирм, предпочтение трудовой карьеры с социально ответственным работодателем.

Таким образом, при разработке и анализе антикризисных экономических мер необходимо учитывать вопросы корпоративной социальной ответственности как одного из действенных механизмов сглаживания негативных социальных последствий экономической нестабильности.

При этом социальные инвестиции будут экономически выгодны и бизнесу, и государству, и, конечно же, востребованы самим обществом.

Выходные данные статьи:

Касаева Т.В. Социальная ответственность бизнеса как фактор стабилизации экономики России в условиях кризиса//Российская экономика: от кризиса к модернизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2010.