Наша библиотека

banner opt

Качанов А.А. Государственно-частное партнерство: риски и перспективы развития в России

Tuesday, 03 January 2017 08:40

 

Создание государственно-частных партнерств – одно из важнейших средств решения задачи перехода на инновационный путь развития.

Реализация проектов государственно-частного партнерства невозможна без определенных рисков. Независимо от причин возникновения экономического риска естественным является желание каждого субъекта уменьшить возможные потери, связанные с реализацией данного риска.

В самом общем виде средства реагирования на риск могут делиться на четыре класса:

– воздействия на источник риска (атакующие меры);

– воздействия на внешнюю среду организации (экологические меры);

– воздействия на самоорганизацию (объект, субъект), экспонированную на риск (адаптация);

– комбинированные воздействия на источник, среду и организацию.

Каждый аспект риска может дать целый набор средств управления рисковой позицией фирмы. В настоящее время необходимо формирование и внедрение концепции всесторонней оценки рисков при принятии стратегически важных решений, а также создание устойчивой системы внутреннего контроля, которая отражает сложность структуры рынка и новых условий деятельности, требующих осознания угроз.

Нынешний кризис отчетливо продемонстрировал неверный подход компаний к данному вопросу. Используемые ими модели риска не обладали достаточной степенью устойчивости. Риски оценивались не в полном объеме, при этом надлежащей оценке не подвергались поставщики и клиенты. Оценка проводилась чрезвычайно редко, в результате чего руководство было вынуждено использовать в работе устаревшие и неточные данные. Консультационные услуги были либо совершенно недоступны для лиц, принимающих решения, либо не использовались ими.

Проблемами, которым справедливо уделяется повышенное внимание, являются репутационные риски, налоговые риски, а также риски недобросовестных действий.

Компании придают все большее значение стабильности поставщиков.

Сначала необходимо уделить внимание системам раннего предупреждения, задачей которых является плановый мониторинг основных показателей деятельности ключевых поставщиков. Затем формируются планы действий в чрезвычайных обстоятельствах в случае ухудшения финансового положения поставщиков.

Помимо этого компании должны самостоятельно отслеживать состояние своих поставщиков, а также следить за состоянием источников их финансирования. Текущая оценка уровня риска, связанного с контрагентами, может способствовать предотвращению кризисной ситуации, при этом диверсификация базы снабжения – это прямой путь к минимизации данного риска. На данный момент лишь немногие компании используют методы сценарного планирования либо планируют делать это в будущем.

Экономический кризис сделал очевидной необходимость осуществления подробного сценарного планирования в отношении ключевых поставщиков с подготовкой планов действий в чрезвычайных обстоятельствах, на случай перебоев в поставках. Также следует эффективнее выявлять и контролировать уровень нагрузки на поставщика. Некоторым компаниям еще предстоит решить задачу повышения эффективности взаимодействия между функциональными группами, занимающимися вопросами управления рисками.

Бесспорно, что для дальнейшего развития ГЧП в России еще предстоит проделать большой путь.

Однако наличие серьезных экономических предпосылок и взаимная заинтересованность бизнеса и власти в укреплении такого партнерства – залог успеха для развития ГЧП в России.

Выходные данные статьи:

Качанов А.А. Государственно-частное партнерство: риски и перспективы развития в России//Российская экономика: от кризиса к модернизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2010.