Монографии

Поддержание экономической безопасности страны — основа национальной безопасности России

There is no translation available.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопаснос­ти — гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельнос­ти общества, государства и личности, и, следовательно, понятие националь­ной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности эконо­мики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [30].

Конечно, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими ее слагаемыми, как обеспе­чение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безо­пасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальны­ми конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важней­шая качественная характеристика экономической системы, которая опреде­ляет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных инте­ресов [55].

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структу­ру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента:

1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера пото­му, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независи­мость означает возможность контроля за национальными ресурсами, дости­жение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных уча­ствовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-тех­ническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполага­ющие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, в том числе создание ста­бильной банковской системы, что является необходимым условием устойчи­вого развития экономики, сдерживание факторов, способных дестабилизиро­вать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, предотв­ращение легализации доходов, недопущение серьезных разрывов в распреде­лении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в со­временном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного кли­мата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уров­ня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устой­чивости и самосохранения национальной экономики [2].

Таким образом, экономическая безопасность государства — это совокуп­ность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному об­новлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший рос­сийское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отра­жением угроз экономической безопасности.

Для понимания сущности термина «экономическая безопасность» важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не разви­вается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротив­ляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчи­вость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характе­ризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагруз­ки». Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зре­ния способности к выживанию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов [80].

Чем устойчивее экономическая система (например, межотраслевая струк­тура, банковская система), соотношение производственного и финансово-бан­ковского капитала и т. д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность понятия экономической безопасности реализуется в системе кри­териев и показателей. Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущ­ность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности вклю­чает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уров­ня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах [16], а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; кон­курентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и раз­решения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выраже­ние, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению [90].

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негатив­ных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В ка­честве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уро­вень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспечен­ными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-эконо­мической стабильности общества, а превышение предельных, или порого­вых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точ­ки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата пози­ций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и ее важней­ших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубеж­ной техники, комплектующих изделий или сырья.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений по­роговых показателей национальная экономика теряет способность к дина­мичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках.

Успешное экономическое развитие российских предприятий, организа­ций любой форм собственности во многом зависит от их деятельности в об­ласти обеспечения экономической безопасности как собственной, так и на уровне региона или страны [86]. Рыночные отношения требуют от руково­дителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стра­тегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности.

Действующий в настоящее время Закон РФ «О безопасности» [40] за­крепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора над законностью их деятельности.

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов, но вследствие слож­ности определения конкретных действий, необходимых для защиты жизнен­но важных ресурсов, многие руководители ограничиваются созданием на пред­приятии охранных структур, часто, исключая средства и способы защиты информации. В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны, утечки информации нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Такое определение дано [120]: «.. .Под экономической безопасностью стра­ны понимается такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе произ­водство максимального количества экономических ресурсов на душу населе­ния наиболее эффективным способом».

Среди показателей экономической безопасности можно выделить :

- экономического роста (динамика и структура национального про­изводства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдель­ных отраслей, капиталовложения и др.);

- характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно- технический потенциал страны;

- характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного меха­низма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфля­ции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэконо­мических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружа­ющей среды и т. д.) [50].

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать сис­темой показателей общехозяйственного и социально-экономического значе­ния, отражающих, в частности:

- предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за преде­лами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, со­хранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;

- предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконт­ролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конф­ликтов; возникновение угрозы утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной час­ти цивилизованной общности;

- предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации нанесения непоправимого ущер­ба здоровью нынешнего и будущего поколений и др. [16].

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что экономическая бе­зопасность — это способность экономики страны (регионов, предприятий) обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних усло­вий, благоприятствующих эффективному динамическому росту националь­ной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, госу­дарства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внут­ренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Кризис финансово-кредитной и бюджетной сфер, поразивший российскую экономику, беспрецедентен для мирного времени. Останавливаются многие крупные предприятия, и даже целые отрасли, в том числе и многие высоко­технологичные производства.

Выходные данные монографии:

Управление экономической безопасностью коммерческого банка в ус­ловиях финансового кризиса: Монография / Под ред. В. Н. Овчиннико­ва. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие - XXI век», 2013. — 192 с.

Вернуться к оглавлению монографии "Управление экономической безопасностью коммерческого банка в ус­ловиях финансового кризиса: Монография".

Tagged under