Наша библиотека

banner opt

Бугаян С.А. Использование инновационных технологий в охране окружающей среды Ростовской области.

Monday, 19 August 2013 10:15

В статье рассмотрены современные инновационные технологии, их использование в охране окружающей среды Ростовской области и проведён анализ эффективности их применения.

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT Of THE ROSTOV REGION

In article modern innovative technologies, their use in preservation of the environment of the Rostov region are considered and the analysis of efficiency of their application is carried out.

В условиях динамичных социальных и экономических изменений в современной практике управления все в большей степени утверждаются инновационные методы и формы.

Мировой опыт учит, что с помощью инновационных технологий можно своевременно предотвращать и разрешать экономические конфликты, снимать социальное напряжение, принимать оптимальные управленческие решения. Инновационные технологии можно представить в виде инновационной системы методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.[1] Для совершенствования системы экологического управления в Ростовской области в ближайшей и отдаленной перспективе определяются следующие принципы инновационной стратегии и политики:

- совершенствование жизненно важных элементов действующей системы - стандартов, разрешений, лицензий, инспекций, договоров и согласительных процедур и т.д.;

- разработка и внедрение новых подходов и инструментов, которые повышают отдачу и эффективность самой системы управления природопользованием как в обеспечении высокой отдачи инвестиционных вложений, так и в рациональном использовании первичного сырья;

- улучшение взаимодействия с действующими партнерами и широкое вовлечение новых участников, заинтересованных в добыче и переработке природных ресурсов, что обеспечивает конкурентную среду и более рачительное использование первичного природного сырья;

- тестирование и оценка результатов перед применением разработанного инструментария в более широких масштабах.

Поэтому предлагается представлять процесс и структуру инновации как более сложную, а не только как инновации в технологии. В силу сложности процессов в самой экосистеме, во взаимосвязи «общество - природная среда» необходимо учитывать максимум особенностей, факторов, условий, и только это может способствовать оптимизации процесса природопользования, снижению негативного воздействия. [2] 

В связи с этим внедрение инноваций в практику решения экологических проблем необходимо представить как нововведения и новшества во всех элементах организационно-экономического механизма рационального природопользования (в технологии, организации природопользования, экономических стимулах, социальных аспектах).

Сущность инноваций в природопользовании как базы экономического роста и поддержания благоприятных условий проживания, жизнедеятельности исходит из определения инновации, данного в международных стандартах по статистике науки и техники: «инновация - конечный результат инвестиционной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к социальным услугам».

В категории инвестиционных проектов особый интерес представляют инвестиционные природоохранные проекты, включающие любой проект строительства нового, реконструкции или технического перевооружения хозяйственного объекта или комплекса, реализация которого будет способствовать улучшению состояния окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, ресурсо- и энергосбережению. [4]

Рассмотрим некоторые природоохранные мероприятия, направленные на обеспечение предупреждения загрязнения окружающей природной среды, снижения негативного воздействия рассматриваемых государственной экологической экспертизы объектов Ростовской области в ближайшее время.

1. РП «Создание производства по выпуску строительных материалов из пород отвала бывшей шахты им. Воровского в г. Шахты». В результате реализации указанного проекта предусматривается улучшение экологической обстановки в центральной части г. Шахты, в том числе: ликвидация породного отвала бывшей шахты им. Воровского с возвратом в хозяйственный оборот 5,7909 га земельной площади, занятой породным отвалом; расширение сырьевой базы для предприятий стройиндустрии и дорожного строительства Российской Федерации, (годовой выпуск продукции предусмотрен в объем 183 тыс. т.); создание новых 80 рабочих мест в течение 10 лет.

2. РП «Реконструкция судоходной плотины Кочетовского гидроузла на р. Дон». Проект разработан на основании материалов обследования судоходной плотины Кочетовского гидроузла ОАО «Гипроречтранс», в результате которых установлено, что судоходная плотина потеряла значительную часть несущей способности, в результате чего возможен аварийный прорыв напорного фронта плотины с тяжелыми материальными и экологическими последствиями. Реализация проектного решения по реконструкции плотины Кочетовского гидроузла направлена на обеспечение безопасной эксплуатации объекта.

3. РП «Биологические очистные сооружения канализации ст. Вешенская». Проектом предусмотрено строительство ОСК производительностью 400 м3/ сут. в ст. Вешенской Шолоховского района. В настоящее время сброс сточных вод осуществляется в пруд-накопитель без очистки и обеззараживания, в результате чего существенно ухудшается состав грунтовых вод в водоносных слоях. При реализации проекта предусматривается достижение показателей качества полной биологической очистки и доочистки сточных вод с применением компактных установок заводского изготовления. На проектируемых очистных сооружениях достигается эффект очистки по БПК - 98,7%; по взвешенным веществам - 98%, со сбросом сточных вод на фильтрующие поля, где происходит фильтрация и испарение очищенных стоков, при этом отсутствует сброс сточных вод в водный объект и не происходит загрязнение грунтовых вод.

4. РП, «Берегоукрепительные работы на Цимлянском водохранилище» Проектом предусматривается выполнение берегоукрепительных работ (строительство защитной дамбы из суглинистого грунта протяженностью 1549 м) для защиты береговой полосы Цимлянского водохранилища вдоль х. Овчинников, Дубовского района Ростовской области от абразионных процессов.

5.РП «Расчистка р. Чалтырь и балок Узкая и Хавалы на территории с. Чалтырь Мясниковского района Ростовской области». Проектом предусматривается расчистка русла реки протяженностью 3,01 км. Мероприятия по расчистке реки, а также прилегающих балок направлены на оздоровление экологического состояния окружающей среды, связанные с увеличением пропускной способности русла, понижением уровня проходящих паводков, уменьшением эрозионных процессов. В условиях свободного стока русла реки будет возвращена функция естественного дренажа, действенность которого будет направлена на придание окружающей среде и, прежде всего, долине реки первоначального гидрологического облика. Расчистка русла будет способствовать понижению уровня грунтовых вод на прилегающей территории и улучшения санитарного состояния с. Чалтырь.[5]

Основным средством экономического регулирования в сфере природопользования попрежнему является взимание платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Существующая с 1991 года отлаженная система взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду была нарушена в 2002 году в связи с отменой Верховным Судом РФ Постановления Правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.92 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В 2003 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.03 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» были введены в действие новые базовые нормативы платы и процесс экономического регулирования охраны окружающей среды опять начал набирать силу.

В 2009 году по плате за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты различных уровней поступило около 86 млн. руб. Из них в федеральный бюджет отчислено 17,2 млн. руб., в областной бюджет - 68,8 млн. руб.

По-прежнему серьезной является проблема неплатежей. Проведенная реструктуризация задолжников позволила увеличить поступления денежных средств по плате за негативное

воздействие на окружающую среду. Территориальными органами федеральной исполнительной власти и Администрацией РО работе с крупнейшими неплательщиками уделяется большое внимание.

С начала 2009 г. в рамках государственного экологического контроля проверено 476 учетных единиц контроля, в том числе 278 - в области охраны атмосферного воздуха, 151 - в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе комплексных и целевых проверок соблюдения природоохранного законодательства РФ хозяйствующими субъектами, обследований объектов по фактам жалоб, обращений о неблагоприятном состоянии окружающей среды, выявлено 579 нарушений требований в области охраны атмосферного воздуха; 675 нарушений в области обращения с отходами производства и потребления, 47 нарушений в части неисполнения законодательства РФ о государственной экологической экспертизе.

Основными выявленными нарушениями являлись: 

- невыполнение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, наличие сверхнормативных, неучтенных в существующих инвентаризациях источников выбросов;

- несоблюдение требований обслуживания установок очистки газа, эксплуатация неисправного и неэффективного очистного оборудования;

- невыполнение воздухоохранных мероприятий, в том числе по достижению нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

- несоблюдение экологических требований при эксплуатации автотранспортных средств;

- передвижных источников выбросов;

- осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами при отсутствии лицензии;

- невыполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления; образование несанкционированных свалок, объектов размещения отходов;

- строительство и эксплуатация объектов хозяйственной деятельности в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для устранения экологических нарушений выдано 2385 предписаний, в том числе 1256 предписаний в части принятия мер по выявленным нарушениям воздухоохранного законодательства и 1065 по нарушениям в области обращения с отходами производства и потребления. Вьполнено 1608 предписаний, устранено 911 нарушений природоохранного законодательства.

В отчетном году в соответствии с утвержденными планами проведены проверки соблюдения требований в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств в 26 автотранспортных предприятиях. При проведении инструментального контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов двигателей проверено 1564 автомобиля, из которых у 343 выявлено превышение допустимых норм, что составило 21,9%. Выход на линию данных автомобилей был приостановлен до проведения работ по регулировке системы топливоподачи. В ходе проверок выявлены предприятия, на которых не обеспечен производственный инструментальный контроль за токсичностью и дымностью отработавших газов двигателей автомобилей. К должностным лицам 15 предприятий применены меры административного воздействия и вынесены постановления о назначении ^ наказания с предъявлением штрафных санкций на общую сумму 17,0 тыс.руб., все штрафы взысканы.

В январе 2009 г. по обращению Администрации Ростовской области о неблагоприятной экологической обстановке в мкр. Соцгород г.Новочеркасска, проведены проверки предприятий промышленной зоны города ОАО «Новочеркасский электродный завод» и ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов». В ходе обследования производственных объектов выявлены нарушения технологических режимов производства по переработке газового конденсата, по выпуску метилпирролидона на ОАО «НЗСП», что привело к загрязнению атмосферного воздуха населенных мест и фактам жалоб жителей близлежащих поселков. Работа технологического оборудования термического разложения углеводородов ОАО «НЗСП» была приостановлена. Предприятию выдано предписание о консервации данного оборудования в установленном порядке. При проведении вневедомственного инструментального контроля источников выбросов ОАО «НЭЗ» и ОАО «НЗСП» выявлены неучтенные, сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, неэффективная работы установок пылегазоочистки. Для устранения выявленных нарушений руководству указанных предприятий выданы предписания, которые исполнены в установленные сроки. По фактам экологических правонарушений вынесено три постановления о назначении административного наказания в виде штрафов, наложенных на юридическое лицо и двух должностных лиц по ст.ст.8.1 и 8.21 КоАП РФ. на общую сумму 14 тыс.руб., все штрафы взысканы.

В мае 2009 г. на территории Ростовской области проведены целевые проверки 14 предприятий, использующих в производстве аммиак в качестве хладагента, в том числе: ЗАО «Хладокомбинат № 3» (г.Ростов-на-Дону); ЗАО «Моррос» (г.Ростов-на-Дону); молочные заводы в г. Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Волгодонске, Сальске; ООО «Мясокомбинат Ростовский», ООО «Мясокомбинат Сальский»; ЗАО «ТАВР» (г.Ростов-на-Дону); ТПТПО «Сальский консервный завод»; ОАО «Шахтинский мясо-молочный комбинат «Дон», ОАО «Таганрог-молоко», Миллеровское ООО «Витязь». В ходе проверок предприятий, эксплуатирующих аммиачные холодильно-компрессорные установки (АХУ), обследований аммиачных компрессорных аппаратов, складов для хранения опасных веществ, систем транспортировки аммиака, выявлены нарушения требований охраны окружающей среды при использовании и транспортировке аммиака, в том числе:

- отсутствие или несоблюдение технологических регламентов работы АХУ;

- отсутствие или неисправное техническое состояние системы водяного улавливания газообразного аммиака в случае аварийной ситуации (при его утечке);

- невыполнение профилактических и природоохранных мероприятий по упорядочению сбора, хранения и размещения отходов производства при эксплуатации АХУ.

По фактам выявленных нарушений природоохранного законодательства РФ при эксплуатации опасных производственных объектов выданы предписания и вынесены постановления о наказании 4 должностных лиц по стст. 8.1.,8.2, 8.21 КоАП РФ.

В течение 2009 г. специалисты отдела принимали участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного и жилищно-социального назначения. Приняты в эксплуатацию более 100 объектов, в том числе следующие производства: маслоцех ООО «Комбикорм» в Миллеровском районе; дробильно-сортировочный завод и карьер ООО «Желдорсервис» в Каменском районе; цех по производству лакокрасочных материалов в Каменском районе; производство мешков полипропиленовых ОАО «Каменскволокно» в г. Каменске; производство по выпуску стройматериалов из породного отвала бывшей шахты им. Воровского в г Шахты; асфальто-бетонные заводы в Октябрьском сельском, Аксайском районах и г.Новочеркасске.

В июне 2009 г. прият в эксплуатацию усовершенствованный Полигон для размещения суглинков в г. Ростове-на-Дону, который позволяет ежемесячно санкционированно складироватъ более 20 тыс. т изъятого, при производстве земляных работ, грунта с последующим его использованием при отсыпке дорог, производстве ремонтно-строительных работ; предотвратить образование неорганизованных свалок на окраинах города, в прибрежных зонах водных объектов, в лесных посадках и др. 

Во 2-3 кварталах 2009г. совместно с представителями экологических служб СКВО МО РФ и ГУИН Минюста РФ проведены комплексные проверки четырнадцати воинских частей МО РФ и учреждений ГУИН, расположенных на территории Ростовской области. В ходе проверок выявлены нарушения природоохранного законодательства РФ в части осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, несоблюдения требований эксплуатации и обслуживания очистных сооружений; невыполнения природоохранных мероприятий.

Для устранения экологических нарушений начальникам воинских подразделений и учреждений выданы предписания, которые приняты к исполнению.

В течение отчетного года специалистами отдела рассмотрены материалы по предварительному согласованию мест размещения более тысячи объектов планируемой хозяйственной деятельности, жилищного строительства, объектов социально-культурного назначения.

По результатам обследований объектов и анализа документации на стадии предварительного согласования, природопользователям выданы условия по обеспечению экологических требований при размещении объектов.

В 2009 г. выдано пять предписаний о приостановке производств, действующих с грубыми нарушениями природоохранного законодательства, в том числе по крупным объектам:

- чугуно-литейного цеха ОАО «Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов» в связи с неисправным техническим состоянием установок очистки газа;

- ООО НПО «Феникс» г. Шахты в связи осуществлением хозяйственной деятельности, сопровождающейся выбросами загрязняющих веществ в атмосферу стационарньми источниками без соответствующего разрешения.

С начала года рассмотрено 251 дело об административных правонарушениях в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, исполнения законодательства РФ об экологической экспертизе. Вынесены постановления о назначении административного наказания с предъявлением штрафных санкций на общую сумму 498,1 тыс.руб., взыскано - 496,1 тыс.руб.[5]

В целом, основные выводы, сделанные из внедрения инноваций в сфере природопользования, могут быть кратко характеризованы следующим образом.

1. Сосредоточить внимание в работе на практических результатах: сосредоточить усилия и ресурсы в разработке инноваций только на тех практических целях, которые необходимо достигнуть, не выходя за рамки своих возможностей и реальных интересов; развивать партнерство с другими заинтересованными в разработке аналогичных инноваций хозяйственными субъектами, что позволит существенно сократить затраты на внедрение инновационных технологий; организовать и поддерживать постоянный обмен инновационной информацией между хозяйствующими субъектами по экономическим секторам, регионам, внешним партнерам и международным каналам.

2. Ориентировать разработку инноваций на стратегически важные цели: инвестировать инновационные разработки только в тех сферах, которые принесут наибольший экономических эффект.

3. Инновационная деятельность должна быть постоянной и долгосрочной: эта работа не должна быть разовой и рассчитанной на короткие сроки; нужно не бояться вкладывать серьезные инвестиционные ресурсы в исследования и развитие кооперации с партнерами по разработке и внедрению инноваций как внутри страны, так и на международном уровне. [3]

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Гергиман М.А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС, 2008. - 200с.

2. Орлов А.И., Орлова Л.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями//Экономика XXI века. - 2002.- с. 3-26.

3. Питер Друкер. Бизнес и инновации. - М.: Вильяме, 2007. - 432 с.

4. Страхова Н.А., Соколова Г.Н. Экономика природопользования. - РГСУ - Ростов н/Д, 2008, 253 с.

5. Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ростовской области. Информационный отчет «О состоянии и об охране окружающей среды Ростовской области в 2009 г».

Выходные данные статьи:

Бугаян С.А. Использование инновационных технологий в охране окружающей среды Ростовской области.//Проблемы устойчивого развития экономики региона. Том 1. №1. - Ростов н/Дону, Изд-во АкадемЛит, 2011