Введение

banner opt

Основы менеджмента. Учебное пособие. Под редакцией д.э.н., проф. И.Ю. Солдатовой, д.э.н., проф. М.А. Чернышёва. Введение

There is no translation available.

Переход к основам рыночной экономики в России определил необходимость преобразований в структурах и процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения энергичных и подготовленных специалистов. В мире, характеризующемся процессами глобализации постоянно и быстро изменяющихся технологий, продукции и процессов, ус тойчивое преимущество организации может заключаться в ее способности эффективно обучаться, аккумулировать распространять знания. Одну из функций в этих процессах выполняют специальные программы подготовки кадров менеджеров организации в системе государственного высшего образования.

Основываясь на понимании важности проблемы подготовки кадров по специальности «Менеджмент организации» кафедра «Теории и технологий менеджмента» экономического факультета Ростовского государственного университета подготовила учебное пособие «Основы менеджмента». Во введении раскрываются основные цели, задачи и особенности учебного курса. В главе «Менеджмент: основные понятия» обосновываются сущность менеджмента, его виды и функции, основные особенности менеджмента как профессиональной сферы деятельности. В главе «Становление и развитие теории и практики менеджмента» обосновываются условия и предпосылки возникновения менеджмента: школа научного управлеиия, административная школа, школа человеческих отношений, а также процессный подход, системный подход, ситуационный подход. В главе «Организация как объект управления» дается понятие организации, внешняя среда организации: среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия и внутренняя среда организации: элементы внутренней среды организации, их взаимосвязанность. В главе «Организационные отношения в управлении» обосновывается необходимость координации внутри организации, делегирование, полномочия, ответственность. В главе «Организация: построение структуры управления» с раскрытием понятия организационной структуры, даются понятия линейной структуры, функциональной структуры, дивизиональной структуры, матричной структура. Анализируются процессы централизации и децентрализации при построении структуры. В главе «Стратегическое планирование» обосновываются сущность и процесс стратегического планирования. В этой же главе формулируется миссия и цели организации, анализ внешней и внутренней среды организации, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением. В главе «Коммуникации в управлении организацией» дается понятие коммуникации, процесса коммуникаций, средств и каналов коммуникаций, коммуникационные сетей, коммуникационных стилей, коммуникационных барьеров и их преодоление. В главе «Управленческие решения в организации» определяется управленческое решение как связующий процесс, а также дается классификация управленческих решений, процедура принятия решений. В главе «Мотивация деятельности в организации» определяется понятие мотивации, а также содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации. В главе «Организация контроля в организации» наряду с сущностью и этапами контроля в организации, также определяются виды управленческого контроля, этапы процесса контроля, внешний и внутренний контроль и управление по отклонениям. В главе «Лидерство в организации» дается понятие руководства, власти и видов властей, а также содержания понятия лидерства в организации, лидерства и менеджера в организации. В главе «Человек в организации» проанализированы формальные и неформальные группы, распределение ролей в группе и эффективность группы. В главе «Управление конфликтом в организации» определяется общее понятие конфликта, типы конфликтов, уровни конфликтов в организации, структурные методы управления конфликтом. В главе «Управление подсистемами в организации» рассмотрены вопросы управления человеческими ресурсами, управления финансами, менеджмент маркетинга и менеджмент в агропромышленном комплексе.

Настоящее учебное пособие подготовлено ведущими преподавателями кафедры теории и технологий менеджмента РГУ в целях освоения студентами отделения менеджмент основ управления, методические основы подготовки служат контрольные вопросы и вопросы тестов и понятий к теме. 

доктор экономических наук, профессор

И.Ю. Солдатова

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.


  • Общая информация

    Оглавление

    Предисловие

    Введение

    Менеджмент организации: основные понятия

    Становление и развитие теории и практики менеджмента

    Организация как объект управления

    Организационные отношения в управлении

    Организация: построение структуры управления

    Стратегическое планирование

    Коммуникации в управлении организацией

    Управленческие решения в организации

    Мотивация деятельности в организации

    Осуществление контроля в организации

    Лидерство в организации

    Человек в организации

    Управление конфликтом в организации

    Менеджмент подсистем в организации

    Рекомендуемая литература