Наша библиотека

banner opt

Кадыров Д.Б. Принципы формирования эффективной государственной политики роста благосостояния

Вторник, 03 января 2017 08:01

Рост благосостояния населения – одно из важнейших направлений внутренней политики государства, он тесно связан с развитием экономики страны и тем комплексом мер государственного регулирования, которые разрабатываются и осуществляются в зависимости от специфики конкретного этапа развития общества.

Важным моментом в раскрытии содержания политики роста благосостояния является определение целей, преследуемых государством в социальной сфере, и методов, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей. В зависимости от круга решаемых задач и экономической системы общества цели и методы политики общественного благосостояния также подвергаются изменениям.

Процесс этих изменений не может быть стихийным и требует разработки методологических подходов к преобразованиям, проводимым в социальной сфере. Для этого требуется разработать теоретическую модель формирования государственной политики роста благосостояния, охватывающую, по нашему мнению, следующие мероприятия: обоснование принципов ее построения, определение системы целей и задач, а также методов, с помощью которых осуществляется реализация государственной политики, и критериев ее эффективности.

Принципы построения политики роста благосостояния обусловливают выбор целей и методов их реализации.

При обосновании принципов необходимо исходить из условий, возникших в социальной сфере после перехода от административной экономики к рыночной, учитывать опыт решения социальных проблем в развитых странах и сложившиеся традиции, обычаи, нормы поведения в обществе.

К основным принципам формирования государственной политики роста благосостояния, по нашему мнению, можно отнепроцессами, увязка различных целей, системность, учет институциональных основ.

В условиях становления рыночных отношений к важнейшим задачам политики роста благосостояния можно отнести: сокращение масштабов бедности, снижение дифференциации в уровне доходов населения, недопущение массовой безработицы, улучшение качества услуг отраслей социальной инфраструктуры. Решение этих задач зависит от выбора совокупности методов воздействия государства на социально-экономические процессы.

Выбор методов воздействия зависит от критерия социально-экономической эффективности, т. е. соотношения затрат и результатов по достижению благосостояния населения. На данном этапе развития общества регулирование, опирающееся только на принцип справедливости в распределительных процессах, может иметь такие издержки, которые перекроют социальные выгоды и нанесут благосостоянию большой ущерб. Поэтому выбор методов и форм государственного воздействия на общественное благосостояние должен быть не только политическим, но и практическим решением, т. е. при выборе методов регулирования государство должно отдавать приоритет критерию справедливости в том случае, если данные способы воздействия приводят к Парето – оптимальному состоянию.

Таким образом, рост эффективности государственных программ обеспечения благосостояния зависит от социально-экономической эффективности, обеспечивающей достижение социальных целей с наименьшими издержками. Эффективность экономической политики может определятся на основе темпов экономического роста.

На наш взгляд, именно ВВП определенной структуры, содержащий прогрессивную продукцию, обеспечивает оптимальные условия для роста благосостояния и решения социальных проблем общества, но не может выступить критерием определения эффективности государственных программ роста благосостояния.

Выходные данные статьи:

Кадыров Д.Б.  Принципы формирования эффективной государственной политики роста благосостояния//Российская экономика: от кризиса к модернизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2010.