Наша библиотека

banner opt

Лаврентьев В.В. Принципы, приоритеты и опыт управления малым предприятием в России и за рубежом.

Tuesday, 27 August 2013 08:34

Мировой опыт показывает, что каждое из динамично и устойчиво развивающихся государств разрабатывает долговременную политику социально-экономических преобразований, основанную на привлечении наиболее массовой и инициативной части населения к работе в секторе малых и средних предприятий. Эти государства предпринимают ряд правовых, экономических, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в наиболее востребованных обществом направлениях. При этом используется большое разнообразие мер, механизмов и инструментов государственной поддержки малого предпринимательства.

Итак, малые предприятия играют ключевую роль в мировой экономике. Рассмотрим подробнее экономику малых предприятий крупных стран мира.

 В Японской экономике сектор малых предприятий занимает доминирующее положение, создавая 51-54% национального ВВП и обеспечивая работой около 30 млн. человек, что составляет более 70% общей численности занятого населения. В стране действует 4,69 млн. предприятий, в том числе 1,4 млн. индивидуальных предпринимателей. Вопросами развития предпринимательства в Правительстве Японии занимается Министерство экономики, торговли и промышленности (The Ministry of Economy, Trade and Industry - METI), которое оказывает следующую помощь в развитии малых предприятий:

- осуществляет законодательную и стратегическую поддержку МСП (малых предприятий) на государственном уровне;

- представляет и защищает интересы МСП, как основы социально-экономического развития страны;

- производит анализ действенности государственной политики и определяет влияние различных факторов внешней среды на состояние и деятельность МСП;

- оказывает финансовую помощь МСП;

- совершенствует и развивает национальную инфраструктуру поддержки и развития МСП.

Последние 20 лет в Японии характеризуются созданием новейшей техники и технологий, переориентацией производств на новые виды продукции, развитием сферы социальных и деловых услуг. В связи с изменением приоритетов были приняты меры по расширению финансирования НИОКР, коммерциализации инноваций и производству новой продукции, стимулируя более интенсивное использование научно-технического потенциала инновационных МСП. Также осуществилось совершенствование производственной инфраструктуры МСП на региональном и местном уровнях. И была проведена реструктуризация промышленных агломераций, способствующих сохранению действующих и развитию новых рынков, Однако к середине 90-х годов наметились кризисные тенденции в национальной экономике, сократились темпы промышленного роста и значительно упала деловая активность сектора малых предприятий, что привело к значительному сокращению национального сектора малых предприятий, снижению финансовой устойчивости многих предприятий и росту банкротств. Правительство страны принимает решение оказать помощь сектору в адаптации к существенным изменениям в экономике.

Таким образом, для успешной реализации всех идей, заложенных в новой редакции Закона об МСП (статьи 26-30), был создан «Совет по стратегии развития МСП» (The Small and Medium Enterprise Policy-Making Council), который должен анализировать состояние МСП, определять важнейшие проблемы в его деятельности и разрабатывать рекомендации по их решению.

Для обеспечения устойчивого роста и развития МСП в составе METI создано новое «Агентство МСП», деятельность которого направлена на разработку стратегии развития МСП, совершенствование национальной инфраструктуры поддержки и обеспечение взаимодействия между различными государственными организациями и администрациями всех регионов и крупнейших городов страны.

В компетенцию - SMEA также входят вопросы финансирования малых предприятий, создание условий для справедливой конкуренции, комплексное исследование состояния рынка малых предприятий и его влияния на социально-экономическое развитие страны. 

Для информационно-аналитического обеспечения разработки предложений по долговременной политике поддержки и развития МСП в департаменте «Развития деловой среды» были созданы отдел «Стратегического планирования» и «Исследовательский отдел», которые с одной стороны получают информацию от региональных и местных структур поддержки МСП, а с другой стороны тесно взаимодействуют с рядом организаций и исследовательских институтов, подведомственных METI.

Агентство SMEA сосредоточило своё внимание на улучшении деятельности всей государственной инфраструктуры развития предпринимательства, куда входят 8 венчурных, 57 региональных и 261 муниципальных центров поддержки МСП, а также ряд информационных служб, кредитно-финансовых организаций институтов.

Особую роль в разработке государственной политики в отношении МСП играют исследования, проводимые «Научно-исследовательским институтом малого бизнеса». Являясь мозговым центром агентства SMEA, институт осуществляет оценку состояния рынка МСП и перспектив его развития, проводит обследование инфраструктуры поддержки МСП и выполняет комплексные исследования на национальном, региональном и местном уровнях, собирая и анализируя всестороннюю информацию о деятельности малых предприятий.

Так организуется государственная поддержка развития малых и средних предприятий в Японии.

Малое предпринимательство в США начало развиваться со времен Великой Депрессии, благодаря чему уровень его развития неизменно растет. Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало их социальную значимость.

В 1953 году в США было создано Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США, защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах. Администрация по делам малого бизнеса и ее филиалы выполняют следующие функции:

- содействие в кредитовании малого предпринимательства с целью развития бизнеса;

- обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства в США; предоставление гарантий для кредитования предпринимательства;

- предоставление субсидий и выдача кредитов субъектам малого предпринимательства с помощью собственных средств.

- США строго регулируют критерии определения малого предпринимательства, которые связаны с направлением деятельности предпринимателей. Они зависят от численности рабочих на предприятии, а также от величины дохода и оборота средств.

С целью соответствия законодательным нормам предпринимателей был организован Адвокатский отдел, отстаивающий интересы предпринимательства в суде и в Конгрессе. Правительство США придает большое значение малому предпринимательству при развитии экономики. Многие члены Правления считают, что малое предпринимательство способствует оздоровлению экономики всей страны.

Здесь мы видим основное отличие развития малого предпринимательства в США от России. В России Правительство начало придавать значение малому предпринимательству в течение последнего времени, поэтому предприниматели самостоятельно развиваются и разрабатывают различные схемы для снижения величины налогов.

В США малое предпринимательство всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.

Роль МСП в экономике Великобритании гораздо существеннее, чем в других странах, хотя большинство новых предприятий можно отнести к очень малым, и поэтому доля МСП в обеспечении занятости и в создании ВВП Великобритании оказывается существенно ниже, чем в большинстве других стран.

На 3,7 млн. малых и средних предприятий Великобритании приходится около 40% ВВП страны, их ежегодный оборот составляет триллион фунтов стерлингов. МСП дают работу более чем 12 млн человек, на их долю приходится 85% из 2,3 млн дополнительных рабочих мест, созданных новым бизнесом в частном секторе и более 50% из 3,5 млн рабочих мест, образовавшихся в процессе экономического подъема в период 1995—1999 гг.

Малый бизнес — одна из приоритетных областей государственной политики Великобритании; недавно в Англии была создана национальная сеть бизнес-связей.

Бизнес-связи представляют собой партнерство агентств по поддержке местного малого бизнеса. Через них осуществляется государственная поддержка малого бизнеса на местах.

Британский сектор малого бизнеса состоит из множества МСП. В экономике Лондона сектор МСП занимает доминирующее положение, обеспечивая от 50% до 60% ВВП, производимого городом.

Организация поддержки развития сектора МСП, в основном, возложена на «Лондонское агентство развития» (- LDA), которое частично финансирует и координирует деятельность «Лондонской службы поддержки МСП» (The Business Link London - BLL), являющейся частью «Национального агентства поддержки МСП» (Business Link - BL). Служба BLL имеет свои отделения во всех районах города и оказывает круглосуточную поддержку предпринимателям в формате «одного окна», а также предоставляет экстренные консультации по Интернету и телефону. С апреля 2006 г., функции оператора агентства BL в Лондоне, по конкурсу выиграла фирма «Serco Limited», подписав контракт на 3 года с агентством LDА, общей стоимостью £60 млн. Этот контракт предусматривает оказание всесторонней поддержки стартующим, молодыми действующим МСП, расположенным в Лондоне. Со своей стороны служба BLL будет бесплатно оказывать информационные, диагностические и посреднические услуги предпринимателям (Information, Diagnostic and Brokerage - IDB) в соответствии с их потребностями.

Для развития МСП, агентством LDA реализуется программа финансовой поддержки, направленная как на обеспечение первоначальным капиталом стартующих МП, так и для помощи в развитии действующих МСП. В основном, финансовая помощь предоставляется для проведения консультаций при разработке бизнес-планов или инвестиционных предложений. Поддержка, прежде всего, оказывается предприятиям, расположенным в депрессивных районах города. Для консультирования предприятий по вопросам доступа к различным источникам финансовых ресурсов, отбирается группа местных экспертов в каждом городском районе. Эти консультанты помогут наилучшим образом подготовить бизнес-план или инвестиционное предложение, с учетом требований самих предпринимателем и условий, предъявляемых инвесторами. На заключительном этапе, эксперты подготавливают диагностическое заключение о состоянии предприятий и заявку на получение финансовой поддержки, которые вместе с бизнес-планом направляются в LDA. Затем эти документы подвергаются экспертизе специалистами LDA на соответствие требованиям критериев программы финансирования и рекомендуют заявителю произвести необходимые корректировки бизнес-плана. По результатам экспертизы даются рекомендации по выполнению дополнительных процедур, обеспечивающих готовность предприятия к получению финансовой поддержки. При этом LDA оплачивает 65-80% стоимости консультационных услуг и в дальнейшем будет контролировать успешность деятельности предприятия по привлечению финансовых ресурсов. Такая поддержка оказывается только предприятиям расположенным в Лондоне, к их числу относятся действующие и стартующие МСП с количеством занятых до 249 чел. в возрасте до 18 месяцев.

Приоритетом пользуются только предприятия специализирующиеся в производстве художественной продукции в проведении культурных мероприятия, в разработке и изготовлении информационных систем, в биотехнологиях, в защите окружающей среды и в социально ориентированной деятельности, LDA содействует МСП в предоставлении производственных и офисных площадей в определенных частях Лондонского Сити и в других районах в соответствии с планами городского развития. Предусматривается осуществление финансовой поддержки МСП посредством расширенного применения всего многообразия инструментов финансирования в соответствии с нуждами каждой городской зоны. Для этого привлекаются различные партнерские организации, специализирующиеся в поддержке МСП и участвующие в реализации городских программ закупки товаров и услуг, производимых в секторе МСП. При этом инвестиции в МСП из городского бюджета должны приносить максимальный социально-экономический эффект.

Роль МСП в экономике Великобритании гораздо существеннее, чем в других странах, хотя большинство новых предприятий можно отнести к очень малым, и поэтому доля МСП в обеспечении занятости и в создании ВВП Великобритании оказывается существенно ниже, чем в большинстве других стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, 1996,1997). И тем не менее МСП вносят значительный вклад в инновации, поддержание конкуренции, распространение предпринимательской культуры и придание гибкости экономике. 

Итак, анализ структуры государственных программ и территориальной инфраструктуры развитых стран позволяет установить, что неизменными инструментами поддержки являются: информационные сети и центры, социально-ориентированные центры, консультационные центры, центры поддержки экспорта, уполномоченные кредитно-финансовые организации, технопарки, структуры общественной поддержки и защиты интересов малых предприятий.

Лидер мировой экономики - США, проектируя свой хозяйственный уклад на экономики других стран, так или иначе, настраивает их на свой лад. При этом внутренний и внешний уклады существенно различаются. Стратегическим партнёрами США в первую очередь оказываются государства, желающие получить финансово - кредитные ресурсы под гарантии сырья, необходимого для внутреннего рынка США. Закрытые в этом отношении экономики вызывают озабоченность государственного департамента США. К таким экономикам, прежде всего, относятся Япония, Россия, Китай, именно по этим странам у США отрицательный торговый баланс. Как лидер мировой экономики США стремятся проникнуть на рынок минеральных ресурсов Ближнего Востока. Экономики этих стран объявлены «осью зла». Усиление конкуренции на мировом рынке сырьевых ресурсов привело к падению курса доллара и укреплению евро. Для стабилизации мировой экономики необходимо ввести мировую конвертируемую валюту, связанную с реальными ресурсами, например: технологическими, сырьевыми или трудовыми, т.е. валюту, основанную на корзине валют Японии, Китая и России.

Развитие малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 г. Предметом регулирования этого закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки. Нормативное правовое регулирование развития МСП в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется настоящим ФЗ, другими ФЗ, принимаемыми в соответствии с иными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Государственная политика в области развития МСП в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных образовательных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области развития МСП являются:

1) формирование конкурентной среды,

2) обеспечение благоприятных условий,

3) обеспечение конкурентоспособности,

4) продвижение товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки РФ и рынки иностранных государств,

5) увеличение количества субъектов МСП.

6) обеспечение занятости населения и развития самозанятости,

7) увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта,

8) увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах.

Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

1. Низкий процент венчурной специализации.

В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

2. Низкая легитимность малого бизнеса.

Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги, Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

3. Постоянная нехватка финансирования.

Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

4. Неустойчивость малого бизнеса.

Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

1. Гибкость малого бизнеса. Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гт. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

2. Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

3. Узкая специализация малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

4. Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

В итоге в России отлажена система разрешения хозяйственных споров при выполнении контрактов. Экономика России сбалансирована по диагонали «защита инвестора - социальная защита трудовых ресурсов», благоприятные условия для развития как малого, так и среднего предпринимательства. Налоговая система достаточно гармонично стимулирует новое строительство для создания новых рабочих мест.

Выходные данные статьи:

Лаврентьев В.В. Принципы, приоритеты и опыт управления малым предприятием в России и за рубежом.//Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Коллективная монография./Южный федеральный университет. - Ростов н/Дону.: Изд-во "АкадемЛит". 2010 - 254 с.

Tagged under