Статьи

Муравьева Н.Н., Васильева Е.А., Холоша В.А. Управленческий консалтинг и аудит в современной России

Четверг, 05 июля 2018 08:39

В данной статье описываются основные принципы управленческого консалтинга и аудита, рассмотрены теоретические подходы к понятиям. Проанализирована востребованность консультационных и аудиторских услуг в Российской Федерации, обсуждаются причины неустойчивого положения отечественных фирм.

Управленческий консалтинг в Российской Федерации появился сравнительно недавно, точкой его зарождения считается середина 90-х годов, это связано с тем, что в тот момент, когда в мире активно развивалось частное предпринимательство и бизнес, в России все еще была командная экономика.

Под консалтингом принято понимать – предоставление комплекса консультационных услуг, целью которого является повышение эффективности работы компании. Качество данных услуг должно быть максимально высоким. Кроме предоставления информации о решении конкретной проблемы, консультанту необходимо также выработать у своего клиента навыки аналитического мышления и оценки ситуации с целью того, чтобы в будущем, когда клиент столкнется с подобной проблемой, он мог самостоятельно ее решить.

Примерно в конце 90-х годов прошлого столетия экономика взяла новый курс, при котором основой конкурентоспособности предприятия стали интеллектуальные ресурсы. Так как скорость изменения внешней среды выше скорости реакции человека, подобное изменение в экономике привело к снижению эффективности менеджмента[2]. Следовательно, появилась необходимость в интеллектуальной внешней поддержке, которая выражается в форме аудита и управленческого консалтинга.

Одной из причин появления необходимости обращения к внешним аудиторам является сложность и постоянные изменения правил ведения бухгалтерского и налогового учета организации. Немногие организации малого и среднего предпринимательства могут позволить себе содержать целый штат квалицированных бухгалтеров, которые смогут отслеживать все изменения в Российском законодательстве. К тому же, многие компании стремятся к выходу на мировой рынок, для этого им требуется подготавливать свою отчетность не только в рамках РСБУ, но и с учетом МСФО. Международные стандарты не являются обязательными при ведении учета, поэтому доля отечественных бухгалтеров, которые в должной мере знакомы с данными правилами, сравнительно мала.

В российском консалтинге существует проблема небольшой востребованности отечественных фирм. Это связано, во-первых, с отставанием во внедрении современных управленческих технологий, во-вторых, со стандартизированным подходам к разным клиентам, в-третьих, зарубежный консалтинг обладает богатым опытом и хорошей репутацией. «Большая четверка аудита» в России представлена в полном составе, она занимает определенную долю рынка даже в региональных городах, поэтому завоевать должную нишу отечественным предприятиям очень тяжело.

Управленческий консалтинг обладает рядом основных принципов:

1. Компетентность

2. Конкретность

3. Системность

4. Креативность

5. Эффективность

К сожалению, не все отечественные организации придерживаются данных принципов. Некоторые консалтинговые фирмы ограничиваются тем, что показывают руководители проблему, цель и рассказывают о необходимых изменениях, не упоминая того, как провести данные изменения наиболее эффективно и с наименьшими потерями.

Консалтинг представляет собой не только стратегическое планирование организации, как полагают многие российские управленцы. Для вынесения эффективного решения требуется проанализировать всю деятельность фирмы, все ее сферы. С помощью эффективного использования консалтинга решается большое количество проблем предприятия, во-первых, это может быть качественный подбор кадров, мотивации персонала – HR-консалтинг, во-вторых, разработка стратегии и миссии организации – стратегический консалтинг[1]. Управленческий консалтинг, в частности, представляет собой именно решение совокупности проблем, он может включать в себя общие вопросы управления бизнесом, вопросы организационного управления, консультации по вопросам слияния компаний и многое другое.

Таким образом, управленческий консалтинг и аудит в настоящее время в России стремительно развивается. Все больше предприятий прибегают к услугам внешних аудиторов и консалтинговых агентств для того, чтобы получить наиболее точную оценку положения компании, а также возможность выйти на международный рынок. Тем не менее, отечественным компаниям необходимо улучшать качество своих услуг, отказаться от стандартизированного подхода и расценивать каждого клиента как уникального, только тогда возникнет достойная конкуренция зарубежным компаниям на нашем рынке.

Список источников и литературы

1. Гермогенов К.Ю., Иванова К.А. Управленческий консалтинг как способ избежать ошибок // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2016. С.472-473

2. Миляева Е.В., Паркова М.В. Управленческий консалтинг как инструмент решения проблем современного менеджмента // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2016. №13. С.122-124

3. Щербина А.Г. Аудит, консалтинг: проблемы и перспективы // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. №4. С.138-141

Выходные данные статьи:

ВАСИЛЬЕВА, Екатерина Александровна; ХОЛОША, Василий Андреевич; МУРАВЬЕВА, Наталия Николаевна. Управленческий консалтинг и аудит в современной России. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 2, июнь 2018. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/131>. Дата доступа