Статьи

Крикунов Р.А., Шевченко М.С. HR-брендинг как инструмент эффективного управления персоналом

Понедельник, 14 января 2019 11:52

В статье раскрыты понятие HR-брендинга и сущность данного процесса. Проанализированы этапы создания HR-бренда. Рассмотрены условия, при которых HR-брендинг не требуется.

На современном этапе развития рынка труда имеет место противоречивая ситуация, при которой образуется некий конфликт между работодателями и наемными сотрудниками. Большое количество людей получает высшее образование в престижных вузах, но в то же время многие работодатели отмечают дефицит высококвалифицированной рабочей силы среди потенциальных работников. Поэтому в таких ситуациях компания стремится не только найти, но и заинтересовать специалиста таким образом, чтобы у последнего даже не возникло желания просмотреть предложения конкурентов. А для того чтобы претенденты расценивали потенциальное место работы лучшим, необходимо создать такой образ компании, который будет характеризовать ее как престижную, со сформированной корпоративной культурой и хорошей деловой репутацией. Именно поэтому все чаще идет речь о применении HR-брендинга, направленного на создание не столько экономических, сколько психологических и профессиональных выгод для фирмы.

HR-брендинг – это комплекс мер по формированию положительного имиджа как компании в целом, так и ее руководства с целью привлечения высококвалифицированных специалистов в своей области[1]. В процессе создания HR-бренда должны участвовать не только специалисты по работе с персоналом, но и маркетинговый отдел, отдел по связям с общественностью, PR-отдел и топ-менеджмент фирмы. Такое количество участников объясняется тем, что эффективный HR-бренд необходимо не только разработать, но и внедрить, преподнести, грамотно продвинуть и использовать на протяжении долгого срока функционирования организации.

Неважно, на каком жизненном цикле находится компания – HR-бренд может быть в любой из них с учетом особенностей ведения бизнеса и этапа развития организации.

Выделяют 10 этапов создания HR-бренда в организациях любого уровня и масштаба[2]:

  1. Initial Idea (начальная идея). Инициатором первичной идеи может как высшее руководство, так и специалисты по подбору персонала. Перед началом создания идеи необходимо проведение следующих мероприятий:

- определить цель создания бренда;

- проанализировать рынок труда по внешнему HR-брендингу у конкурирующих компаний;

- сформулировать предполагаемые преимущества и задачи бренда.

  1. Essence (сущность идеи). На основе полученных данных о HR-действиях конкурентов разрабатывается внешний HR-брендинг организации, обладающий конкурентными преимуществами.
  2. Naming (формирование имени). Оно состоит из нескольких элементов: самого названия, HR-логотипа и HR-слогана, которые характеризуют отношение компании к персоналу и потенциальным работникам.
  3. Dressing («упаковка идеи»). Сюда включены внешний вид помещений, отзывы сотрудников о своем месте работы и поведение сотрудников HR-отдела.
  4. Tasting (тестирование). Тестирующие мероприятия следует проводить для четкого определения концепции, подхода, комбинации составляющих с целью эффективного формирования восприятия у потребителя мнения о компании.
  5. Bible (формирование «устава» идеи). Этап подразумевает создание некой инструкции со сведениями, что именно формирует HR-брендинг данной фирмы.
  6. Communication (коммуникация). Разработка программы передачи сущности HR-брендинга до претендентов на рабочее место.
  7. Entrusting (передача). Вовлечение сотрудников компании в концепцию созданного HR-бренда, заключающееся в информировании персонала о достижениях фирмы, его конкурентных преимуществах.
  8. Implementation (реализация). Воплощение идеи в реальность – самый сложный этап создания HR-бренда.
  9. Analysis (анализ). Заключается в оценке результатов после внедрения HR-бренда.

С помощью различных каналов коммуникаций (газеты, журналы, наружная реклама, промоакции и тд) необходимо продвигать сформированный HR-бренд во внешнюю среду. В результате проведения таких мероприятий в сознании людей должны сформироваться ассоциативные связи, основанные на общечеловеческих и профессиональных ценностях: надежность, перспективность, честность, престижность, законность, профессиональность, сплоченность, социальность.

Правильно составленный HR-брендинг в итоге приведет к следующим положительным эффектам [3]:

- увеличение выработки готовой продукции вследствие роста производительности труда и укомплектованием штата;

- снижение брака готовой продукции;

- сокращение затрат на услуги привлеченных агентств по подбору персонала;

- сокращение затрат на обучение специалистов;

- снижение затрат на оплату труда благодаря оптимизации численности штата, вызванная, в свою очередь, повышением производительности труда.

Конечно, не все компании нуждаются в создании HR-бренда. К таким относятся те организации, которые отвечают следующим условиям:

- текучесть кадров менее 3 – 5%;

- компании-монополисты на рынке труда;

- бренд компании узнаваем;

- компании близки к банкротству или находятся впроцессе реорганизации;

 - целью компаний не является расширение производства и рынка сбыта.

HR-брендинг является важнейшим инструментом по подбору, найму и управлению персонала. При эффективной стратегии HR-брендинга кандидаты на место сами будут находить компании и хотеть в нее устроиться, при этом зная, что их по достоинству оценят и создадут все условия для комфортной и эффективной работы. HR-брендинг способен вывести организацию на новый уровень и расширить горизонты ее влияния во внешней среде.  

Список источников и литературы

  1. Гулей И.А. Организационная культура как маркетинговый актив конкурентоспособности вуза // Вестник Белгородского государственного технического университета им. В.Г.Шухова. – 2018. – №4. – С.197 – 200.
  2. Бурьянец В.А. Организационная культура как инструмент кадровой политики предприятия: сборник трудов. – Белгород: БГТУ, 2017. – С.13 – 15.
  3. Демура Н.А. Основные подходы к управлению развитием предприятия // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – №6. – С.3 – 10.

Выходные данные статьи:

КРИКУНОВ, Роман Александрович; ШЕВЧЕНКО, Мария Сергеевна. HR-брендинг как инструмент эффективного управления персоналом. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 4, дек. 2018. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/175>. Дата доступа