Наша библиотека

banner opt

Система менеджмента в агропромышленном комплексе и современное состояние аграрной сферы

Агробизнес занимает особое место в экономике каждой страны. Аграрная сфера как производственная и жизнеобеспечивающая система включает собственно аграрное производство, т. е. производство сельскохозяйственной продукции предприятиями различных организационноправовых форм; производство ресурсов для сельского хозяйства (машин, оборудования, удобрений, средств защиты растений); хранение и переработку сельскохозяйственной продукции; отрасли производственной и рыночной инфраструктуры, маркетинг.

Организационно-экономической формой функционирования аграрного сектора являлся агропромышленный комплекс страны (АПК).

В структуру аграрного сектора включают различные отрасли, подотрасли и виды производств. В результате его границы в одних странах более широкие, в других — менее широкие.

Агропромышленный комплекс является основным производителем жизненно важных продуктов, в большинстве своем невоспроизводимых в других отраслях, и использующего для этой цели такие специфические средства производства, как землю и животных. Экономические отношения в системе АПК в связи с этим можно рассматривать как отношения по поводу ресурсного обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, ее создания, переработки и реализации.

Роль агропромышленного комплекса необходимо рассматривать с различных позиций, прежде всего экономических, социальных, экологических и политических (рис. 1).

Агропромышленный комплекс России является одним из наиболее крупных секторов народного хозяйства, играющий особое значение в экономической, социальной и политической жизни. В нем создается около трети валового общественного продукта, около 40% национального дохода страны, более 70% товаров потребительского рынка изготавливаются из сельскохозяйственного сырья, в аграрном секторе сосредоточено 30% численности рабочей силы.

 

Рис. 1. Влияние агропродовольственного комплекса на основные сферы жизнедеятельности общества

Сельскохозяйственное производство обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления, и, соответственно, применения специфических технологий менеджмента в АПК. К основным специфическим особенностям можно отнести: зависимость от природных условий; сезонный характер производства и денежных поступлений; замедленный по сравнению с промышленностью кругооборот и оборот фондов; использование в качестве средства производства — земли; различия в формах собственности; особенности технологий производства, связанные с живыми организмами — растениями, животными, микроорганизмами территориальная рассредоточенность производства и удаленность структурных подразделений от центра.

Имеются и другие особенности, обусловливающие специфику в организации управления: различия между городом и деревней; живучесть традиций и обычаев населения; влияние личных хозяйств населения на экономическое положение работающих.

Учет влияния особенностей сельского хозяйства обязателен, и он предопределяет в значительной мере эффективность функционирования всей системы управления сельскохозяйственным производством снизу доверху.

Целью управления АПК является развитие аграрного производства, удовлетворение потребностей населения в продовольствии, а в промышленности — в сельскохозяйственном сырье для достижения наилучших социальных и экономических результатов, обеспечивающих высокий уровень и качество жизни.

Эта цель ранжируется по уровням управления — субъектам Российской Федерации, административным районам, хозяйственным организациям.

В свою очередь, цели разбиваются на задачи, по которым разрабатываются конкретные мероприятия, определяющие последовательность, адресность, сроки и ответственных за выполнение.

На построение структуры управления сельскохозяйственными предприятиями влияние оказывают внешние и внутренние факторы и условия.

К внешним факторам относят: цели, принципы и методы управления, которые определяются социально-экономической природой производства и отношений, сформированных на основе многообразных форм собственности в АПК; территориальное размещение; подчиненность, кооперацию, интеграцию.

К внутренним факторам относят: факторы производства и факторы собственного управленческого характера. Факторы производства включают: организационное устройство предприятия; размер и тип производства; уровень специализации и концентрации производства; оснащенность производства основными фондами; природные и экономические условия; наличие средств связи и транспорта; обеспеченность и уровень квалификации кадров. Факторы собственного управленческого характера включают: степень соответствия структуры управления организационной структуре; степень централизации и децентрализации функций управления; управляемость; соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления; уровень квалификации работников управления; уровень механизации и автоматизации управленческих работ.

Выделяют следующие типы структур управления в АПК: линейная структура управления (управляющее воздействие на объект могут передаваться только руководителем объекта, распоряжения которого обязательны к исполнению), функциональная структура управления (подготовка решений для линейных руководителей осуществляется специализированными функциональными службами), линейно-функциональная структура управления (по линии общего руководства каждый работник подчиняется одному руководителю, а функциональные звенья занимаются вопросами, отнесенными к их компетенции (техническая, экономическая, агрономическая), при этом окончательное решение сохраняется за общим руководством), дивизионная структура управления (ее формирование осуществляется по конкретному виду продукции, по определенному кругу потребителей или региону. Каждое отделение имеет собственную внутреннюю структуру функциональных служб и руководители отделения принимают решения и ответственны за конечные результаты), матричная структура управления (под каждую программу, проект создаются мобильные группы разработчиков и исполнителей из специалистов функциональных служб предприятия во главе с руководителем группы или проекта).

Успешное выполнение задач по совершенствованию хозяйственного механизма и управления АПК во многом зависит и от квалифицированного использования всеми руководителями и специалистами существующей системы методов управления.

Для управления необходимо не только определить цели и задачи, но и найти наиболее активные формы приобщения тружеников села и целых сельскохозяйственных коллективов к достижению поставленных целей и задач. Такими активными формами для органов управления сельскохозяйственных предприятий являются методы управления, т. е. они являются организационно-хозяйственными инструментами в руках руководителей и специалистов и определяют успех управленческого процесса.

Воздействие методов управления на коллектив работников или отдельного работника непосредственно связано с мотивацией, т. е. с образованием в сознании коллектива или отдельного человека мотива (побудительного стимула, к действию в нужном направлении).

По характеру мотивационного воздействия на поведение работников методы управления можно разделить на организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические.

Организационно-распорядительные методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или другой административный акт подлежит обязательному выполнению, что требует принятия научно обоснованного решения, а также использования действенной системы контроля за исполнением приказов, распоряжений.

Экономические методы управления объединяют все те приемы и способы, с помощью которых косвенно воздействуют на экономические интересы объекта управления и осуществляют материальное стимулирование труда как производственных коллективов, так и отдельных их членов, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.

Социально-психологические методы управления — способы воздействия на людей путем воспитания сознательного отношения к труду, использование социальных и психологических свойств личности и коллектива. Социально-психологические методы делятся на социологические и психологические средства воздействия, важной задачей которых является обеспечение благоприятного морально-психологического климата.

Необходимо отметить, что на практике выбор методов и их комбинаций зависит от конкретных ситуаций и задач управления. Но обычно все методы управления взаимосвязаны, т. е. образуют единую систему и учитывают одновременно организационный и экономический интерес, материальное и моральное стимулирование, социально-психологические факторы. Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы управления, осуществляемые в рыночных условиях, не только не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют друг друга. Всякое распорядительство должно обосновываться точным экономическим расчетом и подкрепляться экономической и моральной (социальной) заинтересованностью, а экономические и социальные мероприятия разрабатываются и внедряются административным аппаратом управления через систему организационно-распорядительных методов.

Только в совокупности методы управления создают условия и предпосылки для наиболее эффективного управления в агропромышленном секторе. Руководители всех уровней в современных условиях должны уметь владеть всем комплексом методов управления, осуществлять правильный выбор и применять конкретно те методы, которые в рыночной экономике обеспечивают максимальную их эффективность.

Современная система управления АПК имеет сложную структуру органов исполнительной власти.

Агропромышленный комплекс, который до 1990 г. представляли сельское, лесное, рыбное и водное хозяйства, пищевая и перерабатывающая промышленность, сельское строительство, материально-техническое обеспечение и агросервисное обслуживание, теперь утратил свою целостность. Сегодня помимо отраслевых министерств и ведомств, которые непосредственно курируют агропромышленный комплекс, отдельные функции по отношению к АПК выполняют федеральные органы России — это Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство образования и науки.

Во многих субъектах Российской Федерации отдельные функции управления агропромышленным производством только в системе исполнительной власти выполняют более 10 различных комитетов и управлений: сельского хозяйства и продовольствия, земельных ресурсов и землеустройства, экономики и прогнозирования, управления государственным имуществом, охраны окружающей среды и природных ресурсов, водного, лесного хозяйств, контрольно-инспекционные службы и т. д. Кроме того, во всех субъектах Российской Федерации функционируют подразделения Аграрного союза, Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов, многочисленные акционерные общества, в которые преобразованы бывшие государственные отраслевые объединения.

За годы рыночных преобразований в России предприятия АПК стали частными, преобразованы в коллективные, кооперативные, акционерные, индивидуальные и другие формы.

Значительно изменился удельный вес в общем объеме продукции сельского хозяйства России так, в 2014 г. в сельхозпредприятиях он составил 46,7% (в 1990 г. — 73,7%), в крестьянских (фермерских) хозяйствах — 8,5%, в хозяйствах населения — 44,8% (в 1990 г. — 26,3%).

Центральным органом государственного управления агропромышленным комплексом на территории России является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В систему органов государственного управления АПК входят: министерства сельского хозяйства республик в составе России; министерства сельского хозяйства (департаменты) краев, областей; районные управления (отделы сельского хозяйства).

В функции органов управления АПК входят: реализация мероприятий

• по воспроизводству плодородия почв и охране окружающей среды;

• организация племенного дела;

• организация семеноводства, сортоиспытания, сортообновления;

• организация информационно-консультационного обслуживания в АПК;

• подготовка кадров для АПК;

• организация международного сотрудничества;

• правовое обеспечение рыночных отношений;

• осуществление финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий рыбного хозяйства;

• обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведение мероприятий по защите растений, качеством семенного и посадочного материалов, техническим состоянием машинно-тракторного парка и оборудования.

При разработке структуры управления на региональном уровне необходимо учитывать значимость сферы АПК и его долю в валовом продукте и доходе области, природно-климатические условия, структуру отраслей агропромышленного комплекса и необходимость ее оптимизации, социально-исторические и национальные особенности населения, уровень технико-технологического, финансово-экономического и иного развития товаропроизводителей, а также рыночных отношений и внешних торгово-коммерческих связей региона.

На региональном уровне орган управления агропромышленным комплексом организует и координирует проведение аграрной реформы, выполнение государственных программ в отраслях агропромышленного комплекса, координирует деятельность сельхозтоваропроизводителей.

Основными задачами органа управления являются:

• осуществление государственной аграрной и земельной реформ, совершенствование экономических отношений и перспектив развития агропромышленного комплекса, управления, организации и оплаты труда, формирование продовольственных фондов и обеспечение госзаказов, мелиорации, производства алкогольной продукции, пива и табачных изделий, материально-технического снабжения агропромышленного комплекса;

• реализация текущих, перспективных комплексных программ по использованию природных ресурсов, повышению урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота, рыбы и птицы, развитию семеноводства, рыбного и племенного дела, развитию деятельности предприятий по производству алкогольной продукции, пива и табачных изделий;

• формирование и размещение заказов для государственных нужд, воздействие на товарное насыщение потребительского рынка, производство, ассортимент и повышение качества товаров народного потребления с учетом спроса населения и региональных особенностей;

• научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса;

• техническое переоснащение современной высокопроизводительной техникой и оборудованием, внедрение энерго- и трудосберегающих безотходных технологий на предприятиях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, рыбного хозяйства, алкогольной продукции, пива и табачных изделий;

• осуществление финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий рыбного хозяйства из выделенных в установленном порядке бюджетных средств, централизованных кредитных и отдельных видов материально-технических ресурсов.

В соответствии с федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» на субъект Федерации возложены следующие полномочия, финансирование которых должно осуществляться за счет их бюджетов. Это следующие полномочия:

• по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами);

• планированию использования земель сельскохозяйственного назначения;

• мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В связи с этим субъект вправе, соблюдая федеральную политику в области развития агропромышленного комплекса, определять направления развития отраслей АПК в пределах своей территории, а также мероприятия по их финансовой поддержке.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере сельского хозяйства устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом органы местного самоуправления муниципального района вправе при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время существует три уровня территориального управления в АПК: Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов воздействия на наиболее ограниченные в экономическом отношении предприятия и отрасли. Теория господдержки сельского хозяйства в качестве наиболее важного аргумента в защиту сельского хозяйства приводит немонополизированный характер сельскохозяйственного производства при одновременном усилении монополизма в промышленности. В результате сельское хозяйство оказывается в неравноправном положении по сравнению с другими отраслями. Такая ситуация объективно обусловлена самим рыночным механизмом при котором цены в монополизированном секторе промышленности растут быстрее, чем в немонополизированном аграрном секторе. В итоге сельское хозяйство теряет доходы через механизм ценового диспаритета.

Необходимость государственной поддержки агропромышленного производства вытекает также из особенностей базовой его отрасли — сельского хозяйства, которое среди отраслей АПК в первую очередь нуждается в поддержке.

Сельское хозяйство как отрасль экономики подчиняется основным экономическим законам, но, вместе с тем, следует учитывать особенности сельского хозяйства, обусловленные его сезонностью, характером технологий производства.

Таким образом, государственное регулирование аграрного сектора следует рассматривать как понятие достаточно емкое по своему содержанию, так как оно затрагивает процессы создания конечного продукта АПК, а также процессы формирования, распределения и перераспределения доходов, получаемых от его реализации.

Составными частями системы государственного регулирования являются такие элементы экономического механизма АПК, как ценообразование, налогообложение, бюджетное финансирование и другие финансово-кредитные инструменты, регулирующие процессы воспроизводства.

Кроме того, государственное регулирование помимо экономического воздействия включает в себя также меры неэкономического характера (правовые, административные).

В свою очередь государственная поддержка не затрагивает основ складывающегося экономического механизма, т. е. принципов формирования, распределения и перераспределения доходов, она лишь способствует лучшей адаптации хозяйствующих субъектов к сложившимся условиям воспроизводства, в т. ч. и к имеющим место нарушениям эквивалентности межотраслевого обмена.

Следовательно, в большей степени раскрывает сущность данной категории следующее определение: «Государственная поддержка сельского хозяйства — это совокупность форм и методов экономического воздействия государства, направленных на обеспечение экономического роста аграрной сферы экономики и формирование эквивалентного межотраслевого обмена в системе агропромышленного комплекса».

Государственная поддержка обеспечивается с помощью различных форм и методов, представляющих собой способы воздействия на товаропроизводителей. С развитием экономики количество применяемых методов поддержки постоянно расширяется.

В зависимости от выбранных критериев возможны различные классификации методов регулирования.

По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различают методы прямого, косвенного и опосредованного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов вынуждают их принимать решения, основанные не на их самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К методам прямого воздействия относятся административные меры, оказывающие влияние непосредственно на объект, стимулируя и ограничивая его интересы. К ним можно отнести субсидирование процентных ставок по кредитам, дотации и компенсации части затрат на производство сельскохозяйственной продукции, а также таможенные пошлины, устанавливаемые на импорт отдельных видов продовольствия.

Методы прямого воздействия являются наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Но также они имеют серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами, а лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

К методам косвенного воздействия относятся экономические, оказывающие опосредованное влияние — это товарные и закупочные интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; осуществление залоговых операций с отдельными видами сельскохозяйственной продукции; внутренняя продовольственная помощь нуждающейся части населения. При этом участники рынка вправе самостоятельно определять, насколько им выгодно продавать в интервенционный фонд свою продукцию по объявленной закупочной цене. Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государственных мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами рынка самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации субъектам обычно не вызывает отрицательной реакции рыночных агентов.

Форма опосредованной поддержки на федеральном уровне представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационноэкономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей (зачастую напрямую не связанных с аграрным сектором экономики). Они включают в себя меры по: реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджет всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов; созданию специального налогового режима; поддержке аграрной науки; реализации федеральных программ и общенациональных проектов.

По критерию «источники финансирования» государственная поддержка реализуется в форме бюджетной и внебюджетной поддержки субъектов агропродовольственного рынка.

Поддержка, связанная с расходами бюджетных средств, включает:

• финансирование государственной системы ветеринарного и фитосанитарного надзора;

• финансирование мероприятий государственных программ по сохранению и восстановлению почвенного плодородия, предотвращению выбытия из оборота пахотных земель;

• финансирование государственных программ обеспечения жильем граждан, проживающих в сельской местности;

• предоставление государственных услуг отраслевыми органами государственного управления, государственными учреждениями.

Поддержка, не требующая бюджетного финансирования, и не связанная с недополучением бюджетных расходов включает следующие виды:

• регулирование уровня цен на основные виды материально-технических ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве;

• меры таможенного регулирования объемов импортной сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, государственная поддержка — это важный рычаг.

Особенностью деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей является то, что практически каждый из них нуждается в той или иной форме поддержки из бюджетов всех уровней, как и в любой экономически развитой стране. Эффективное использование бюджетных средств, выделяемое на поддержку сельского хозяйства в сложных условиях российской экономики, приобретает особое значение. Крайне важно не только выделение государственной поддержки, но и эффективное ее использование.

В современной практике развития экономики, включая аграрный сектор, большое распространение получили целевые программы, являющиеся выражением нового качественного состояния управленческой системы.

Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития агропродовольственной сферы. Программно-целевое планирование является важнейшим инструментом выхода агропромышленного комплекса из кризиса, обеспечения стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного производства. По мере корректировки курса осуществляемой аграрной реформы в направлении научно-обоснованной системы ведения агропромышленного производства важная роль отводится усилению роли регионов в разработке собственной политики по оказанию экономической поддержки хозяйствующим субъектам АПК. В условиях крайнего дефицита материально-технических и финансовых ресурсов программно-целевой подход обеспечивает целевую направленность государственной поддержки аграрного сектора.

За последние годы необходимо отметить положительные изменения в структуре управления агропромышленным комплексом в России.

Прежде всего, это связано с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», утверждением «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.» (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446) и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.» (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717).

В приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» существовало три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе». Так как практическая реализация проекта осуществлялась непосредственно в регионах, определяющая роль в этом принадлежала администрациям субъектов Российской Федерации, их органам управления АПК. В каждом регионе были разработаны конкретные целевые показатели проекта, достижение которых позволили выполнить поставленные цели и задачи.

Благодаря проекту существенно возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству, повысилась исполнительная дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней. Проведена масштабная административная, организационно-аналитическая и нормотворческая работа. Решен целый ряд вопросов, касающихся бюджетной, кредитно-финансовой, налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, которые во многом облегчат деятельность сельхозтоваропроизводителей всех категорий. Увеличилось государственное финансирование как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионального и муниципального уровней.

Оценивая реализацию государственной политики в АПК, можно отметить положительную динамику роста ряда производственно-экономических показателей в агропромышленном комплексе.

Темпы роста производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по России за 2000–2013 гг. в сопоставимых ценах представлены в табл.1, основные показатели производственной деятельности в табл. 2.

Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в Российской Федерации (все категории хозяйств), %

Годы Индекс производства продукции сельского хозяйства, % Годы Индекс производства продукции сельского хозяйства, %
2000 106,2 2007 103,3
2001 106,9 2008 110,8
2002 100,9 2009 101,4
2003 99,9 2010 88,7
2004 102,4 2011 123,0
2005 101,6 2012 95,2
2006 103,0 2013 106,2

Таблица 2. Основные показатели производственной деятельности в хозяйствах всех категорий России

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Посевная площадь, млн. га 83,8 83,5 78,3 77,3 75,8 75,3 74,8 76,9 77,8 75,2 76,7 76,3 78,1
в том числе:
зерновых культур 47,2 47,6 42,1 43,6 43,6 43,2 44,3 46,7 47,5 43,2 43,6 44,4 45,8
технических культур 5,4 5,8 7,5 6,9 7,6 8,8 8,2 8,7 9,0 10,9 11,9 11,3 12,0
картофеля и овоще- бахчевых культур 3,6 3,5 3,4 3,2 3,0 2,9 2,8 2,9 3,0 3,0 3,1 2,9 2,8
кормовых культур 27,6 26,8 25,4 23,6 21,6 20,4 19,5 18,6 18,3 18,1 18,1 17,5 17,2
Поголовье скота (на конец года), млн голов:
Крупного рогатого скота 27,4 26,8 25,1 23,2 21,6 21,6 21,5 21,0 20,7 20,0 20,1 20,0 19,5
из него коров 12,3 11,9 11,1 10,2 9,5 9,4 9,3 9,1 9,0 8,8 8,9 8,9 8,6
свиней 16,2 17,6 16,3 13,7 13,8 16,2 16,3 16,2 17,2 17,2 17,3 18,8 19,1
овец и коз 15,6 16,4 17,3 18,1 18,6 20,2 21,5 21,8 22,0 21,8 22,4 24,2 24,3
птицы 346,8 346,2 342,6 341,6 357,5 374,7 389,0 404,5 433,7 449,3 473,4 495,2 494,6
Производство продуктов сельского хозяйства, млн т:

зерна (в весе после доработки)

85,2 86,6 67,2 78,1 77,8 78,2 81,5 108,2 97,1 61,0 94,2 70,9 92,4
сахарной свеклы (фабричной) 14,6 15,7 19,4 21,8 21,3 30,7 28,8 29,0 24,9 22,3 47,6 45,1 39,3
семян подсол­нечника 2,7 3,7 4,9 4,8 6,5 6,7 5,7 7,4 6,5 5,3 9,7 8,0 10,5
картофеля 35,0 32,9 36,7 35,9 28,1 28,3 27,2 28,8 31,1 21,1 32,7 29,5 30,2
овощей 13,3 13,0 14,8 14,6 11,3 11,4 11,5 13,0 13,4 12,1 14,7 14,6 14,7

скота и птицы на убой (в живом весе)

7,0 7,3 7,7 7,8 7,7 8,1 8,7 9,3 10,0 10,5 10,9 11,6 12,2
молока 32,9 33,5 33,4 32,2 31,1 31,4 32,0 32,4 32,6 31,8 31,6 31,7 30,5
яиц, млрд шт. 35,2 36,3 36,5 35,8 37,1 38,1 38,2 38,1 39,4 40,6 41,0 42,0 41,3

За 2001–2013 гг. валовые сборы зерновых культур во всех категориях хозяйств увеличились на 8,4%, подсолнечника в 3,9 раза, мяса на 74,0%, яиц на 17,3 %.

Если рассматривать показатели, установленные в Доктрине продовольственной безопасности России, то в 2013 г. доля собственного производства зерна составила 98,5% (превышение порогового значения Доктрины на 3,5 процентных пункта), картофеля — 97,6% (превышение порогового значения Доктрины на 2,6 процентных пункта), сахара — 85,6% (превышение порогового значения Доктрины на 5,6 процентных пункта), растительного масла — 81,5% (превышение порогового значения Доктрины на 1,5 процентных пункта), молока — 77,1% (на 12,9 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины), мяса — 77,4% (на 7,6 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины).

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов к 2020 г. позволят обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и достичь пороговых значений показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4–2,5%, производства пищевых продуктов — 3,5–5%. Более высокие темпы намечены в отношении мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, а также плодоовощной продукции.

Одновременно возрастут ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок страна сможет экспортировать сахар, растительное масло, а также продукцию животноводства.

По прогнозу в 2020 г. к 2012 г. основные показатели в АПК составят:

• индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий — 120,8%, в т. ч. продукции растениеводства — 121,2%, продукции животноводства — 120,2%;

• индекс производства пищевых продуктов, включая напитки — 135%;

• индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства — 142%;

• уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций — не менее 10–15% (с учетом субсидий);

• соотношение уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях и среднего уровня заработной платы по экономике страны к — 55%.

Агропромышленный комплекс Ростовской области — один из ведущих в России. В области 8,5 млн га сельхозугодий (64,2% — черноземы). По площади сельхозугодий область занимает 3-е, по площади посевов — 2-е, по численности сельского населения — 4-е места в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходится более 4% валовой продукции сельского хозяйства России, около 25% подсолнечника, 9% производства зерна.

Доля сельского хозяйства в формировании валового регионального продукта занимает 3-е место после оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств и на протяжении последних пяти лет колеблется в пределах от 12 до 13%.

Одним из основных конкурентных преимуществ Ростовской области являются земельные ресурсы и климатические условия, которые являются фундаментальной основой для развития агропромышленного комплекса.

Климат Ростовской области — умеренно-континентальный, со среднегодовым объемом осадков 400–650 мм в год. Средние температуры января от –9° до –5°С, июля от +22 до +24 °С. Территория Ростовской области относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы.

Это, прежде всего, пригодные для сельского хозяйства плодородные, хотя и недостаточно обеспеченные влагой земли и, в меньшей мере — минеральные и водные ресурсы.

Благодаря южному положению (46–50° сев. широты) на территории области отмечается обилие солнечного света и тепла. Продолжительность периода с температурой выше 10º С колеблется по территории от 160 до 180 дней. Поэтому на территории Ростовской области такие сельскохозяйственные культуры, как озимая пшеница, яровой ячмень, горох, подсолнечник, просо, картофель, огурцы, помидоры полностью обеспечены теплом. Достаточно обеспечены теплом и теплолюбивые культуры. Большая часть территории области расположена в засушливой зоне, и для получения высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо постоянное искусственное орошение.

Территория области составляет 10 096,7 тыс. га. Структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения — 87,31%; земли поселений — 4,33%; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений — 0,92%; земли особо охраняемых территорий и объектов — 0,11%; земли лесного фонда — 3,39%; земли водного фонда — 2,15%; земли запаса — 1,77%.

В структуре земель сельскохозяйственного назначения пашни занимают 64,86%; кормовые угодья — 27,31%; многолетние насаждения — 0,40%.

Ростовская область по уровню плодородия почв сельхозугодий в России занимает 10-е место по пашне, 50-е место по сенокосам, 61-е место по пастбищам, 13-е место в целом по сельхозугодиям.

Преимуществом для развития АПК в Ростовской области является:

• наличие крупных обводнительно-оросительных систем и сооружений (15 магистральных и межхозяйственных каналов, 17 оросительных систем, 9 гидроузлов), большая площадь искусственных рыбоводных водоемов;

• система поддержки сельскохозяйственного производства, реализуемая с помощью областных и ведомственных целевых программ;

• сформировавшаяся система специализированных предприятий по производству комплексов машин и орудий для применения ресурсосберегающих технологий при возделывании сельскохозяйственных культур;

• система научно — исследовательских институтов, обслуживающих агропромышленный комплекс.

Конкурентным преимуществом области является наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы. По данным на 01.01.2014 г. численность постоянного сельского населения — 1 367,1 тыс. чел.

Одним из наиболее явных преимуществ для развития АПК области является выгодное географическое и важнейшее геополитическое положение, обеспечивающее области звание и функцию «ворот Северного Кавказа» (в т. ч. приграничное положение, близость к экономически развитым регионам России и Украины (Донбасс, Краснодарский край и др.), развитая транспортная инфраструктура и наличие 14 современных терминалов, расположенных вдоль побережья Азовского моря и в дельте Дона, благодаря которым развита экспортная ориентация зерномасличных культур.

Благоприятные природно-климатические условия, уникальное транзитное положение в транспортной сети страны способствовали капитализации в Ростовской области значительного потенциала в агропромышленном комплексе и превращению ее в житницу России. Более того, в Южном федеральном округе с его развитым аграрным сектором экономики, агропромышленный комплекс Ростовской области занимает ведущее место по производству отдельных видов продукции (сборы подсолнечника, производство подсолнечного масла, выращивание прудовой рыбы, производство табачной и другой продукции). Соответственно, конкурентным преимуществом области является богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности. В области производится продукция всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, за исключением сахарной. Мощности действующих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области позволяют обеспечить население области основными видами продуктов питания.

Ростовская область обладает значительным научным потенциалом для инновационного развития агропромышленного комплекса. В регионе работают учреждения аграрного направления: 9 научно-исследовательских институтов по АПК; 3 высших учебных заведения; 5 средних учебных заведений; 2 опытные станции; 2 института повышения квалификации; 1 межрегиональный учебный центр; 1 машиноиспытательная станция.

Данные учреждения осуществляют научно-исследовательскую, образовательную, испытательную деятельность, направленную на создание новых сортов сельскохозяйственных культур, пород животных, технологий производства и переработки сельхозпродукции, машин и агрегатов для села, подготовку высококвалифицированных специалистов АПК.

Сельскохозяйственным производством Ростовской области занимаются 1,7 тыс. сельхозорганизаций, 12,9 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, более 2 тыс. индивидуальных предпринимателей, свыше 547 тыс. личных подсобных хозяйств населения. В пищевой и перерабатывающей промышленности работает более 200 крупных и средних предприятий, действует более тысячи организаций малого бизнеса.

В аграрном секторе отмечается стабильный рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

С 2000 г. общий объем произведенной продукции в АПК увеличился с 43,3 млрд. руб. до 293,6 млрд руб. — в 2013 г. (на 250,3 млрд руб.), а в сельском хозяйстве с 27,5 млрд руб. до 171,5 млрд руб. (на 144,0 млрд руб.) (табл. 3).

За последние годы развитие растениеводства характеризуется положительной динамикой (табл. 4). Начиная с 2001 г. наблюдается динамика роста посевных площадей. За период 2000–2013 гг. посевная площадь области увеличилась на 540 тыс. га. Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни на 01.01.2014 составила 97,43%.

В 2013 г. посевная площадь под зерновыми культурами составила 3182,9 тыс. га, увеличение — 43% к уровню 2000 г. (2 232,9 тыс. га). Изменилась структура под посевы зерновых культур: увеличились посевы озимой пшеницы (в 2,5 раз), кукурузы на зерно (в 2,3 раза), озимого ячменя (в 2,4 раза), зернобобовых (в 4,8 раз). Снижены посевы ярового ячменя — на 43%, гречихи — на 88%, проса — на 66%, озимой ржи — на 51%.

Площадь под сахарной свеклой в 2013 г. к уровню 2000 г. увеличилась в 3 раза, площадь под подсолнечником сократилась на 38%.

Снижение площади наблюдается по плодово-ягодным насаждениям на 40%, картофелю на 35%, виноградникам на 13%, овощам — на 21 %.

Таблица 3. Производство продукции в АПК в Ростовской области (в фактически действовавших ценах, млрд руб.)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Произ­водство продукции в АПК области 54,2 60,5 70,4 96,3 107,0 116,5 139,3 194,5 174,7 200,1 275,2 278,6 293,9
Произ­водство сельско­хозяйст­венной продукции 34,8 36,6 41,3 56,9 61,5 67,6 79,7 115,8 102,4 117,9 163,8 144,9 171,5
Индекс физиче­ского объема производства в сопоста­вимых ценах, в % к пре­дыдущему году 119,7 106,0 96,8 125,0 102,9 101,2 91,1 142,9 85,7 98,6 115,8 93,0 98,4
Произ­водство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 19,4 23,9 29,2 39,4 45,5 49,0 59,6 78,7 72,3 92,1 111,4 133,7 137,7
Индекс физиче­ского объема произ водства продукции в со постави- мых ценах, в % к преды­дущему году 104,8 116,3 98,2 114,3 99,6 110,2 110,7 96,7 108,4 106,1 102,2 100,9 94,7

За период с 2000 по 2013 гг. валовой сбор зерновых увеличился в 2 раза. В том числе, за последние 3 года наблюдается устойчивая динамика повышения урожайности и валовых сборов зерновых культур.

Значительный рост валовых сборов наблюдается в производстве сахарной свеклы — в 12 раз (за счет увеличения посевных площадей в 3 раза и увеличения урожайности).

В 2013 г. по сравнению с 2000 г. накопано картофеля на 21% больше, при этом посевные площади сокращены на 35%, сбор овощей увеличился в 2 раза, при сокращении посевной площади на 21%, валовой сбор винограда увеличился на 47%, при сокращении посевных площадей, за счет повышения урожайности.

В настоящее время в сельскохозяйственных предприятиях числится 228 тыс. га орошаемых земель. Высокая степень износа мелиоративных систем не позволяет заниматься гарантированным производством сельскохозяйственных культур, в т. ч. кормовых.

На долю сельскохозяйственных организаций приходится 70% всех посевных площадей, посевы крестьянских (фермерских) хозяйств составляют 28%, хозяйств населения — 2%.

В структуре производства основная доля собранного зерна и подсолнечника приходится на крупнотоварный сектор. Картофель и плодоовощная продукция выращивается в основном в личных подсобных хозяйствах населения.

В 2013 г. урожайность зерновых культур увеличилась по сравнению с 2000 г. на 29% и составила 21,9 ц/га.

Таблица 4. Валовые сборы сельскохозяйственных культур в Ростовской области (в хозяйствах всех категорий), тыс. т

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Зерновые и зернобобовые культуры — всего, в т. ч. 5 940,2 6 374,3 3555,4 7 147,2 6 266,9 6 307,2 4 094,8 9 124,1 6 780,6 6 842,1 7 925,6 6 300,3 6 761,9
пшеница озимая 3 625,7 4 257,5 1 859,5 4 886,3 4 502,3 4 193,5 3 239,0 6815,0 5 448,9 5 579,2 5 867,4 4 538,5 4814,1
ячмень озимый 77,6 102,3 5,8 36,2 30,6 35,4 35,5 120,1 170,0 174,3 123,3 61,4 86,2
рожь озимая 59,2 49,6 21,7 32,0 21,1 13,2 15,8 22,0 12,5 6,9 18,3 13,3 12,1
пшеница яровая 18,4 13,0 9,0 9,9 13,2 21,0 5,7 10,6 7,5 8,6 27,0 14,9 14,5
ячмень яровой 1 822,0 1 640,9 1 167,3 1 436,8 1 073,5 1 303,9 332,9 1172,8 717,1 557,3 800,7 791,1 714,2
кукуруза на зерно 56,9 96,5 223,4 363,6 382,0 445,7 323,0 664,5 197,6 212,9 557,5 967,4 702,9
просо 62,0 35,4 127,9 160,0 75,7 87,5 38,1 134,2 44,9 41,6 204,2 91,1 89,2
рис 33,6 26,0 29,6 24,9 33,2 43,6 51,9 49,4 68,0 71,3 65,2 72,2 76,0
гречиха 7,0 2,8 11,5 13,7 19,1 15,8 9,7 6,9 2,0 0,8 4,5 4,2 3,6
зернобобовые 107,0 103,7 61,2 137,6 77,6 94,7 21,6 59,8 75,3 146,4 175,9 178,4 141,2
подсолнечник 584,4 891,8 1 209,2 1 208,2 1 616,4 1 714,9 1 224,1 1 529,8 966,3 901,0 1 026,5 807,9 814,2
Сахарная свекла 51,0 50,6 90,0 202,6 1 85,9 461,3 325,0 451,9 273,9 683,4 811,0 598,2 489,4
Картофель 412,4 292,3 296,9 315,7 333,7 316,0 270,8 380,2 305,4 284,5 394,9 400,9 360,6
Овощи (открытого грунта) 372,6 421,8 502,9 407,9 386,7 380,8 337,6 548,2 472,3 483,8 635,0 677,5 605,1
Плоды и ягоды 1 16,8 67,6 172,0 1 13,3 125,2 49,1 131,8 102,2 110,7 99,5 106,4 114,9 119,9
Виноград 9,1 7,2 16,3 16,9 16,5 6,8 11,0 13,1 13,6 15,9 16,4 14,2 16,2

Увеличилась урожайность следующих сельскохозяйственных культур: ячменя ярового — на 2,7%, риса — на 44%, овощей — в 2,5 раза, плодово-ягодных — в 2,1 раза, винограда — в 2,2 раза. Такое увеличение урожайности обусловлено применением высокопродуктивных сортов, внедрением прогрессивных технологий и внесением в почву минеральных удобрений.

В общероссийском объеме производства зерна удельный вес Ростовской области в 2013 г. составил 7% (3-е место в России), подсолнечника — 8% (5-е место), овощей — 4% (5-е место).

В сфере животноводства область находится в десятке ведущих регионов страны. По производству яиц область занимает 2-е место в Российской Федерации и 1-е в Южном федеральном округе, молока — 5-е место в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе, мяса — 8-е в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе.

Хозяйства специализируются по следующим направлениям: молочное и мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство, коневодство и птицеводство.

Сравнивая динамику поголовья сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств, поголовье КРС в 2013 г. к 2000 г. снизилось на 1,3% (630,2 тыс. голов до 622 тыс. голов), свиней — на 37% (с 676,8 тыс. голов до 426,2 тыс. голов), овец — увеличилось в 2 раза (519,5 тыс. голов до 1140,7 тыс. голов).

В сельхозорганизациях поголовье крупного рогатого скота составляет 19,2%, свиней — 40,7%, овец — 8,6%.

Основное поголовье животных содержится в личных подсобных хозяйствах: КРС — 66,5%, свиней — 55,1%, овец и коз — 56,9% к общей численности.

За последние 13 лет (2000–2013 гг.) производство мяса (скота и птицы на убой в живом весе) увеличилось на 36%, производство молока увеличилось на 28%, яиц на 87% (табл. 5).

Основными факторами отмеченной динамики производства мяса стало увеличение производства мяса птицы и свинины. При этом значительный рост был обеспечен с 2007 г. после начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (производство мяса выросло с 220,8 до 354,5 тыс. т).

В структуре производства мясо птицы составляет 37,7%, свинина — 28,8%, говядина — 27,5%, баранина — 5,6%.

Основные направления развития производства мяса и молока в Ростовской области — строительство новых животноводческих комплексов, модернизация действующих молочно-товарных ферм.

Благодаря государственной поддержке овцеводства поголовье овец и коз составляет 1 млн 140 тыс. голов.

Производство молока в Ростовской области в целом сохраняет положительную динамику. По итогам 2013 г. к уровню 2000 г. производство молока увеличилось на 28%. В 2013 г. удой молока от одной коровы во всех категориях хозяйств составил 4 462 кг. Производство яиц по итогам 2013 г. к уровню 2000 г. увеличилось на 87%.

В общем производстве продуктов животноводства основную долю занимают личные подсобные хозяйства. По производству мяса их доля составила в 2013 г. — 54,3%, молока — 83,4%, яиц — 40,8%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах производится 5,1% мяса, молока — 6,6%, яиц — 0,4%. Таким образом, основная масса животноводческой продукции производится в хозяйствах населения. Это не только увеличивает возможности самообеспечения населения продуктами питания, но и способствует сохранению социальной стабильности.

Однако, необходимо отметить, что за 2013 г. уровень самообеспечения достигнут по зерну, подсолнечнику, картофелю, овощам. Коэффициент самообеспечения яйцами составил 96,2%, мясом — 66,0%, молоком — 82,2%. Таким образом, показатели обеспеченности животноводческой продукцией в области ниже российских и установленных Доктриной продовольственной безопасности.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из важнейших звеньев агропромышленного комплекса Ростовской области.

Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств составляет около 24%.

В пищевой и перерабатывающей промышленности области работает более 200 крупных и средних предприятий и более 1000 организаций малого бизнеса, на которых занято около 40 тыс. чел.

Масложировая промышленность Ростовской области представлена 5 крупными и средними маслоэкстракционными заводами и около 70 малыми предприятиями. Предприятия производят нерафинированное и рафинированное дезодорированное, фасованное и нефасованное масло. Производственные мощности по переработке маслосемян составляют около 2,5 млн т в год.

Таблица 5. Производство основных видов продукции животноводства в Ростовской области (по категориям хозяйств)

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Скот и птица на убой (в живой массе) — тыс. т
Все категории хозяйств 219,4 238,0 265,4 265,3 269,9 285,8 323,6 342,7 378,4 379,3 373,5 354,2 300,7
Сельскохозяйственные предприятия 48,5 54,9 67,4 68,9 64,4 73,0 96,4 109,2 129,7 177,3 197,0 178,8 122,1
Личные подсобные хо­зяйства 157,8 168,9 183,0 181,8 191,0 197,2 209,1 213,7 227,0 180,3 157,5 160,3 163,3
Крестьянские (фермерские) хозяйства 13,1 14,2 14,9 14,6 14,5 15,6 18,1 19,8 21,7 21,7 18,9 15,1 15,3
Молоко — тыс. т
Все категории хозяйств 881,0 936,8 953,4 929,5 901,3 917,9 952,9 995,5 1035,3 1003,1 1017,7 1078,9 1079,1
Сельскохозяйственные предприятия 171,2 177,7 160,3 148,8 144,2 135,2 123,6 122,9 137,6 127,4 117,6 117,6 107,8
Личные подсобные хо­зяйства 667,2 713,9 745,4 729,6 701,5 717,3 752,4 784,1 800,2 770,1 812,2 885,6 900,4
Крестьянские (фермерские) хозяйства 42,6 45,2 47,7 51,1 55,6 65,4 76,9 88,5 97,5 105,7 87,9 75,7 70,9
Яйца — млн шт.
Все категории хозяйств 1 095,7 1 170,2 1257,1 1 298,4 1 392,7 1 436,8 1 474,2 1 397,5 1 484,7 1 598,2 1 688,8 1 782,9 1 890,4
Сельскохозяйственные предприятия 673,2 713,3 763,8 761,6 834,2 862,3 879,3 852,6 937,4 1 019,5 1 089,3 1 068,5 1 111,9
Личные подсобные хозяйства 405,4 438,2 476,2 519,6 541,2 556,6 576,9 528,7 529,3 561,0 583,6 703,5 771,2
Крестьянские (фермерские) хозяйства 17,2 18,7 17,1 17,1 17,3 17,9 17,9 16,2 18,0 17,8 15,9 10,9 7,3

По производству масла рафинированного дезодорированного Ростовская область занимает 1-е место по России, по производству масла прессового — 2-е место. Ростовская область обеспечивает маслом растительным не только свой регион, но и около 20% российского рынка.

Наиболее крупными предприятиями, занявшими лидирующие позиции в отрасли, являются ООО «МЭЗ Юг Руси» (бренд «Золотая семечка»), ОАО «Астон» (бренд «Затея»).

В настоящее время в области действует 25 крупных и средних мясоперерабатывающих предприятий. Перерабатывающие предприятия имеются во всех природно-климатических зонах области.

В устойчивом развитии мясоперерабатывающей промышленности активное участие принимают, такие предприятия, как: ГК «Тавр», ООО «УК РАПТ» (ООО «Донская мясная компания» + ООО «Телец»), ООО «Евродон», ООО «Вепоз-Торговый Дом», ЗАО «Вепоз», ОАО «Новочеркасский мясокомбинат», ООО «МПК Виктория», ООО «Темп».

Среднегодовая мощность действующих предприятий позволяет осуществлять убой 289 тыс. т скота и птицы в живом весе в год, в т. ч. птицы — 192 тыс. т, свиней — 74,4 тыс. т, КРС — 52,3 тыс. т, производство колбасных изделий — 75 тыс. т в год.

Лидер мясоперерабатывающей отрасли Юга России — группа компаний «Тавр» — постоянно обновляет и расширяет ассортимент выпускаемой продукции, который насчитывает более 250 рецептурных наименований, колбасной, деликатесной, мясной продукции. Доля рынка колбасных изделий «Тавр» в Ростовской области достигает 60%. Мощность по производству колбасных изделий — 57,5 тыс. т в год.

Закупкой и переработкой молока в Ростовской области занимаются 20 крупных и средних молокоперерабатывающих предприятий, а также ряд малых предприятий и цехов. Годовые мощности составляют 467 тыс. т молока.

Наиболее крупные — ОАО сыродельный завод «Семикаракорский», ООО «Белый медведь», ОАО «Тацинский молочный завод», ОАО «Сальское молоко», ОАО «Раймолпром Матвеево-Курганский».

Одно из крупнейших предприятий молокоперерабатывающей отрасли региона — Сыродельный завод «Семикаракорский» — крупный переработчик молока и производитель сыров и молочной продукции. Мощность предприятия по производству сыров твердых составляет 7000 т в год.

Компания «Белый Медведь» основана в 1997 г. и за время своего существования благодаря непрерывному развитию сумела завоевать лидирующие позиции на молочном рынке Юга России. Высокое качество продукции неоднократно отмечалось дипломами и грамотами на различных конкурсах и выставках.

В хлебопекарной отрасли функционируют 14 хлебокомбинатов, 18 хлебозаводов потребительской кооперации и более 170 минипекарен.

Самые крупные предприятия по производству хлеба — ООО «Хлебозавод Юг-Руси», ИП Гуковская М.Ю. (Аютинский хлеб), ОАО «Азовский хлеб», ООО «Шахтинский хлеб».

На территории области действует около 200 кондитерских предприятий, вырабатывающих сахаристые и мучные кондитерские изделия. Наиболее крупными из них являются ООО Кондитерская фабрика «Мишкино» (Аксайский район), ООО «Азовская кондитерская фабрика».

Мукомольная промышленность представлена 10 крупными и средними предприятиями и 100 минимельницами. На действующих предприятиях вырабатывается мука высшего и 1-го сортов по ГОСТ, ТУ и мука «общего назначения». Основными производителями муки являются ООО «Элеватор Юг-Руси» филиал Сальский, СПК АФ «Новобатайская», ООО «Хлебзернопродукт».

Крупяная промышленность Ростовской области представлена 12 средними предприятиями и более 90 минипредприятиями. Основными производителями крупы являются ООО Агрофирма «Целина», Агрофирма «Новобатайская», ООО ПКФ «Маяк» (г. Зерноград).

Плодоовощная консервная промышленность области представлена 8 средними и малыми предприятиями, из них наиболее крупные — ЗАО «Багаевский консервный завод», ООО «Донской консервный завод» г. Семикаракорск и ООО «Консервный завод» г. Сальск.

Пищевкусовая промышленность — в 2010 г. в г. Азове введено в эксплуатацию новое и единственное в области предприятие по производству чипсов и экструзионной продукции (кукурузные палочки, сухарики, хлебцы хрустящие) ООО «Фрито Лей Мануфактуринг».

Крахмалопаточная промышленность — с 2009 г. в городе Миллерово действует ООО «Амилко» по производству крахмалопродуктов (патока, глютен, зародыш кукурузный и др.). Мощность по переработке кукурузы 140 тыс. т в год.

Безалкогольная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Минеральные воды и воды газированные в области производят 8 крупных и средних, около 20 малых предприятий.

Наиболее крупным предприятием по производству минеральных вод является ООО «Фирма «Аква-Дон». Лидером по производству воды газированной является завод ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», мощностью 450 млн л в год.

За период 2001–2013 гг. в области возросло производство большинства основных видов продуктов: мяса и субпродуктов — в 2,7 раза, колбасных изделий — в 4,2 раза, масла растительного в 2,8 раза, кондитерских изделий в 4,3 раза, минеральных вод — в 3,5 раза (табл. 6).

Как и в большинстве регионов Российской Федерации, из-за специфических особенностей функционирования агропромышленного комплекса Ростовской области наибольшую опасность представляют природные риски.

Усиливающаяся из года в год засуха в Ростовской области наносит серьезный ущерб экономике Дона. В 2013 г. от засухи погибло более 100 тыс. га посевов сельскохозяйстваенных культур. В 2014 г. воздушная засуха отрицательно сказалась на состоянии посевов. Ливневые осадки и град июня привели к гибели более 5,5 тыс. га зерновых культур. По предварительным данным, убыток сельхозтоваропроизводителей составляет 66 млн руб.

Кроме того, территория области постоянно подвергается выжиганию, а это наносит ущерб экономике, приводит к гибели лесных насаждений, является причиной снижения почвенного плодородия. Только в июле 2014 г. по области сгорело почти 500 га посевов зерновых культур, в т. ч. 438 га озимой пшеницы. По предварительным данным, общий размер ущерба составил около 10 млн руб.

Существенное влияние на развитие агропромышленного комплекса в Ростовской области связано с макроэкономическими рисками, т. е. с усилением конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции в условиях увеличения импорта продовольствия; диспаритетом цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию, энергоносители и готовую продукцию.

Среди всех отраслей инфраструктуры хуже всего обстоит дело с вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов, которых на сельских территориях Ростовской области ежегодно образуется в количестве около 500 тыс. т. Здесь возникают экологические риски.

Таблица 6. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак в Ростовской области

Наименование показателя 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Мясо и субпродукты, тыс. т 31,0 37,0 51,8 49,8 42,1 59,5 74,2 76,6 85,9 121,1 138,8 130,9 82,5
Колбасные изделия, тыс. т 13,5 21,4 28,0 34,4 43,1 50,3 50,9 56,4 49,2 49,3 50,4 54,5 56,5
Масло животное, тыс. т 4,0 4,8 4,9 6,3 5,3 4,4 4,4 5,1 3,0 2,1 2,1 1,7 3,2
Цельномолочная продукция, тыс. т 80,2 82,3 112,3 117,8 130,0 113,6 121,6 99,0 96,6 87,5 88,0 95,0 92,7
Сыры жирные, тыс. т 3,1 3,9 5,5 5,2 3,7 3,0 2,6 2,9 4,2 6,6 8,9 11,7 12,3
Масло растительное, тыс. т 252,5 241,5 303,0 400,6 564,6 669,8 661,4 488,8 555,6 524,1 526,4 703,7 714,9
Кондитерские изделия, тыс. т 19,3 20,8 26,3 29,0 31,0 42,8 44,9 51,0 47,3 68,3 89,9 93,6 83,4
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 253,1 248,5 242,1 228,1 222,5 224,2 225,0 207,2 209,1 207,9 210,4 208,2 209,4
Мука, тыс. т 366,3 320,2 336,0 308,6 257,7 209,8 207,9 211,3 218,4 204,2 211,5 169,4 190,1
Крупа, тыс. т 56,8 67,2 49,0 50,3 46,0 45,8 53,1 42,4 57,7 58,0 40,4 48,9 64,2
Консервы плодоовощные — всего, млн усл. банок 96,8 91,7 93,7 57,1 64,1 45,8 39,8 31,9 44,9 20,0 49,6 71,1 50,3
Минеральная вода, млн полулитров 82,8 89,8 98,7 126,4 126,8 186,2 204,3 211,9 248,0 296,5 366,9 322,7 289,2

Экологические риски могут привести к тому, что природный потенциал развития сельских районов Ростовской области может быть сведен к нулю, поскольку производимая сельскохозяйственная продукция, создаваемые рекрационные зоны для развития сельского туризма не будут соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, что затруднит ее реализацию за пределы области.

Развитию рыболовства препятствует сокращение объемов воспроизводства водных биоресурсов и, как следствие, сокращение сырьевой базы промысла.

Интенсивность движения крупнотоннажного грузового и нефтеналивного флота на нижнем Дону за последние годы увеличилась более чем в три раза, и превысила докризисный период 1990-х гг., достигнув 17 500 судопроходов в год.
При этом воздействие на водные биоресурсы оказывает не только непосредственно движение судов, но также перераспределение стока р. Дон в интересах судоходства, химическое и акустическое загрязнения водоема, коренная перестройка ложа реки в ходе дноуглубительных работ и т. д.

Компоненты экосистем Азово-Донского рыбохозяйственного района, обладающие повышенной уязвимостью к антропогенным воздействиям, быстро деградируют в результате промышленного и хозяйственного освоения.

Перераспределение стока р. Дон без учета интересов рыбохозяйственного комплекса привело к тому, что пойменные нерестилища нижнего Дона были уничтожены, и единственными местами естественного воспроизводства водных биоресурсов Азово-Донского бассейна остались русловые нерестилища и нерестилища, расположенные на притоках Дона.

Однако использование этих нерестилищ затруднено. Отсутствие рыбохозяйственных водопопусков из Цимлянского водохранилища в совокупности с интенсивным судоходством привело к заилению ериков и устьев нерестовых рек, что препятствует нерестовому ходу и снижает эффективность состоявшегося нереста.

Основой для устойчивой жизнедеятельности сельского населения и развития сельских территорий является наличие достаточной инфраструктурной обеспеченности, которая дает возможность собрать и переработать сельскохозяйственную продукцию, доставить продукты ее переработки до рынков сбыта, а также обеспечить получение сельхозтоваропроизводителями и сельским населением электроэнергии, питьевой и технической воды, других материально-технических ресурсов, а также доступность социальных услуг и благ.

Однако результаты анализа развития инфраструктуры в сельских районах Ростовской области позволили выявить серьезную угрозу инфраструктурных рисков, которые способны парализовать всю хозяйственную деятельность на сельских территориях. К числу таких инфраструктурных рисков следует отнести риски производственной инфраструктуры, транспортной и социальной.

Например, в молочной промышленности, в плодоовощной консервной отрасли (осталось только 7 консервных заводов из 11, суммарная производственная мощность которых составляет менее 30% от производственных мощностей, имевшихся в 1991 г.).

При интенсивном вводе мощностей по производству муки и выработке подсолнечного масла в Ростовской области нет промышленного производства макаронных изделий (имеются только малые цеха) и маргарина.

В итоге до 80% макаронных изделий, и весь маргарин ввозится в Ростовскую область из других регионов.

Транспортное обеспечение АПК Ростовской области неудовлетворительно. По плотности железнодорожных путей на 10 тыс. кв. км территории — 182 км (в 2000 г. было 184) Ростовская область находится на 31-м месте среди регионов Российской Федерации. Плотность автодорог в Ростовской области составляет 142,1 км/тыс. кв. м территории. По этому показателю область находится на 37-м месте в Российской Федерации.

В результате 45% сельских территорий Ростовской области находятся в зоне транспортной дискриминации, поскольку время поездки до областных или межрегиональных центров превышает 4 часа. Исходя из мероприятий реализуемой Областной долгосрочной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010–2014 гг.», в этот период планируется введение в строй 100,9 км региональных и муниципальных дорог с твердым покрытием, что увеличит протяженность дорожной сети на 0,6%, но не решит проблему транспортного обустройства сельских территорий. В результате остается затрудненным доступ сельского населения и агробизнеса к центрам предоставления социальных услуг и рынкам сбыта продукции.

Уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом в Ростовской области к началу 2014 г. составлял 56,8%. При реализации новой редакции Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, темпы газификации могут быть повышены в 2–3 раза и, таким образом, уровень газификации сельских районов Ростовской области может достичь к 2020 г. 71,3%. Однако из-за финансовых проблем не все жители сельских населенных пунктов могут подключиться к построенным газовым сетям.

На 01.01.2014 г. уровень обеспеченности сельского населения проживающих в жилых помещениях оборудованных водопроводом составил 57,4%. При этом в настоящее время динамика строительства водопроводов такова, что даже при удвоении темпов ввода водопроводных объектов уровень обеспеченности водой из централизованных систем водоснабжения с водоочисткой может быть доведен до 82,3% к 2020 г. Таким образом, в социальной сфере села ситуация с инфраструктурным обеспечением останется неблагоприятной.

Возникающие риски в АПК Ростовской области создают ряд проблем в его развитии.

Рост производства продукции растениеводства в большей степени определялся экстенсивным увеличением посевной площади и изменением ее структуры, при урожайности значительно меньшей от потенциально возможной по культурам. Это приводит к высоким затратам на единицу продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Низкая урожайность сельскохозяйственных культур связана с:

• снижением плодородия почв, вследствие недостаточного внесения органических и минеральных удобрений, несоблюдения научно-обоснованной структуры севооборотов;

• низким использованием сельхозтоваропроизводителями высококачественного семенного материала;

• низкими темпами внедрения современных агротехнологий.

В настоящее время отмечается тенденция усиления деградации почв, таких как дегумификация, агроистощение, вторичное засоление, подтопление, опустынивание. В результате водной и ветровой эрозии из оборота выводятся пахотные земли, увеличиваются площади с солонцовыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство.

Уменьшается площадь орошаемых земель, что ведет к сокращению объемов производства ряда поливных сельскохозяйственных культур. В целях предотвращения ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли необходимо остановить процессы деградации почв и сохранить потенциал орошаемого земледелия.

Другая проблема — децентрализация животноводческого комплекса, проявляющаяся в значительной доле мелкотоварного сектора. Например, в сельхозорганизациях содержится всего 18,4% от общей численности коров, производящих около 11,5% молока, в то время как в личных подсобных хозяйствах — 70%, дающих почти 80% молока.

Проблемы в свиноводстве связаны с ограничением его развития в связи с наличием угрозы распространения африканской чумы свиней. Методы лечения этой болезни свиней до настоящего времени не разработаны.

Проведены мероприятия по переводу свинотоварных ферм в режим «закрытого типа». В 2011 г. к уровню 2007 г. снижено свинопоголовье в сельхозпредприятиях на 36,5%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 67,3% и в личных подсобных хозяйствах населения — на 49,6%.

Проблемы в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности включают: недостаток

• собственных финансовых средств (оборотных и инвестиционных), особенно в отраслях с ярко выраженной сезонностью производства;

• изношенная материально-техническая база большинства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, износ от 30 до 70%;

• недостаточный парк автотранспортных средств, в т. ч. специализированных для перевозки сырья и доставки произведенной продукции в торговую сеть;

• сложности в обеспечении производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности основными видами сельскохозяйственного сырья в необходимых объемах и соответствующего качества;

• недостаточная загруженность производственных мощностей, ведущая к высокой себестоимости готовой пищевой продукции;

• недостаточное обеспечение высококвалифицированными кадрами, прежде всего в производственном процессе;

• трудности с продвижением продукции;

• недостаточная конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• недостаточное использование межрегиональных отношений между субъектами Российской Федерации для продвижения готовой пищевой продукции на новые рынки сбыта;

• недостаточное внедрение новых технологий и научных разработок;

• отсутствие или недостаточность опыта поставок продукции на экспорт;

• незащищенность на внутреннем рынке от импорта более дешевой продукции;

• экономические риски, связанные в связи со вступлением России в ВТО.

Не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.

Не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и других малых форм хозяйствования.

В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда, недостаточно внедряются новые технологии и научные разработки.

Сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, повышении квалификации.

Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей — с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.

Несмотря на то, что сельскохозяйственная потребительская кооперация играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, конкурентоспособности и социального статуса сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции, ее развитие в Ростовской области находится на низком уровне.

В результате роста мировых цен на продовольствие и проводимой политике государства, сфера агропромышленного комплекса сегодня выглядит наиболее привлекательной и быстроразвивающейся.

Вместе с тем, темпы притока инвестиций в АПК области недостаточны.

Процесс инвестирования связан с рисками и необходимо снижать негативные факторы, что в сельском хозяйстве весьма затруднено.

Основные проблемы:

• устаревшая и обновляемая низкими темпами инженерно-логистическая инфраструктура агропромышленного комплекса;

• нестабильные цены на сельхозпродукцию. При существующем уровне волантильности инвесторам очень сложно прогнозировать сроки окупаемости проектов, составлять реалистичные бизнес-планы и привлекать заемные ресурсы банков;

• дефицит кадров всех уровней образования.

Все перечисленные проблемы значительно увеличивают отраслевые риски и до 10–12 лет удлиняют сроки окупаемости инвестиционных проектов.

Стратегически важной остается политика, направленная на сохранение и дальнейшее увеличение числа жителей, проживающих в сельских территориях. Главным в развитии сельскохозяйственного производства является сельский труженик. Для того чтобы специалист оставался в сельской местности, его необходимо обеспечить работой с достойной оплатой труда, создать условия для жизни, создания семьи, культурного развития.

Сегодня количество сельских населенных пунктов составляет 2 266 с численностью сельского населения 1 412 435 человек. При этом за последние три года наблюдается динамика уменьшения количества жителей в сельской местности. С 2008 г. количество сельского населения уменьшилось на 40,5 тыс. чел., или на 3%.

Темпы роста заработной платы работников сельского хозяйства Ростовской области ниже, чем в среднем по России и в близлежащих регионах. Отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства связан с проблемами социального и экономического характера, которые присущи сельским районам, среди которых необходимо выделить следующие:

• отсутствие в сельской местности альтернативной занятости;

• недостаточная обеспеченность сельского населения жильем;

• низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры (низкая обеспеченность услугами системы образования и здравоохранения, культурно-досуговыми учреждениями, централизованным водоснабжением и канализацией, низкий уровень газификации и развития транспортной инфраструктуры);

• дефицит квалифицированных кадров (здравоохранение, образование, культура).

Учитывая влияние рисков и кризисов, поддержка производства продукции в сфере агропродовольственного комплекса должна включать:

• повышение доступности краткосрочных и долгосрочных кредитов для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций как защитной меры от финансово-экономических кризисов и, соответственно, от значительного удорожания кредитных ресурсов;

• формирование специфических требований для закупок продукции растениеводства и животноводства, продуктов их переработки для государственных нужд региона и нужд муниципальных образований, создающих определенные преимущества для отечественных производителей продукции (например, требование использования при производстве такой продукции парного, а не замороженного мяса; свежего, а не сухого молока и т. п.);

• предоставление гарантий региона и муниципальных образований для закупки сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой промышленности современных технологий и лабораторного оборудования для контроля качества продукции;

• введение специальных льготных тарифов на электроэнергию, газ, коммунальные услуги;

• разработка комплекса экстренных мер по энергосбережению, включая формирование при посредстве регионального бюджета специального лизингового фонда для приобретения энергосберегающих технологий и оборудования;

• регулирование цен на сырье для комбикормовой промышленности посредством товарных интервенций на рынке фуражного зерна, позволяющего ввести договорные (предельные цены) на продукцию комбикормовой промышленности на основе трехсторонних соглашений (администрации региона, предприятий комбикормовой промышленности и животноводческих хозяйств);

• разработка и реализация эффективной рекламной компании (включая представление льготного эфирного времени на региональных теле- и радиоканалах) для рекламы «экологически безопасной» продукции местного производства;

• разработка и выполнение экономически значимых региональных программ;

• повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;

• осуществление технической и технологической модернизации сельского хозяйства;

• оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

• создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;

• увеличение поддержки устойчивого развития сельских территорий;

• регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• развитие системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией.

Выходные данные:

Свиридов О.Ю., Лысоченко А.А. Государственное регулирование развития агробизнеса и банковское кредитование предприятий АПК в современных условиях хозяйствования : монография / О.Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие–XXI век», 2014. — 224 c. : ил.

Вернуться к оглавлению «Государственное регулирование развития агробизнеса и банковское кредитование предприятий АПК в современных условиях хозяйствования»