Монографии

banner opt

Сущностные особенности обеспечения экономической безопасности банковской сферы страны, как компонент-процессинга системы национальной безопасности

There is no translation available.

Учитывая, что понятие деятельности является общим к видам и сферам, для исследования проблем, связанных с экономической безопасностью банков, можно использовать так называемый деятельностный подход [42]. В соответ­ствии с этим подходом под деятельностью понимается всякого рода практи­ческая активность, направленная на достижение определенных целей [41]. Со­держание понятие деятельности составляет целесообразное изменение и пре­образование окружающего мира в интересах людей [85].

В общем случае в основе деятельности лежит разделение субъекта и объек­та. Объектом может быть природный предмет, тот или иной социальный ин­ститут, а так же сам человек. Цель деятельности — удовлетворение потреб­ностей человека или социального института [112].

Активность — абстрактная система планируемых действий субъекта деятель­ности со свойствами: целенаправленность, рациональность и слаженность [52].

Таким образом, в понятии «деятельность» можно выделить следующие основные компоненты — цель, объект, субъект, практическая составляющая (активность) субъекта, осуществляемая для достижения цели (см. рис 1.1).

Субъект банковской деятельности — в качестве субъекта могут выступать юридические лица, имеющие статус банка, лицензию на право совершения банковских операций и т. д. [9].

Компоненты понятия «деятельность»

Рис. 1.1. Компоненты понятия «деятельность» [1]

Объект банковской деятельности — объектом являются экономические отношения, которые возникают по поводу платежного оборота в наличных и безналичных формах [9].

Среда банковской деятельности — структурирование основных компонен­тов является необходимым, но недостаточным условием для понимания сущ­ности деятельности, так как не учитываются ряд факторов, непосредственно не входящих в понятие, но создающих определенную среду, в которой осуще­ствляется деятельность [8].

Сферу деятельности составляют:

- сфера доминирования (средства, которыми располагает объект деятель­ности и элементы окружающей среды действительности, на которые он может рассчитывать);

- неуправляемая сфера (образованная группой элементов, на которые субъект деятельности не может воздействовать, но которые необходи­мо учитывать в виде ограничений) [41].

Такому представлению соответствует определение, предложенное [50]: «...среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влия­ет на систему, а также на те объекты, чьи свойства меняются в результате поведения системы».

Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, юридические лица, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы [7]. Помимо них в банковскую систему входят также специализиро­ванные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспе­чивающие деятельность банков и кредитных организаций: расчетно-кассо­вые и клиринговые центры; фирмы по аудиту банков; дилерские фирмы по работе с ценными бумагами; организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специали­стами и т. д., при этом банки и кредитные организации в разнообразных фор­мах и регулярно взаимодействуют со своими клиентами — субъектами эко­номики, с Центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.

Схема функционирования коммерческого банка в экономической системе страны?

Рис. 1.2. Схема функционирования коммерческого банка в экономической системе страны? [2]

Банковская система в качестве составной органической части входит в боль­шую систему — экономическую систему страны [14]. Это значит, что деятель­ность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей деятельности банки органично вплетены в механизм регулирования хозяйствен­ной жизни. Они тесно взаимодействуют с бюджетными и налоговыми система­ми, системой ценообразования, политикой цен и доходов, с условиями внешне­экономической деятельности. Это означает, что успех многих социально-эко­номических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы (см. рис. 1.2), а, следовательно, от деятельности коммер­ческих банков зависит и экономическая безопасности страны.

Экономическая безопасность банковской системы — состояние банков­ской системы в целом и отдельных ее частей (коммерческих банков, кредит­ных институтов), при которой его финансовая стабильность или репутация не может быть подорвана целенаправленными действиями определенной груп­пы лиц и организаций или складывающейся финансовой ситуацией внутри и вне банковской системы.

Экономическая безопасность банковской системы зависит от нескольких факторов:

- внутренней и внешней политической и экономической стабильности;

- степени зависимости банковской системы от внутренних и внешних источников финансирования [15];

- степени концентрации активов банков в различных государствах или отраслях промышленности;

- структуры собственности в банковской сфере.

Предотвращение возможности негативного влияния на экономическую стабильность банковской системы возможно только через анализ и прогнози­рование складывающейся в банковской системе экономической и политиче­ской обстановки. Такой анализ должен включать определение объемов влия­ния определенных политических группировок в банковской сфере, зависи­мость банковской системы от других отраслей народного хозяйства, которые подконтрольны различным финансово-промышленным группам [23]. Анализ экономической безопасности банковской системы должен включать также рассмотрение зависимости субъектов банковской системы от политических и экономических сил других государств, которые могут проводить ряд меро­приятий, направленных на подрыв банковской системы.

Для негативного влияния на банковскую систему или нанесения урона предприятиям-конкурентам путем проведения недобросовестных мероприя­тий в банковской сфере зачастую осуществляются следующие действия:

- спланированное изъятие большого объема средств из банковской орга­низации, приводящее к его неплатежеспособности;

- концентрация большого объема финансовых потоков в подконтроль­ных банковских организациях и временное блокирование их с целью изменения в определенную сторону конъюнктуры финансового рын­ка [103];

- доведение до банкротства подконтрольной банковской организации, подрывающее финансовое состояние других банков или промышлен­ных предприятий, связанных с банком (в том числе и основных держа­телей акций) [24];

- нанесение значительного ущерба предприятиям-конкурентам через недобросовестное обслуживание расчетных счетов, нарушение усло­вий кредитных договоров, в том случае, если конкуренты обслужива­ются или получают кредиты в подконтрольных банках.

Для предотвращения возможности проведения таких мероприятий в бан­ковской сфере органы банковского надзора должны проводить анализ, на по­стоянной основе, следующей информации о коммерческих банках и банковс­кой системе в целом:

1. Объема средств предприятий и финансово-промышленных групп, раз­мещенных в банковских организациях и степени зависимости банковских организаций от таких источников финансирования.

2. Активов банков, размещенных в других государствах или в отдельных финансовых организациях, а также определение репутации и подконтрольно­сти таких финансовых организаций. Анализ подконтрольности финансовых организаций, в которых размещены значительные средства банков России, должен проводиться совместно с Федеральной службой безопасности РФ, с целью определения степени возможной конкуренции контролирующих такие банковские организации предприятий с предприятиями, размещающими сред­ства или обслуживающимися в таком банковской организации [31].

3. Концентрации финансовых потоков через определенные банковские организации, связанных с монопольным положением банка на рынке опреде­ленных банковских услуг.

В случае если определенные банковские организации в силу каких-либо обстоятельств приобрели монопольное положение по обслуживанию опреде­ленных финансовых операций, органы надзора должны проводить ряд ме­роприятий, направленных на устранение концентрации таких финансовых потоков и монополии финансовой организации, независимо от степени под­контрольности таких организаций определенным финансовым или промыш­ленным группам.

Существует целый ряд близких по смыслу определений экономической бе­зопасности. Один из наиболее характерных подходов приведен академиком В. К. Сенчаговым, где сущность экономической безопасности определяется как «.. .состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается га­рантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных ус­ловиях развития внутренних и внешних процессов» [80]. Это означает, что эко­номическая безопасность — это не только защищенность национальных инте­ресов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов, развития отечественной эко­номики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Мировой финансовый кризис(globaleconomiccrisis) — устойчивый фи­нансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над дру­гими системами.

Начавшись с проблем крупнейших компаний США, кризис быстро пере­рос в мировой финансовый кризис, здесь сработал «принцип домино». Од­ним из символов мирового финансового кризиса стал крах американского банка LehmanBrothers. В Европе первой ласточкой мирового финансового кризиса в 2008 г. стал скандал вокруг банка SocieteGenerale(Сосьете жене- раль), который в результате мошенничества своего трейдера потерял 5 млрд евро на биржевых торгах.

Основной причиной международного финансового кризиса стал ипотеч­ный кризис subprimeна ипотечном рынке США в 2007 и 2008 гг. Высокие цены на нефть и, как следствие, снижение спроса на определенные товары (например, автомобили). После падения потребительского спроса последова­ло сокращение производства и рост безработицы во многих экономиках мира. Рекордные цены на нефть, достигнув своего максимума, резко пошли вниз и упали больше, чем в 3 раза. Это резкое изменение цены на энергоносители стало одной из основных причин мирового финансового кризиса 2008 г.

За последние 5 лет наблюдался стабильный рост ВВП в странах с разви­той экономикой. Выход на мировой ранок Китая, с его дешевыми товарами, привело к перепроизводству и «потребительскому буму», сменившихся рос­том цен и резким падением спроса; развитие фондового рынка и рост числа виртуальных финансовых инструментов, не имеющих под собой реальной основы (деривативы); зависимость мировой экономики от одной резервной валюты — доллара; низкие ставки по кредитам и рост суммы выданных кре­дитов — все эти причины и являются взаимосвязанными причинами мирово­го финансового кризиса 2009 г.

Финансовый кризис 2008 г. в России не возник сам по себе. Существует ряд определенных причин, вызвавших кризисные явления как внутри страны, так и за ее пределами. Однако по нашему мнению, внешние причины кризиса 2008 г. оказали большее действие на финансовую систему, чем внутренние.

К внешним причинам финансового кризиса в России можно отнести:

1. резкое падение цен на нефть с почти 150 до $40 за баррель;

2. финансовая катастрофа в США и последовавшая за ней цепная реак­ция по всему миру;

3. мировой кризис ликвидности, ограничивший доступ российских ком­паний к дешевым иностранным кредитам.

К внутренним причинам финансового кризиса в России относится: силь­ная зависимость экономики России от цен на энергоносители (нефть и газ). Экономика России, ориентированная на экспорт сырьевых товаров, столкну­лась с ситуацией, когда спрос и цены на сырье упали. Банковская система так и не набрала силу, Сбербанк является фактически монополистом на рынке банковских услуг, большая часть населения страны не стремится хранить день­ги в банках. Система, стоящая на 2-3 банках (Сбербанк, ВЭБ, Газпромбанк), очень зависима от этих монопольных банков, причем эти банки контролиру­ются государством в большой степени.

При этом действия властей в отношении к бизнесу (Мечел, ТНК-BP), вме­шательство России в грузино-осетинский конфликт резко ухудшило ситуацию на финансовых рынках. Это привело к резкому оттоку иностранного капитала в августе-сентябре 2008 г. Также ситуацию осложнила слабая банковская систе­ма, что вызвало кризис ликвидности и банковский кризис в России. После чего предприятия перестали получать доступ к дешевым кредитам.

Глобальный экономический кризис привел к падению производства, рос­ту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структу­ры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, сла­бой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитос­тью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

С сентября 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказы­вать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Рос­сийской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризис­ных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в ноябре 2008 г. утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях эконо­мики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и эко­номику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российс­кой финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в ос­новном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функцио­нирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год предусматривает десять приоритетов работы: «Шестой приоритет — формирование мощной финансовой системы как надежной основы для раз­вития национальной экономики.

Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от про­блемных кредитных учреждений. Будут реализованы меры по следующим на­правлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансо­вой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков. Особое внимание будет уделе­но оперативности принятия и реализации необходимых решений» [118].

При этом программа предусматривает разработку механизма рефинанси­рования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сфор­мированных российскими кредитными организациями, а также обеспечение развития системы небанковских микрофинансовых институтов, для оказания финансовой поддержки микропредприятиям и начинающим предпринимате­лям, за счет средств Внешэкономбанка. Планируется расширить программу финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса до 30 млрд руб., реализуемой Внешэкономбанком, в том числе на цели микрокредитования будет направлено до 1 млрд руб. [118].

Расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой сис­темы — первое направление антикризисных действий Правительства Россий­ской Федерации.

Совместно с Банком России реализуются меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкрет­ных предприятий.

Антикризисной программой Правительства Российской Федерации на 2009 г. предусматривается возможность выделения в 2009 г. 495 млрд руб. на поддержку банковской системы, в том числе 280 млрд руб. — на капитализа­цию банков, 215 млрд руб. — фондирование за счет Фонда национального благосостояния. При этом предоставление государственной поддержки будет увязано с кредитованием реального сектора.

На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка Рос­сии. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополни­тельных возможностей рефинансирования кредитных организаций. Увеличе­ны сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования).

Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых орга­низаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимиза­ции удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц. Будет реализован ряд мер по повышению доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора.

Со стороны Банка России усилен контроль за работой органов управле­ния банков, получивших средства государственной поддержки, включая су­бординированные кредиты. В такие банки направляются уполномоченные представители Банка России. Контроль осуществляется по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации. При этом упро­щена процедура предоставления государственных гарантий. Предусмотрена возможность делегирования Правительством Российской Федерации Минфину России права принятия решения о предоставлении государственных гаран­тий по кредитам отдельных организаций в размере до 10 млрд руб. по каждой гарантии. Это снизит кредитные риски коммерческих банков, увеличит объе­мы кредитных портфелей и улучшит их качество.

Правительство Российской Федерации и Банк России будут стимулиро­вать консолидацию в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать «длинное» финансирование проектов.

Банку России было предоставлено право заключать с банками соглаше­ния, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убыт­ков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия.

Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, со­зданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Последствия финансового кризиса могут быть самыми разными, кризис вызовет как положительные, так и отрицательные изменения в экономике. Кризис вызовет снижение доходов населения, снижение курса рубля по отно­шению к другим валютам, то есть девальвацию рубля (резкую или плавную), замещение частного капитала государственным.

Из-за финансового кризиса в России в 2008-2009 гг. правительство уже пошло на сокращение государственных проектов в области инфраструктуры и строительства, крупнейшие компании сокращают свои инвестиционные программы, сокращают рабочий день и рабочую неделю, проводят сокраще­ние персонала. Банки подняли ставки по кредитам, сворачивают ипотечные программы.

Во многом развитию банковского кризиса в России способствовал кри­зис на рынке ипотечного кредитования, начавшийся в США, который сильно потряс мировые фондовые рынки, в том числе и российский. Тем не менее, массированная распродажа акций с реальным состоянием отечественной эко­номики была практически не связана. При этом пострадали не только финан­совая система, но и банковская.

Банковский кризис затронул, хоть и в разной степени, почти все кредит­ные организации, входящие в ТОП-100. Первыми серьезные потери понесли банки, занимающиеся торговлей ценными бумагами. Финансовые учрежде­ния, которые были менее вовлечены в фондовый рынок, понесли из-за бан­ковского кризиса не такие драматичные потери.

Банковский кризис оказал сильное влияние на рынок кредитования: по­требительское, автокредитование и ипотеку. Он оказался в застое, несмотря на то, что еще недавно стремительно развивался. Ставки по ипотечным кре­дитам резко поднялись, а программы авто- и потребительского кредитования во многих банках были заморожены.

При этом отечественные банки сократили капитал. В мае 2009 г. собствен­ный капитал банковской системы России впервые с 2006 г. уменьшился на 20,8 млрд руб., т. е. на 0,5%, и составил 4,17 трлн руб. [115]. Больше других потеряли «КИТ финанс» (-7 млрд руб.), Росбанк (-2,2 млрд руб.) и Альфа-банк (-5 млрд руб.). Они же, в мае понесли самые большие убытки: 7,58 млрд руб. — «КИТ финанс», 3,35 млрд руб. — Альфа-банк, 2,54 млрд руб. — Росбанк. Сни­жение капитала «КИТ финанс» связано с отрицательной переоценкой пакета акций «Ростелекома», временно консолидированного на его балансе. В Росбанке потери связаны с ростом резервов, которые за май, согласно отчетности банка, увеличились до 28,6 млрд руб. (+ 2,5 млрд руб.). Альфа-Банк тоже восстанав­ливает резервы. Это свидетельствует об ухудшении экономической безопасно­сти коммерческих банков и всей банковской системы России, что может приве­сти к снижению не только рейтингов отдельных банков, но и к потере доверия со стороны зарубежных инвесторов.

Также наблюдается рост совокупной суммы просроченной задолженности. Почти 1/5 отечественных банков по итогам первого полугодия 2009 г. показа­ли убытки суммой более в 82 млрд руб. [117] Между тем, по сравнению с остальными месяцами в мае-июне произошло замедление роста просрочки в банковских кредитных портфелях. Кроме того, в этот же период сократились и обязательства кредитных организаций перед Центробанком и иностранны­ми кредиторами. Согласно данным Банка России на 1 июля, в объемах роз­ничного и корпоративного банковских кредитных портфелей доля просрочки составила 5,6 и 4,38% [116] соответственно. Для сокрытия реального объема плохих долгов банки стали реструктурировать кредиты. Активнее других ре­структурируют проблемные займы банки, не входящие в топ-200. Это может привести к тому, что более 50% реструктурированных кредитов окажутся не­возвратными.

По мнению авторов, к концу этого года размер проблемных активов со­ставит 20-28%, и лишь 9-10% из них окажутся просроченными, оставшаяся часть — это дефолты, которые скрыты в пролонгированных займах. 6-7% плохих долгов на сегодняшний день либо проданы коллекторам, либо оказа­лись на счетах небанковских организаций. Это приведет ко второй волне бан­ковского кризиса и может окончательно ухудшить экономическую безопас­ность банковской системы в целом.

Самая крупная доля просроченной задолженности у банков, которые рас­положились с 6-ого по 20-е места в рейтингах по объему активов. Крупные банки предпочитают решать проблемы с кредитами через суд, но они не смогут вести политику реструктуризации постоянно, так как ее возможности ограни­чены нормативами ликвидности.

Это приведет к снижению темпов роста банковского сектора с 40-45% в 2004-2007 гг. до 15-20%, то есть примерно в два раза. В то же время структу­ру и состав банковской системы в России ожидают существенные изменения в связи с кризисом. Консолидация банковской системы в пользу крупнейших игроков на рынке, преимущественно банков с государственным участием, или слияние средних банков с более крупными, как это наблюдается в настоящий момент (слияние ОАО «МДМ-банка» и «УРСА банка»).

При этом из-за кризиса ликвидности и закрытия международных источ­ников финансирования, происходит усиление «миграции» клиентов между банками в поисках финансирования, что создает уникальные возможности по формированию и обновлению клиентской базы.

Тем не менее, несмотря на перспективы развития и наличие определен­ных положительных результатов, к сожалению, по своему размеру и уровню развития банковская система в России по-прежнему находится даже не в пер­вой десятке.

Размер совокупных активов банковской системы на октябрь 2008 г. рав­нялся около 980 млрд долл., что почти в десять раз ниже, чем активы бан­ковского сектора Германии или Великобритании, и в несколько раз ниже совокупных активов любого из частных банков первой пятерки в мировой классификации. Суммарный объем банковских активов в России по отно­шению к ВВП к концу 2007 г. достиг 61%, а на начало 2009 г. составлял порядка 65% ВВП. В странах Восточной Европы этот показатель находится на уровне 60-80% от ВВП, в Евросоюзе — более 250%, а в США — более 285% от ВВП. То есть «кредитный пузырь» практически отсутствует, а вот резервы для роста есть [100].

Меняется не только структура банковской системы, но и процессы, про­исходящие в ней. Например, существенно меняется бизнес-модель, сформи­ровавшаяся в банках на протяжении двадцатилетней истории развития. Если раньше основное внимание уделялось операционному подходу, активно раз­вивалось продуктовое предложение, внедрялись новые (для России) услуги, то сегодня происходит изменение банковской модели в сторону клиентоори- ентированности. При этом сам банковский продукт становится более простым, нацеленным на массовую аудиторию и надежную привязку клиента к банку.

В условиях «выживания» встает вопрос о повышении эффективности и рентабельности бизнеса и усилении экономической безопасности банка, тог­да как в период роста главная цель — капитализация банка. В новых услови­ях банк вынужден фокусироваться на одном-двух узких, но более прибыль­ных сегментах, что позволяет существенно снизить затраты по другим на­правлениям. Данная специализация позволяет снижать затраты более эффек­тивно и повышать рентабельность выбранных операций.

Прежде всего банку необходимо хорошо знать своего клиента, его специ­фику, анализировать возможные потребности и ожидания и на основе этой информации осуществлять проработку продуктов и услуг.

При этом не следует забывать и о том, что в условиях кризиса требуется реструктуризация доходной части активов. Необходимо направить свои дей­ствия на увеличение доли комиссионных доходов в общей структуре доходов. Этой цели успешно служит введение гибких тарифов на обслуживание, кото­рые позволяют варьировать уровень тарифной нагрузки на клиента в зависи­мости от его типа, финансового положения, потребностей.

Кризис диктует необходимость оценки отраслей с точки зрения наиболее и наименее подверженных влиянию кризиса. Отрасли, предприятия которых имеют положительную кредитную историю и низкие ожидания по потерям, должны стать приоритетными с целью минимизации кредитного риска.

Повышение качества управления банком — еще один необходимый фак­тор роста эффективности. Не уделяя особого внимания экономической безо­пасности, имея большое количество цифр и плохую структурированность в подаче информации, можно получить искажение текущей ситуации, что вле­чет за собой принятие неверных решений. Кроме того, до сих пор ряд банков проводят анализ прибыльности и рентабельности на поверхностном уровне, без учета многих показателей основываясь лишь на далеких от совершенства российских стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Второй ошибкой ряда банков при построении системы управления является игнорирование важности имеющейся информации о клиентах, отраслях, а именно создание информационной базы, ее непрерывное обновление. В наиболее выигрыш­ном положении оказываются те, кто обладает не просто массивом информа­ции, но и эффективными средствами ее обработки и использования.

Безусловно, перечисленные меры не являются обобщающими и не явля­ются «спасением» от финансовой нестабильности, они должны осуществлять­ся в комплексе с общеэкономическими мерами и в рамках общей экономи­ческой политики.

____________________________________________________________________

[1] Составлен авторами на основе следующих источников: Иванов Д. Н. Экономическая бе­зопасность в банковской сфере. — Н. Новгород: — изд. ВВАГС — 2002.

[2] Составлен авторами

Выходные данные монографии:

Управление экономической безопасностью коммерческого банка в ус­ловиях финансового кризиса: Монография / Под ред. В. Н. Овчиннико­ва. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие - XXI век», 2013. — 192 с.

Вернуться к оглавлению монографии "Управление экономической безопасностью коммерческого банка в ус­ловиях финансового кризиса: Монография".

Tagged under