Статьи

Муравьева Н.Н., Лебедева А.М. Проектное управление в сфере образования

Вторник, 09 июля 2019 07:32

 

Данная статья посвящена внедрению проектного управления в сфере образования в России. В ней рассмотрены предпосылки и перспективы развития проектного управления в данной сфере деятельности, а также раскрыты проблемные области, которые были выявлены при адаптации в учебных заведениях.

В настоящее время существует тенденция, которая проявляется в повсеместной, глобальной реструктуризации системы образования. Из-за этого возникает потребность в переходе на качественно новую систему управления в образовательных организациях. Проектное управление может послужить данной системой, при внедрении которой можно будет существенно улучшить различные показатели в управлении в образовательной среде.

Сначала хотелось бы отметить, что же подразумевает под собой проектное управление, и какие его основные преимущества можно использовать при внедрении в учебные заведения.

Проектное управление можно характеризовать, как процесс, систему, метод, в ходе которого люди интегрируют свои усилия, ресурсы, навыки, знания из большого количества областей, а также объединяют практический опыт, методы и инструменты управления, которые необходимы для достижения определенных целей и для решения различного рода задач.

Также следует охарактеризовать систему проектного управления, как средство и метод для реализации целенаправленных управленческих воздействий, благодаря которым можно добиться достижения определенных задач и целей для планомерного долговременного развития социально– экономических отношений. Основанием для данного заключения послужила эффективность данного подхода, подтвержденная практическим опытом решения управленческих задач. [4]

Для определения компонентов системы проектного управления стоит выделить следующие.

Во-первых, это структурное подразделение. Под данным компонентом системы проектного управления стоит понимать проектный офис. Его основной направленностью является поддержка и развитие проектного управления, а также участников, которые должны обладать не только достаточными знаниями и компетенциями в определенной области для выполнения поставленных задач, но и иметь для этого практический опыт, способствующий реализации проектного управления.

Во-вторых, это методология проектного управления. Она является одной из важных составляющих системы проектного управления. Как правило, это нормативно-регламентная база, которая определяет основные правила проектного управления. Также данная база формирует ответственность и полномочия участников, действующих непосредственно в рамках проектного управления.

В-третьих, это информационной системы проектного управления, которые также играют немало важную роль в управлении в целом, а также в проектном управлении.

При внедрении проектного управления в сферу образования хотелось бы выделить преимущества применения данной системы.

Во-первых, данная система способствует улучшению различных показателей, как количественных, так и качественных. Благодаря этому происходит сокращение сроков реализации проекта, а также достигается получение требуемых характеристик результатов. И в целом, данная система является эффективной для будущего развития.

Во-вторых, стоит отметить, что данная система является удобным инструментом управления, так как она сочетает в себе наличие всей необходимой актуальной информации, которую можно получить в любое время и в любом месте, имея доступ, а также наличие определенных закрепленных процессов взаимодействия между участниками, так называемых унифицированных шаблонов.

На мой взгляд, в настоящее время проектный подход в учебных заведениях крайне необходим, особенно в высших учебных заведениях. Так как благодаря ему можно наиболее эффективно достичь решения организационных, социальных, экономических, научных, предпринимательских и других поставленных задач.

Проектное управление — это еще и новая идеология управления образованием в России. Она была принята на государственном уровне. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» утвержден регламент осуществления проектного управления на уровне Правительства, в котором определено, что «Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений». [2]

Также принято Постановление Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“» (2018–2025 г.), сама структура программы предполагает запуск механизма проектного управления. [3]

Далее хотелось бы отметить следующую классификацию образовательных проектов в образовательной среде, на которые будет направлено проектное управление:

1. Исследовательские проекты. Данные проекты, в основном направлены на достижение результатов при выполнении различных исследований и разработок, целью которых является решение актуальных теоретических и практических, а также образовательных задач. Для этого можно использовать такие инструменты как мониторинг и маркетинговые исследования, которые способствуют раскрытию потребительских потребностей, например при открытии новых специальностей.

2. Учебные проекты. Данные проекты играют немало важную роль, так как именно они способствуют определению эффективных образовательных технологии, с помощью которых происходит обучение студентов, а также проектное обучение. И их можно выделить как результат образовательного проекта.

3. Учебно-организационные проекты. Данные проекты содержат основные функциональные направления, среди которых следует выделить следующие: это промежуточная аттестация, итоговая аттестация, управление временем, качеством, коммуникациями, человеческими ресурсами, снабжением и поставками, рисками.

4. Управленческий проект. Данный проект предполагает под собой проведение системных изменений в управлении образовательным учреждением. Эти изменения, как правило, затрагивают организационную структуру, распределение функциональных обязанностей, мониторинг, планирование, координацию, мотивацию и контроль. [4]

В результате научно-практического семинара «Современная практика управления проектами в российских образовательных системах», который состоялся 10.07.2018 в РАНХиГС с участием руководителей образовательных систем из 18 регионов страны можно выделить следующие проблемные области проектного управления в образовании. [1]

На данный момент условия для внедрения проектного управления в образовании созданы, но возможности в достаточной степени не обеспечены. Сегодня преобладает влияния традиционных систем управления

В ходе анализа было выявлено, что более 75% руководителей высшего и среднего уровня принимают активное участие в проектной деятельности. Что касается инициативности, то при формировании проектных решений ее проявляют около 78% руководителей высшего звена. А среди руководителей среднего звена уже 52 %. Среди остальных же сотрудников организации этот показатель варьируется от 5% до 15%. Из этого можно выделить следующий недостаток, который существует на данный момент в проектном управлении, это подавление инициативность работников, что является противоречием сути проектного управления.

Также следует отметить, что в настоящее время, к сожалению, в управлении проектами часто применяются не передовые методы. Наиболее популярные методы – SMART (55,8%), определение приоритетов проекта (46,8%), поддержание постоянно действующих каналов коммуникации со всеми заинтересованными лицами и структурами проекта (44,2%). Руководители, как правило, владеют только основами управления проектами.

Также существует ограниченное внимание к управлению командами проектов. Среди популярных методов можно выделить: делегирование полномочий (42,9%); директивы и контроль промежуточных результатов (35,1%); командные сессии в рабочее время (31,2%). Данные показатели необходимо усовершенствовать, чтобы добиться большей эффективности внедрения проектного управления в сфере образования.

На данный момент образовательные организации следуют вертикально-иерархическому принципу в управлении проектной деятельности. А это не соответствует сути проектного управления, что влечет за собой перегрузку руководителей, и в последствие снижается инициативность работников организаций, что приводит к снижению качества реализуемых проектов.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что переход на проектное управление необходим не только для улучшения сферы образования в России в целом, но и для повышения эффективности деятельности самих вузов. Благодаря такой гибкой, адаптивной системе управления, которой является проектное управление, можно будет способствовать развитию инновационных процессов, актуальных образовательных направлений и программ, а также способствовать более качественному предоставлению образовательных услуг в России, что сделает их более конкурентоспособными на мировом рынке. Также благодаря данной системе можно будет реализовывать проекты более в короткие сроки, и достигать наилучших показателей, как качественных, так и количественных по различным направлениям. Еще стоит отметить, что проектное управление в образовательных учреждениях сможет наладить функционирование и взаимосвязь различных отделов. Что в итоге, принесет образовательной сфере только положительные результаты при внедрении данной системы.

Список источников и литературы

1. Информационный портал РАНХиГС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ranepa.ru (дата обращения: 12.04.2019).

2. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2019).

3. Официальный портал Госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://programs.gov.ru/portal/ (дата обращения: 16.04.2019).

4. Реализация проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования Монография. Гурьянова Э.А., Зайнуллина М.Р., Мещерякова С.А., Набиева Л.Г., Новикова Е.Н., Палей Т.Ф., Ревкова Е.Г. Казань: Изд-во Института экономики и финансов К(П)ФУ, 2012.- 160 с.4.

Выходные данные статьи:

МУРАВЬЕВА, Наталия Николаевна; ЛЕБЕДЕВА, Алина Михайловна. Проектное управление в сфере образования. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 2, июнь 2019. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/217>. Дата доступа