Статьи

Черноморец Т.В., Нагаева О.А. Проблемы применимости законодательства по противодействию легализации доходов в банковском секторе на современном этапе

Вторник, 09 июля 2019 07:42

 

В статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием ясности в понимании механизмов применения Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В работе выявлена сущность легализации (отмывания) преступных доходов; рассмотрены исторические предпосылки противодействия этому процессу, изучена законодательная база, применяемая как на российском, так и на международных уровнях. Проведен анализ деятельности банковского сектора и РОСФИНМОНИТОРИНГа в противодействии легализации доходов в России и выявлена проблема нарушения прав и законных интересов граждан в процессе применения указанного законодательства. Предложен механизм решения выявленной проблемы в будущем.

В последние годы способы отмывания денег становятся все более изощренными, расширяется использование электронных технологий. Однако новые методы противодействия могут нарушать права добросовестных лиц. В этом выделяется важнейшая проблема: отсутствие в практической деятельности российских банков механизма по выявлению легализации преступных доходов без нарушения прав и интересов добросовестных граждан и юридических лиц.

С давних времен преступники получали доходы, во многом носящие характер «грязных» денег, из сферы организованной преступности, совершая преступления. Эти грязные деньги являются движущей силой организованной преступности. Поэтому борьба с ними должна быть направлена, в частности, на недопущение дальнейшего использования таких преступных доходов хотя бы для обеспечения соответствующей законности.

Как социальное явление, деятельность, сходная по своему характеру с отмыванием «грязных» денег, известна с древних времен. В Средневековой Европе ростовщичество (ссудный процент) осуждалось Католической Церковью как смертный грех, поэтому ростовщики и купцы в своей деятельности прибегали ко временным личным методам, которые предвосхищали современные методы отмывания денег. Например, торговцы, по предварительной договоренности с кредиторами, заявляли выплату процентов в виде штрафа за просрочку платежа в качестве страховки для компенсации своих рисков. Чтобы покрыть проценты, они намеренно завышали курс в течение длительного периода времени. О богатой истории практики отмывания денег свидетельствует существование с начала семнадцатого века прототипов современных финансовых убежищ, благоприятствовавших морским пиратам, тратившим там похищенные сокровища. Среди городов Средиземноморья и Карибских островов, как и современные оффшорные зоны, шла конкуренция за привлечение пиратов и их столиц.

Непосредственно с противодействием отмывания доходов и финансирования терроризма связаны следующие организации:

- Организация Объединенных Наций (далее - ООН). В России Конвенции ООН ратифицируются отдельными федеральными законами [1]- [3]. По итогам проведения ассамблей и встреч в рамках ООН принимаются различного рода соглашения, резолюции, кодексы, связанные с деятельностью мирового сообщества по ПОД/ФТ.

- Базельский комитет по банковскому надзору (далее - БКБН) осуществляет работу по руководству, эффективному управлению рисками отмывания денег и финансированию терроризма. Комитетом разработаны основные принципы эффективного банковского надзора [4]. В последнее время комитет уделяет особое внимание основным принципам и методам, связанныем с электронным банковским обслуживанием, и деятельностью по использованию электронных денег [5], [6].

- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) осуществляет работу по консолидации процессов и процедур для проведения взаимных оценок и подготовки отчетов о взаимной оценке. Группой ежегодно обновляются стандарты, процедуры и методы оценки. [7], [8]. Методология оценки деятельности организаций в области ПОД/ФТ базируется на 40 Рекомендациях ФАТФ и 9 Специальных Рекомендациях ФАТФ [8].

- Совет Европы осуществляет работу по выявлению проблем отмывания, выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (устав МАНИВЭЛ, годовой отчет МАНИВЭЛ, ежегодные доклады по противодействию отмыванию доходов.). Проводимые регулярно конвенции о предупреждении, пересечении терроризма, (Страсбургская конвенция, Европейская конвенция о пресечении терроризма, конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма) позволяют совершенствовать процессы противодействия легализации доходов, в том числе повышать степень уголовной ответственности за коррупцию [9]-[14].

- Вольфсбергская группа осуществляет работу мониторингу и изучению операций и надлежащих проверок клиентов в целях ПОД/ФТ (руководства, заявки, доклады по работе с клиентами). Констатация проблем по ПОД/ФТ с участием банковского сектора позволила сформулировать Вольфсбергские принципы, заявления по методикам работы банковского сектора [15].

За долгие годы проведения работы и разработки законодательства, регулирующего ПОД/ФТ было создано огромное количество как нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ПОД/ФТ, так и институтов, и организаций, осуществляющих контроль. Ответственность в Российской Федерации за нарушения в сфере ПОД/ФТ в банковской сфере регулируется обширным перечнем законодательных актов, базовой основой которых являются Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [16], Положение №242-П об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденное Банком России 16.12.2003 г. [17], Положение №375-П о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Банком России 02.03.2012 г. [18], и Приказ Росфинмониторинга от 23.08.2013 года №231 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» [19].

Проведём детальный анализ банковской деятельности в сфере ПОД/ФТ в РФ, начиная с причин отзыва лицензий у банков в РФ [20], представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Статистика отозванных лицензий по подозрению в ПОД/ФТ

Показатель

2017

2016

2015

Отозвано лицензий

51

55

93

за вовлеченность в проведение сомнительных
операций

17

35

56

за несоблюдение требований Федерального
закона 115-ФЗ

24

34

прочие причины

10

20

3

Возбуждено уголовных дел:

     

по легализации

13

15

25

Вынесено обвинительных приговоров

     

по легализации

4

6

14

Как видно на таблице 1 в период с 2015 по 2017 г.г. произошло существенное сокращение лицензий. Наибольшее количество отозванных лицензий пришлось на 2015 г. 93 лицензии, позже в 2016 оно сократилось на 38 лицензий и в 2017 ещё на 4. Это послужило причиной возбуждения 25 уголовных дел, из которых 14 были вынесены уголовные приговоры в 2015 и 13 возбужденных дел, из которых 4 вынесен обвинительный приговор в 2017.

Это говорит о том, что количество подозрительных кредитных организаций значительно уменьшилось, а деятельность служб ПОД/ФТ охватывает все большие области воздействия. Немаловажную роль в данном вопросе играет деятельность Росфинмониторинга, осуществляющего первостепенный надзор за операциями, осуществляемыми финансовыми организациями. В таблице 2 на основании ежегодных отчетов Росфинмониторинга можно увидеть повышение требований этого института к качеству активов, проходящих через счета банков [21].

Таблица 2 – Информация Росфинмониторинга о противодействии терроризму за 2015-2017гг.

Показатель

2017

2016

2015

Заблокированы активы

     

Количество лиц

550

104

121

Общая сумма, млн.руб.

6

4

5

Осредненное значение, тыс.руб.

10,9

38,5

41,3

Замороженные активы

     

Включено в Перечень*, лиц

2052

2245

5493

Сумма замороженных средств, млн.руб.

13,8

24

37

Осредненное значение, тыс.руб.

6,7

10,7

6,7

Проанализировав таблицу 2 видно, что количество заблокированных активов в 2015 значительно меньше чем в 2017, но при этом в Перечень было включено куда больше, чем 2017. Поэтому усредненное значение позволяет увидеть, что в 2015 году средняя величина заблокированного актива была в 4 раза больше, чем в 2017 году.

По замороженным средствам динамика не столь значительная. Указанные данные позволяют увидеть, что с приближением к сроку проверки ФАТФ, планируемой в 2019 году в Российской Федерации, и с большим количество отозванных лицензий у банков в 2015 году, кредитные организации ужесточили требования к операциям своих клиентов. Показательным 2015 год является и по объемам выведенных денежных средств по данным Центрального банка РФ [20], представленный на рисунке 1. В 2018 году количество таких сделок существенно ниже, а схема выведения денег через федеральную службу судебных приставов (ФССП) отсутствует.

– Структура транзитных операций повышенного риска

Рисунок 1 – Структура транзитных операций повышенного риска в период с 2015 по 2018 гг.

В связи с этими показателями рассмотрим на рисунке 2 [20] более подробно обналичивание денежных средств разными категориями выдачи средств с 2015 по 2018 гг.

Наибольшее списание средств на 2018 год происходило со счётов физических лиц и платежных карт, но при этом объём этих средств сократился на 52 млрд.руб по сравнению с 2017 годом, это говорит о том, что с каждым годом все больше людей переходит на безналичный расчёт, что позволяет делать операции «прозрачными». Второе место по количеству обналичивания денежных средств занимают выдачи на прочие цели и по платёжным картам юридическими лицами. В целом по всем параметрам за период с 2015 по 2018 произошло значительное сокращение по обналичивание денежных средств, что сыграло значительную роль, в положительную сторону, для мониторинга передвижения денежных средств.

– Объем обналиченных денежных средств

Рисунок 2 – Объем обналиченных денежных средств период с 2015 по 2017 гг., млрд.руб.

Дальше рассмотрим на рисунке 3 [20], какие именно секторы экономики больше всего формировали спрос на теневые финансовые услуги.

– Секторы экономики

Рисунок 3 – Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в 2018 году.

По результатам исследования, выведенного на диаграмму в форме рисунка 3 видно, что наибольший спрос на теневые финансовые услуги имеет строительный сектор экономики, услуги (кроме логистики) и оптоворозничная торговля строительными и промышленными товарами. Из этого следует, что наибольший контроль по движению денежных средств следует осуществлять по данным секторам экономики.

Изменение законодательства в строительстве жилой недвижимости способствует сокращению негативных тенденций в этой отрасли, но проблемы с противодействием легализации доходов будут решаться постепенно, в том числе с дальнейшим совершенствованием законодательной базы.

Помимо изменений в законодательстве положительно отразиться на сокращении негативных тенденций в отраслях экономики с наибольшим спросом на теневые финансовые услуги, более усиленный контроль внутри банка. Но новые способы ПОД/ФТ не должны нарушать права добросовестных граждан и юридических лиц. Ведь данная проблема уже получила огласку на российском уровне, когда одному из жителей СанктПетербурга было отказано в выдаче наличных средств.

Из материалов дела следует, что 5 ноября 2015 г. Будник С.А. обратился в Банк с заявлением об открытии банковского счета, на основании которого ему был открыт счет №ХХХ.

8 декабря 2015 г. на указанный счет поступили денежные средства в размере 55 570 000 руб. со счета индивидуального предпринимателя Будника С.А., открытого в АО «СИТИ Инвест Банк», с назначением платежа «средства на личное потребление». Рассматривая детально доступные нам материалы было установлено, что средства им получены за предпринимательскую деятельность, соответствующую его основному виду деятельности в области программного обеспечения.

Несмотря на то, что критерии причастности сделки Будника С.А. на основании открытых материалов не позволяют отнести ее к подозрительным, 9 декабря 2015 г. ПАО Сбербанк отказал Буднику С.А. в выдаче наличными денежных средств в размере 55 200 000 руб. со счета №ХХХ, указав на наличие оснований полагать, что данная операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов.

Учитывая тот факт, что ПАО Сбербанк разрешал пользование этими деньгами в рамках безналичных расчетов, но отказал в выдаче наличных средств, то ясности в вопросе формы распоряжением средствами физическими лицами не отмечается.

Еще одним примером может явиться тот факт, что перевод большой суммы денежных средств физическими лицами даже в рамках одного банка приводит к затруднениям. Так, переводя средства за сделку купли-продажи недвижимого имущества, внутренний контроль банка может приостановить эту операцию до выяснения всех обстоятельств дела несмотря на то, что в ходе этой операции использовались кредитные средства данного банка и услуги банковской ячейки.

В итоге, можно констатировать тот факт, что большое количество институтов и законодательных актов, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, препятствует получению прозрачного решения по банковским операциям. Зачастую банки выносят не всегда правомочные решения, заносят клиентов в так называемые «Черные списки», что нарушает права и законные интересы добросовестных граждан и юридических лиц.

В качестве решения можно предложить механизм, позволяющий осуществлять противодействие отмыванию доходов, включающий в себя следующие этапы:

I этап: Выявление подозрительной сделки в кредитной организации (банке).

II этап: Направление информации о сделке в специальный уполномоченный орган, который имеет доступ к различным видам данных из государственных и муниципальных учреждений, кредитных организаций, зарубежных институтов ПОД/ФТ.

III этап: Оперативная проверка сделки с использованием всех имеющихся в наличии данных специальным уполномоченным органом.

IV этап: Принятие решения о сделке и направление сообщения либо в Росфинмониторинг, либо в кредитную организацию.

V этап: Помещение информации, этапов проверки и заключения уполномоченного органа в общую базу данных, чтобы в дальнейшем решения могли приниматься автоматически.

Подобного рода алгоритм сложен в использовании только за счет человеческих ресурсов, но будет успешен, если внедрить в практику ПОД/ФТ современных технологий анализа больших массивов данных (BIG DATA), разработать алгоритмы машинного обучения, обновлять имеющиеся базы данных, не только включая подозрительные сделки, но и исключая тех лиц, которые к таковым не относятся.

Международная финансовая система активно развивается и совершенствуется. За этим, безусловно, следует развитие быстрых и достаточно эффективных способов декриминализации преступных доходов. В будущем большое количество решений может приниматься в автоматическом режиме с использованием аппаратных средств обработки данных. В связи с этим очень важны новые, более инновационные методы предотвращения ПОД/ФТ, но также важно, чтобы новые методы не нарушали права добросовестных лиц.

Список источников и литературы:

1. Федеральный закон от 26.04.2004 № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» (ред. от 10.05.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 88-ФЗ «О ратификации Международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма» (ред. от 06.09.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

3. Постановление Верховного Совета СССР от 09.10.1990 № 1711-I «О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/un/ (дата обращения: 21.10.2018).

4. Доклад Базельского института управления «Об индексе оценки риска отмывания денег на страновом уровне» от 25.04.2012 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/un/ (дата обращения: 21.10.2018).

5. Доклад «О практике по регулированию и надзору за организациями, обслуживающими лиц, не имевших ранее доступа к финансовым услугам». – 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bis.org (дата обращения: 13.11.2018).

6. Доклад Базельского института управления «Об индексе оценки риска отмывания денег на страновом уровне». – 2012[Электронный ресурс]. - URL: http://index.baselgovernance.org/ (дата обращения: 13.11.2018).

7. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mumcfm.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

8. Консолидированные процессы и процедуры для проведения взаимных оценок [Электронный ресурс]. - URL: http://local.crmm.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

9. Федеральный закон от 26.07.2017 № 183-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"(ред. от 06.05.2010) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

10. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма. – 2005 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

11. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

12. Федеральный закон от 20.04.2006 № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

13. Федеральный закон от 28.05.2001 № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

14. Федеральный закон от 07.08.2000 № 121-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

15. Вольфсбергские принципы, заявления по принципам и работы банковского сектора [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wolfsbergprinciples.com/ (дата обращения: 17.03.2019).

16. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.10.2018).17. Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) (ред. от 04.10.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.05.2019).

18. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (ред. от 27.02.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2019).

19. Приказ Росфинмониторинга от 23.08.2013 года № 231 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2019).

20. Информационно-аналитические материалы официального сайта Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 08.05.201).

21. Информационно-аналитические материалы официального сайта Росфинмониторинга [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fedsfm.ru (дата обращения: 08.05.201).

Выходные данные статьи:

ЧЕРНОМОРЕЦ, Татьяна Викторовна; НАГАЕВА, Ольга Андреевна. Проблемы применимости законодательства по противодействию легализации доходов в банковском секторе на современном этапе. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 2, июль 2019. ISSN 2500-2309. Доступно на: <https://portal-u.ru/index.php/journal/article/view/219>. Дата доступа