Наша библиотека

Заключение

Теория управления рисками представляет собой целостную систему знаний, характеризующуюся логической зависимостью и взаимосвязью между доходом и финансовой устойчивостью определенных границ риска для достижения целей экономических субъектов.

Главной задачей риск-менеджмента любого уровня является прогнозирование и выбор оптимальных путей решения по преодолению негативных последствий, исходящих от всех групп факторов неопределенности, а также управление причинами, обусловливающими риски.

Наиболее сложный этап в риск-менеджменте — идентификация рисков. С учетом непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть в самой организации, в его внутренней среде, а также возможности кумулятивного их появления, очевидно, что управлять отдельным процессом можно только с учетом общей ситуации риска, т. е. с учетом всех рисков, взятых в их единстве и взаимодействии.

На практике существует очень большое число различных проявлений рисков, при этом один и тот же вид риска может обозначаться разными терминами, а иногда оказывается весьма сложным разграничить определенные виды рисков.

На макроуровне характерен страновой риск, связанный с факторами неопределенности, оказывающими влияние на ситуацию в государстве, и состоящий из общеэкономического риска (внешнеэкономический и внутриэкономический риски), фискально-монитарного риска (риск государственного регулирования, риск осуществления суверенной деятельности государства, экономический риск, который в свою очередь включает инвестиционный риск, финансовый риск, деловой риск, технико-технологический риск, инновационный риск, информационный риск, ресурсный риск, риск трудовых ресурсов), социально-политического риска (социальный риск, законодательно-правовой риск, экологический риск, криминогенный риск, политический риск).

Риски на мезоуровне имеют отраслевую и региональную природу.

Отраслевые риски классифицируют на: промышленный риск; аграрный риск; риск транспорта; риск жилищно-коммунального и бытового обслуживания; риск связи; риск культуры; риск искусства; риск науки и научного обслуживания; риск управления; риск общественных организаций; риск здравоохранения; риск физической культуры и социального обеспечения; риск образования. Региональные риски включают: экономический риск (тенденции в экономическом развитии региона); финансовый риск (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий); политический риск (распределение политических симпатий населения по результатам выборов, авторитетность местной власти); социальный риск (уровень социальной напряженности); экологический риск (уровень загрязнения окружающей среды); криминогенный риск (уровень преступности в регионе); законодательно-правовой риск (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Риски на микроуровне связаны с факторами неопределенности, оказывающими влияние на предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск на уровне фирмы подразделяют на финансовые риски (валютные, процентные и портфельные риски) и коммерческие риски (маркетинговый риск, торговый риск, риск неоплаты продукции, риск задержки платежа, риск отказа от платежа, риск непоставки товара, товарный риск, риски клиентов, риски поставщиков) и деловой риск (инновационный риск, производственный риск, транспортный риск, имущественный риск, информационный риск).

На базе результатов идентификации и оценки рисков разрабатываются приемлемые методы уменьшения уровня риска. Использование различных методов управления рисками позволяет:

• выявлять потенциально возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий, результатом которых может быть недостижение поставленных целей;

• получать характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;

• осуществлять заблаговременно мероприятия по снижению риска и управлению им до приемлемого уровня.

Основные структурные элементы процесса риск-менеджмента включают: взаимодействие и консультирование; определение контекста рискменеджмента; идентификацию рисков; анализ рисков; оценку рисков; принятие и реализацию рискового решения; мониторинг и анализ.

Несмотря на отраслевую специфику, в большинстве секторов экономики используются во многом сходные механизмы снижения рисков, такие как: избежание (уклонение от риска); страхование; компенсация (резервирование) риска; хеджирование; локализация риска; распределение риска.

Риск-менеджмент предполагает принятие решения по управлению риском в условиях наличия нескольких альтернатив, определяющих возможность использования ограниченных ресурсов. В процессе риск-менеджмента необходимо четко определять экономическую целесообразность уменьшения степени риска и достижения запланированных результатов.

Риск-менеджмент можно применять на различных уровнях организации: стратегическом, тактическом (уровень руководителей второго звена), а также операционном. Он может быть использован в отдельных проектах, при поиске необходимых решений и при управлении отдельными зонами риска.

Стратегический риск-менеджмент включает: определение сферы деятельности фирмы и формирование основных направлений ее развития; разработку стратегии управления рисками; реализацию стратегического плана; оценку результатов деятельности по управлению рисками и внесение корректив в стратегический план и методы его реализации.

Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе — это создание системно-рыночной эффективности функционирования агропродовольственного комплекса страны, обеспечивающего способность экономической системы к рациональной и эффективной организации производства, транспортировки, хранения, переработки продукции сельскохозяйственного происхождения, оптовой и розничной торговли продуктами питания высокого качества, при предотвращении и нейтрализации внутренних и внешних угроз.

Агропромышленный комплекс является основным производителем жизненно важных продуктов, в большинстве своем невоспроизводимых в других отраслях. К управлению и развитию агропромышленного комплекса необходимо применять воспроизводственный подход, ориентированный на развитие социума, т. е. удовлетворение текущей потребности населения в безопасных для здоровья, качественных продуктах питания сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, доступных по доходам и ценам для всех групп населения.

К рискам в агропромышленном комплексе на федеральном уровне традиционно относятся:

• диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства;

• низкий уровень развития, а зачастую и отсутствие производственной, логистической инфраструктуры в сельской местности;

• снижение почвенного плодородия почв;

• закредитованность хозяйствующих субъектов;

• нарушение кооперативных связей сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий;

• изношенная материально-техническая база предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

• сокращение численности занятых в сельском хозяйстве.

К рискам в развитии агропромышленного комплекса Ростовской области можно отнести:

• природные риски: заморозки и засуху;

• макроэкономические риски, в том числе усиление конкуренции на рынке сельхозпродукции в условиях увеличения импорта продовольствия;

• инфраструктурные риски:

• риски производственной инфраструктуры (недостаточные мощности в молочной, плодоовощной консервной, макаронной отрасли);

• риски транспортной инфраструктуры (неудовлетворительное транспортное обеспечение АПК области);

• риски социальной инфраструктуры (недостаточный уровень газификации и водоснабжения).

При этом сохраняется ряд проблем регионального уровня в развитии агропромышленного комплекса Ростовской области:

• в растениеводстве — низкая урожайность сельхозкультур, снижение плодородия почв, усиление ее деградации, водная и ветровая эрозия, уменьшение площади орошаемых земель;

• в животноводстве — децентрализация животноводческого комплекса, выражающаяся в увеличении доли мелкотоварного сектора, напряженная ситуация по возникновению особо опасных болезней животных, сокращение отрасли промышленного молочного и мясного скотоводства, недостаточное производство инкубационного яйца, отсутствие мясоперерабатывающих предприятий по первичной переработке мяса овец;

• в сфере переработки — низкий уровень кооперации областных производителей сельхозпродукции и перерабатывающих предприятий; изношенная материально-техническая база; недостаточная загруженность производственных мощностей, ведущая к высокой себестоимости продукции; трудности с продвижением продукции; слабая конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках; недостаточное внедрение новых технологий и научных разработок; отсутствие опыта поставок продукции на экспорт;

• в сфере развития малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств — не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств;

• в сфере инвестиционного развития агропромышленного комплекса — устаревшая и обновляемая низкими темпами инженерно-логистическая инфраструктура АПК.

Управление существующими проблемами и рисками в сфере АПК базируется на комплексном подходе и состоит из выработки целей и задач государственной политики по снижению рисков, включающей меры поддержки субъектов хозяйства в сфере агропромышленного производства.

Применение программно-целевого метода в управлении агропромышленным комплексом имеет немаловажное значение. Установление научно-обоснованных стратегических ориентиров развития облегчает выработку путей достижения намеченных целей.

Управление рисками в агропромышленном комплексе должно основываться на системном подходе к принятию управленческих решений, выработке процедур и осуществлению практических мер в целях предупреждения опасных ситуаций, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.

На региональном уровне в 2012 г. в развитие обновленной «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г.» принята «Концепция развития агропромышленного комплекса на период до 2020 г.».

На основании расставленных в Концепции приоритетов развития сформирована Областная долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2015–2020 гг.».

Основная цель Программы — увеличение объемов производства и повышение качества сельскохозяйственной продукции, производимой в Ростовской области, для обеспечения продовольственной безопасности региона, а также увеличение объемов переработки производимого в Ростовской области сельскохозяйственного сырья.

Основные задачи программы включают:

• увеличение объема производства продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур;

• увеличение объема производства продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы и расширения внедрения индустриального способа производства; 

• повышение эффективности использования минеральных и органических удобрений, сохранение и восстановление оросительных систем, повышение эффективности орошаемого земледелия;
• создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

• привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс;

• проведение технической модернизации и перевооружения организаций АПК;

• содействие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области;

• поддержку развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

• создание условий для повышения квалификации кадрового состава агропромышленного комплекса и информационного и образовательного уровня сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• обеспечение функционирования системы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования в сельской местности;

• создание условий для развития инженерной инфраструктуры территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

• стимулирование внедрения инновационных разработок и технологий в агропромышленном комплексе;

• обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

• устойчивое развитие сельских территорий.

Однако на уровне региона многие виды региональной поддержки осуществляются в не полной мере, отсутствует финансирование по некоторым направлениям, некоторые мероприятия не предусмотрены в нормативно-правовых документах.

Учитывая влияние рисков и кризисов, поддержка производства продукции в сфере агропродовольственного комплекса должна включать:

• повышение доступности краткосрочных и долгосрочных кредитов для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций как защитной меры от финансово-экономических кризисов и, соответственно, от значительного удорожания кредитных ресурсов;

• формирование специфических требований для закупок продукции растениеводства и животноводства, продуктов их переработки для государственных нужд региона и нужд муниципальных образований, создающих определенные преимущества для отечественных производителей продукции (например, требование использования при производстве такой продукции парного, а не замороженного мяса; свежего, а не сухого молока и т. п.);

• предоставление гарантий региона и муниципальных образований для закупки сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой промышленности современных технологий и лабораторного оборудования для контроля качества продукции;

• введение специальных льготных тарифов на электроэнергию, газ, коммунальные услуги;

• разработку комплекса экстренных мер по энергосбережению, включая формирование при посредстве регионального бюджета специального лизингового фонда для приобретения энергосберегающих технологий и оборудования;

• регулирование цен на сырье для комбикормовой промышленности посредством товарных интервенций на рынке фуражного зерна, позволяющего ввести договорные (предельные цены) на продукцию комбикормовой промышленности на основе трехсторонних соглашений (администрации региона, предприятий комбикормовой промышленности и животноводческих хозяйств);

• разработку и реализацию эффективной рекламной компании (включая представление льготного эфирного времени на региональных теле- и радиоканалах) для рекламы «экологически безопасной» продукции местного производства;

• разработку и выполнение экономически значимых региональных программ;

• содействие повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;

• осуществление технической и технологической модернизации сельского хозяйства;

• оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовку специалистов для сельского хозяйства;

• создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;

• увеличение поддержки устойчивого развития сельских территорий;

• регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, 

• развитие системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией.

Выходные данные:

Лысоченко А.А. Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе: Монография. — Ростов н/Д: Из-во «Содействие–XXI век», 2013. — 224 с.

Вернуться к оглавлению «Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе»