Наша библиотека

banner opt

Приоритеты государственной политики в сфере развития агробизнеса

Агропромышленный комплекс является важнейшей сферой государственных и общественных интересов и в последние годы является важным направлением государственной политики и законотворческой деятельности.

Государственная политика в АПК включает: поддержку развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, изменения степени его зависимости от мирового рынка продовольствия; улучшение социального положения сельского населения; обеспечение качества и безопасности продовольственных товаров.

К сфере регулирования базовых составляющих сельскохозяйственного производства относятся: общее регулирование направлений развития сельского хозяйства; регулирование земель сельскохозяйственного назначения; регулирование экологических аспектов землепользования; регулирование форм создания и деятельности производителей сельскохозяйственной продукции; регулирование финансовых, налоговых отношений сельхозтоваропроизводителей, оказание им финансовой поддержки из бюджета государства.

Вхождение России в рыночную экономику вызвало необходимость принятия ряда нормативно-правовых актов для регулирования отношений в агропромышленном комплексе.

До 2005 г. в России на государственном уровне были разработаны три крупнейших программы, направленных на реформирование аграрной сферы и вывод сельского хозяйства из кризиса, но ни одна из них не получила реального денежно-материального наполнения и не была даже частично выполнена.

В 1994 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994–1995 гг.». В основе программы — разработка и реализация (не подкрепленная финансами) мер по стабилизации и устойчивому развитию АПК, поддержанию паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другие мероприятия социально-экономической направленности. Причем в 1994 г. планировалось приостановить спад агропромышленного производства, а в 1995 г. наряду с приостановлением падения производства сельскохозяйственной продукции еще и сократить импорт продовольствия.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.1995 № 1170 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» была разработана федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996–2000 гг. Основные положения программы предусматривали разработку эффективных мер по выводу агропромышленного комплекса из кризиса, его стабилизацию и развитие, обеспечение на этой основе населения продовольствием, а промышленности — сельскохозяйственным сырьем в объемах, необходимых для экономического роста страны.

По распоряжению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была подготовлена «Концепция аграрной политики России в 1997–2000 гг.». Она отличалась от разработок подобного рода избирательной поддержкой предприятий и организаций АПК, доказавших свою устойчивость в условиях кризиса.

В течение 1998–2000 гг. были разработаны еще несколько программ. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подготовило «Основные направления агропромышленной политики Правительства РФ на 2001–2010 гг.», а депутатская Агропромышленная группа совместно с РАСХН подготовили «Федеральную целевую программу восстановления и развития агропромышленного производства в РФ на 2001–2005 гг.». Был принят Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 № 100-ФЗ, который устанавливал правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство.

С 2005 г. развитие агропромышленного комплекса в России включено в реализацию приоритетных национальных проектов. Впервые за последние годы сельскохозяйственным товаропроизводителям стали доступны инвестиционные кредитные ресурсы на льготных условиях.

Участники национального проекта «Развитие АПК» привлекли около 215,2 млрд руб. инвестиционных кредитных средств.

Было введено новых, реконструировано и модернизировано 70 объектов по производству крупного рогатого скота и 180 объектов в бройлерном птицеводстве, в свиноводстве введено 74 новых объекта, в молочном скотоводстве введено 197 новых объектов для содержания 126 тыс. коров, реконструировано и модернизировано 786 молочных комплексов и ферм.

На ссудные счета заемщиков поступили 66,3 млрд руб. по 5-летним субсидируемым кредитам и 243,1 млрд руб. по краткосрочным.

За 2006–2007 гг. ОАО «Росагролизинг» поставлено регионам 105,7 тыс. голов племенного крупного рогатого скота, создано и модернизировано 266,1 тыс. скотомест для КРС и свинопоголовья.

По данным Росстата, выполнение предусмотренных проектом мероприятий на федеральном и региональном уровнях позволило увеличить производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий к уровню 2005 г. на 13,2%, а производство молока — на 4,0%.

Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2008 г. составило 21 498 тыс. голов, или 100,3% к уровню 2005 г.

Вопросам стимулирования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе уделялось особое внимание, так как малые формы хозяйствования вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение страны, производя около 60% объема всей сельхозпродукции, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях.

В 2006–2007 гг. в Российской Федерации создано 3 840 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т. ч. 1150 кредитных, 740 перерабатывающих и 1950 снабженческо-сбытовых.

За период реализации национального проекта субъектам малых форм хозяйствования предоставлено 464 тыс. кредитов и займов на общую сумму 91,9 млрд руб. при плановом показателе 70,9 млрд руб. Охват кредитованием малых форм хозяйствования в целом по Российской Федерации составляет около 3%.

Общий объем субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на субсидирование затрат на уплату % по кредитам и займам, привлеченным малыми формами хозяйствования в АПК составил в 2006–2007 гг. 4,35 млрд руб.

В ходе осуществления пилотных проектов по земельно-ипотечному кредитованию сельскохозяйственным товаропроизводителям из 37 регионов Российской Федерации ОАО «Россельхозбанк» предоставил 189 кредитов на общую сумму 6,6 млрд руб. под залог более 298 тыс. га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в т. ч. 36 тыс. га земель заемщиков малых форм хозяйствования.

В рамках реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе в 2006–2007 гг. предусматривалось построить (приобрести) на селе по Российской Федерации 1392,9 тыс. кв. м жилья для 31,64 тыс. молодых семей и молодых специалистов. За два года введено 1608,2 тыс. кв. м жилья для 32,296 тыс. молодых специалистов на селе.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» стал базой для принятия пятилетней «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.».

Начиная с 2008 г. меры по реализации национального проекта «Развитие АПК» были продолжены в рамках реализации мероприятий пятилетней Госпрограммы.

Приоритетными целями деятельности на ближайшие 5 лет стали: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, а также сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Были определены 5 основных направлений работы в сфере государственной поддержки АПК:

Первое — социальное развитие села. Это улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; развитие газификации и водоснабжения в сельской местности; развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуре и спорта в сельской местности.

Второе — создание общих условий функционирования сельского хозяйства. Это поддержание почвенного плодородия, создание системы информационного обеспечения, оказание консультационной помощи, участие союзов сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики.

Третье — развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Это поддержка племенного животноводства, развитие северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства и козоводства, проведение противоэпизоотических мероприятий, субсидирование производства 1 литра товарного молока, частичное возмещение затрат по содержанию крупного рогатого скота мясных пород и молочного стада в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. В растениеводстве внимание уделяется поддержке элитного семеноводства, развитию производства льна и рапса, закладке многолетних насаждений.

Четвертое — достижение финансовой устойчивости хозяйств. Сельхозтоваропроизводители получают субсидии из федерального и региональных бюджетов на возмещение части затрат на уплату % по инвестиционным и краткосрочным кредитам.

Пятое — регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В Госпрограмме на 5 лет были закреплены конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в т. ч. таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики.

В соответствии с целями были определены пять основных направлений работы, в которых предусмотрено 54 целевых индикатора. В целом исполнение Госпрограммы оценивалась 8 агрегированными показателями, которые в комплексе характеризуют состояние развития отрасли и по ним, соответственно, ведется мониторинг на уровне Правительства и Совета Федерации по приоритетным национальным проектам при Президенте России.

Реализация Госпрограмм осуществляется Минсельхозом России совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации на основе заключения соглашений по реализации мероприятий программы.

Для обеспечения реализации Госпрограммы Минсельхозом России был выполнен комплекс организационных мероприятий: сформирована нормативная правовая база, в т. ч. принято 10 постановлений Правительства Российской Федерации, издано 20 приказов Минсельхоза России, организован мониторинг реализации Госпрограммы, заключены соглашения со всеми субъектами Российской Федерации и с 38 союзами и ассоциациями сельхозтоваропроизводителей.

Объемы финансирования мероприятий Государственной программы из федерального бюджета представлены в табл. 7.

Таблица 7. Финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации на 2008–2012 гг. (млрд руб.)

№ п/п Направления 2008 2009 2010 2011 2012
1. Устойчивое развитие сельских территорий 8,1 9,0 7,7 7,7 11,0
2. Создание общих условий функци­онирования сельского хозяйства 17,7 17,7 10,1 11,5 11,8
3. Развитие приоритетных подотрас­лей сельского хозяйства 13,2 16,4 10,6 23,1 26,8
4. Достижение финансовой устойчи­вости сельского хозяйства 78,7 112,3 73,0 74,7 81,0
5. Регулирование рынка сельскохо­зяйственной продукции, сырья и продовольствия 0,6 9,6 5,9 8,0 7,0
Итого 118,3 165,0 107,2 125,0 137,6

В Госпрограмме были расширены направления использования инвестиционных кредитов и займов, на которые распространяются субсидии на возмещение части затрат на уплату % — это инвестиционные кредиты до 8 лет, включающие строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции. Предоставляются инвестиционные кредиты и займы сроком на 10 лет на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, включающую техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.

Эффективное использование средств государственной поддержки сельского хозяйства и формирование результативной государственной аграрной политики позво лили выйти на выполнение основных целевых показателей, предусмотренных Государственной программой (табл. 8).

Таблица 8. Выполнение показателей Государственной программы в Российской Федерации в 2008–2012 гг.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012
Индекс производства продукции сельского хозяйства всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 110,8 101,4 88,7 123,0 95,2
Индекс производства продукции животно­водства всех категорий (в сопоставимых це­нах) к предыдущему году, % 103,0 104,6 100,9 102,3 102,8
Индекс производства продукции растение­водства всех категорий (в сопоставимых це­нах) к предыдущему году, % 118,0 98,6 76,2 146,9 88,3
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % 93,6 80,4 97,8 117,5 100,6
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности (на одного члена хо­зяйства в месяц), руб. 7786,5 8416,9 10128,7 11746,0 11821
Доля российского производства в формиро­вании ресурсов, %:
мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 61,2 64,7 66,2 68,2 68,7
молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 77,8 78,2 76,1 76,3 75,3
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохо­зяйственных организациях:
тракторы 3,8 2,0 2,3 3,4 4,2
комбайны зерноуборочные 6,9 4,3 3,5 5,3 5,0
Энергообеспеченность сельскохозяйствен­ных организаций на 100 га посевной площа­ди, л.с. 142,8 149,4 147,6 148,1 151,5
Индекс производительности труда в хозяй­ствах всех категорий,% 110,0 104,6 90,0 119,9 97,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2012 г. составил 95,2% к уровню прошлого года, тогда как данный индекс в 2011 г. к уровню 2010 г. составлял 123,0% (вследствие режима чрезвычайной ситуации (засухи) в 43 регионах России в 2010 г.).

За 5 лет реализации Государственной программы темпы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составили 116,8% (при плане 121,7%), в т. ч. продукции растениеводства — 113,4% (при плане 115,9%), продукции животноводства — 115,9% (при плане 127,7%). 

В 2012 г. доля российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо без учета переходящих запасов) составило 68,7% (в 2011 г. — 68,2%) при плановом показателе 69,6%.

Удельный вес импорта в формировании общих ресурсов мяса и мясопродуктов (без учета переходящих запасов) составил в 2012 г. 24,3% (в 2011 г. — 24,5%) при плановом показателе 30,0%.

Кроме того, доля российского производства в формировании ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко без учета переходящих запасов) составила 75,3% (в 2011 г. — 76,3%) при плановом показателе 81,1%.

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2012г. составил 97,0% к уровню 2011 г.

С 2013 г. государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., которая учитывает особенности ведения хозяйственной деятельности в условиях ВТО.

В новой программе выделяются 2 уровня приоритетов.

К первому уровню приоритетов относятся:

• в сфере производства — скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

• в экономической сфере — повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• в социальной сфере — устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

• в сфере развития производственного потенциала — мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

• в институциональной сфере — развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров;

• в научной и кадровой сферах — обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:

• развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

• экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

• наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;

• минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны в рамках вступления в ВТО.

Целями Государственной программы являются:

• обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной;

• повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО;

• повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

• устойчивое развитие сельских территорий;

• воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм и федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу:

• стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;

• осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

• поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

• повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• поддержка малых форм хозяйствования;

• обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

• повышение качества жизни сельского населения;

• стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

• развитие биотехнологии;

• создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

• развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

• экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне.

Программа делится на: 5 подпрограмм («Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»; «Развитие мясного скотоводства»; «Поддержка малых форм хозяйствования»; «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Каждая подпрограмма сформирована на принципах регулирования «от производства сельскохозяйственной продукции до реализации ее в переработанном виде», чего не было в прежней программе); 4 федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2013 г.»; «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.»; «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 гг. и на период до 2013 г.»; «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014–2020 гг.».

В программе изменены методы бюджетного стимулирования производства сельскохозяйственной продукции.

Так, с 2013 г. исключены субсидии на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Данные направления трансформированы в новый вид поддержки, относящейся к зеленой корзине — субсидии на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей — возмещение на 1 га — несвязанная поддержка.

Размеры субсидий определяются по ставке, учитывающей состояние почв, биоклиматический потенциал территории, доходность за определенный период и другие показатели.

Кроме того, с 2013 г. предусмотрена компенсация части затрат за произведенное молоко. Расширены направления поддержки экономически значимых региональных программ: развитие овощеводства, питомниководства, свеклосахарного комплекса, селекционно-гибридных центров в свиноводстве, формирование региональных продовольственных (мясных и молочных) кластеров.

Изменены принципы стимулирования обновления сельскохозяйственной техники. За счет средств федерального бюджета предусматривается предоставление субсидий машиностроителям сельохозтехники на возмещение недополученных доходов в связи с ее реализацией сельхозпроизводителям со скидкой, в соответствии с перечнем и размером скидки, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей Доктрины. В результате удельный вес российской продукции в общих ресурсах (с учетом структуры переходящих запасов) составит:

• зерна — 99,7%;

• свекловичного сахара — 93,2%

• растительного масла — 87,7%;

• картофеля — 98,7%;

• мяса и мясопродуктов — 88,3%;

• молока и молокопродуктов — 90,2%.

Валовой сбор зерна повысится к 2020 г. до 115 млн т против 85,2 млн т в среднем за 2006–2010 гг., или на 34,97%, сахарной свеклы — до 41 млн т против 27,1 млн т, или на 51,2%. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства.

Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 г. возрастет по сравнению с 2010 г. до 14,1 млн т, или на 33,3%, молока — до 38,2 млн т, или на 19,9%. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится до 22,5 тыс. руб., или до 55% среднего ее уровня по экономике страны. Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 4,5%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 10–15% (с учетом субсидий).

С учетом вступления страны в ВТО указанный рост внутреннего производства позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

По итогам 2013 г. индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий составил 106,2% к уровню 2012 г. (в 2012 г. индекс производства продукции сельского хозяйства — 95,2%), в т. ч. растениеводства — 112,3%, животноводства — 100,5%, а индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), составил 102,9% (табл. 9).

Таблица 9. Выполнение показателей Государственной программы в Российской Федерации в 2012–2013 гг.

Показатели 2012, факт 2013
целевой показатель факт
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 95,2 102,2 106,2
Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах к предыдущему году),% 88,3 102,8 112,3
Индекс производства продукции животноводства (в со­поставимых ценах),% к предыдущему году 102,8 101,5 100,5
Индекс производства пищевых продуктов, включая на­питки (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 105,1 103,0 102,9
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 14,6 13,0 9,3
Индекс физического объема инвестиций в основной ка­питал сельского хозяйства (к предыдущему году), % 100,6 104,0 103,5
Среднемесячная номинальная заработная плата в сель­ском хозяйстве (по сельскохозяйственным организаци­ям, не относящимся к субъектам малого предпринима­тельства), руб. 14934 14100 16382,4

На реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. было предусмотрено 188474,7 млн руб., включая государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социального развития села в объеме 162 385,85 млн руб.

По состоянию на 1 января 2014 г. государственная поддержка сельскохозяйственного производства и социального развития села профинансирована в объеме 162 302,3 млн руб. (99,9%), в т. ч.: 

на возмещение части затрат на приобретение элитных семян было предусмотрено 608,2 млн руб., профинансировано 608,2 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками было предусмотрено 304,95 млн руб., профинансировано 304,95 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей было предусмотрено 37,9 млн руб., профинансировано 37,9 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями было предусмотрено 492,0 млн руб., профинансировано 491,9 млн руб. (99,9%);

• на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства было предусмотрено 2 702,2 млн руб., профинансировано 2 689,9 млн руб. (99,5%);

• на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности было предусмотрено 207,0 млн руб., профинансировано 207,0 млн руб. (100,0%);

• на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях было предусмотрено 310,6 млн руб., профинансировано 310,6 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства было предусмотрено 19 199,5 млн руб., профинансировано 19 175,36 млн руб. (99,9%);

• на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства было предусмотрено 13 220,4 млн руб., профинансировано 13 204,65 млн руб. (99,9%);

• на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, в области растениеводства было предусмотрено 4 398,1 млн руб., профинансировано 4 397,1 млн руб. (99,9%);

• на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства было предусмотрено 25 279,8 млн руб., профинансировано 25 279,8 млн руб. (100,0%);

• на поддержку племенного животноводства было предусмотрено 3 558,6 млн руб., профинансировано 3 558,6 млн руб. (100,0%);

• на субсидии на 1 л реализованного товарного молока было предусмотрено 12 748,07 млн руб., профинансировано 12 748,07 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз было предусмотрено 653,0 млн руб., профинансировано 653,0 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей было предусмотрено 300,0 млн руб., профинансировано 300,0 млн руб. (100,0%);

• на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства было предусмотрено 7 263,5 млн руб., профинансировано 7 255,5 млн руб. (99,9%);

• на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства было предусмотрено 4 193,7 млн руб., профинансировано 4 193,4 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства было предусмотрено 34 930,1 млн руб., профинансировано 34 907,2 млн руб. (99,9%);

на возмещение части • затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, в области животноводства было предусмотрено 276,1 млн руб., профинансировано 276,1 млн руб. (100,0%);

• субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов, было предусмотрено 11 596,9 млн руб., профинансировано 11 596,9 млн руб. (100,0%);

• на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления было предусмотрено 543,2 млн руб., профинансировано 543,2 млн руб. (100,0%);

• на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства было предусмотрено 2000,0 млн руб., профинансировано 2000,0 млн руб. (100,0%);

• на поддержку начинающих фермеров было предусмотрено 2000,0 млн руб., профинансировано 1 999,97 млн руб. (100,0%);

• на развитие семейных животноводческих ферм было предусмотрено 1500,0 млн руб., профинансировано 1 499,99 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, было предусмотрено 5000,0 млн руб., профинансировано 5000,0 млн руб. (100,0%);

• на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения было предусмотрено 50,7 млн руб., профинансировано 50,7 млн руб. (100,0%);

• на федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2013 г.» было предусмотрено 9012,3 млн руб. (из них НИОКР — 1,0 млн руб.), профинансировано 9012,3 млн руб. (100,0%), из них НИОКР — 1,0 млн руб.

Кроме того, на возмещение недополученных доходов от реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственной техники было предусмотрено 430,0 млн руб., профинансировано 430,0 млн руб. (100,0%), а на федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 гг. и на период до 2013 г.» (далее — Программа плодородия) было предусмотрено 6 569,5 млн руб., профинансировано 6 537,8 млн руб. (99,5%).

Наряду с этим:

• взнос в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» был предусмотрен в размере 2242,4 млн руб., из них в объеме 242,4 млн руб. — в целях сокращения на 50% задолженности по лизинговым платежам сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от крупномасштабного наводнения на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по заключенным по состоянию на 1 сентября 2013 г. договорам финансовой аренды (лизинга), профинансировано 2242,4 млн руб. (100,0%);

• на выплаты компенсаций личным подсобным хозяйствам, в связи с наводнением на Дальнем Востоке (резервный фонд Правительства Российской Федерации) было предусмотрено 491,5 млн руб., профинансировано 381,39 млн руб. (77,6%). На реализацию мероприятий Госпрограммы сводной бюджетной росписью расходов Россельхознадзору было предусмотрено на 2013 г. 9 618,5 млн руб., по состоянию на 1 января 2014 г. профинансировано в объеме 9 608,6 млн руб. (99,9%), в т. ч.:

• по основному мероприятию подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» Госпрограммы «Предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Российской Федерации» — 211,6 млн руб. (100,0%);

• по основному мероприятию подпрограммы «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.» Госпрограммы «Обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора» — 9397,0 млн руб. (99,9%).

В период реализации Госпрограммы в 2013 г. валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки во всех категориях хозяйств в Российской Федерации составил 91 329,3 тыс. т, что превышает на 1329,3 тыс. т целевой индикатор Госпрограммы (90 000 тыс. т) и на 28,8% больше чем в 2012 г. (70908,1 тыс. т). При этом посевные площади под зерновыми и зернобобовыми культурами в 2013 г. составили 45812,4 тыс. га, а средняя урожайность с одного гектара убранной площади — 21,9 ц/га.

По состоянию на 1 января 2014 г. Комиссией Минсельхоза России по отбору экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в 2013 г. были отобраны 82 экономически значимые региональные программы по развитию подотраслей растениеводства, по которым предусмотрено предоставление субсидий на указанные цели из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 2,70 млрд руб., в т. ч. на:

• развитие мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения — 0,51 млрд руб.;

• развитие овощеводства в закрытом грунте — 0,63 млрд руб.;

• развитие традиционных подотраслей растениеводства — 0,29 млрд руб.;

• развитие свеклосахарного производства — 0,24 млрд руб.;

• развитие льноводства — 0,27 млрд руб.;

• создание системы оптовых распределительных центров — 0,20 млрд руб.;

• развитие социального питания — 0,11 млрд руб.;

• развитие производства овощей и картофеля — 0,25 млрд руб.;

• подработку, хранение и переработку зерна — 0,10 млрд руб.;

• развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров — 0,10 млрд руб.

За 2013 г. производство скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств составило 12,2 млн т, что на 5,0%, или на 581,1 тыс. т больше уровня 2012 г. и на 4,3% выше целевого индикатора (11,7 млн т).

В сельскохозяйственных организациях производство увеличилось на 10,3%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 3,6%, а в хозяйствах населения уменьшилось на 5,1%.

Основной прирост производства достигнут за счет увеличения производства свиней на убой на 10,3% и птицы — на 5,3%, а производство овец и коз на убой увеличилось на 1,1%. В то же время производство крупного рогатого скота на убой в живом весе уменьшилось на 0,6%.

Производство молока в хозяйствах всех категорий за 2013 г. составило 30,7 млн т, что на 1,2 млн т или на 3,7% меньше уровня 2012 г., в т. ч. в крестьянских (фермерских) хозяйствах производство молока увеличилось на 5,0%, а в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения уменьшилось соответственно на 4,8 и 3,6%.

Производство яиц за 2013 г. в хозяйствах всех категорий составило 41,3 млрд шт. или 98,2% к уровню 2012 г. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях за 2013 г. осталась на уровне 2012 г. и составила 306 штук.

По состоянию на 1 января 2014 г. Комиссией Минсельхоза России в 2013 г. отобрано 109 экономически значимых региональных программ по развитию подотраслей животноводства, по которым было предусмотрено предоставление субсидий на указанные цели из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 7,26 млрд руб., из них на:

• поддержание традиционной подотрасли животноводства — 2,82 млрд руб.;

• развитие молочного скотоводства — 1,12 млрд руб.;

• развитие глубокой переработки продукции свиноводства — 1,68 млрд руб.;

• развитие переработки и сбыта продукции животноводства — 0,85 млрд руб.;

• предупреждение распространения и ликвидацию африканской чумы свиней — 0,30 млрд руб.;

• развитие прочих направлений по поддержке производства — 0,20 млрд руб.;

• развитие социального питания — 0,17 млрд руб.;

• развитие селекционно-генетических центров — 0,12 млрд руб.

В 2013 г. было отобрано 76 региональных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по поддержке начинающих фермеров для предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование данных программ. Основными мероприятиями региональных программ являются предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. Грантовая поддержка оказана 2853 хозяйствам начинающих фермеров, или 168% к запланированному показателю (в 2012 г. — 3013 хозяйствам). При этом субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют количество хозяйств начинающих фермеров-грантополучателей и сумму предоставляемого гранта.

В 2013 г. было отобрано 70 региональных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм, для предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование данных программ. Основным мероприятием региональных программ является предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Грантовая поддержка оказана 768 хозяйствам начинающих фермеров, или в 5,1 раза больше, чем планировалось на 2013 г. (в 2012 г. — 788 крестьянским (фермерским) хозяйствам).

По состоянию на 1 января 2014 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 15133 трактора, 5464 зерноуборочных комбайна, 803 кормоуборочных комбайна. При этом тракторы со сроком эксплуатации до 3 лет составляли 12,24% от их общего количества у сельскохозяйственных товаропроизводителей (в 2012 г. — 12,02%), зерноуборочные комбайны 17,07% (в 2012 г. — 16,11%), кормоуборочные комбайны 21,69% (в 2012 г. — 21,56%).

Таким образом, сегодня «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.», является правовой основой в сфере регулирования общих направлений развития сельского хозяйства. Наряду с ним существует ряд отраслевых федеральных законов: Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне», Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», Федеральный закон 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», которые также оказывают существенное влияние на регулирования базовых составляющих сельскохозяйственного производства. 

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» установлены основные цели государственной аграрной политики на период до 2020 г. Они включают:

• обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;

• устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

• повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;

• эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;

• улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Согласно Концепции, в 2020 г. по отношению к 2007 г. уровень производства продуктов питания должен возрасти в 1,9 раза. Валовой сбор зерновых культур к 2020 г. должен достичь не менее 120–125 млн т в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 г. до не менее 2–28 ц/га в 2020 г. и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры должен позволить Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.

К 2020 г. Россия должна выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме.

Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока — на 27%. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34% в 2007 г. до 13% в 2020 г., доля импорта молока — с 17 до 12% соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

В 2020 г. по отношению к 2007 г. добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 кг в 2007 г. до 23,7 кг в 2020 г., доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью — с 51 до 82%, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления — с 67 до 85%.

Регулирование земель сельскохозяйственного назначения в России осуществляется в настоящее время на основе следующих нормативных актов: Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Определенное влияние на развитие агропромышленного комплекса оказывает регулирование форм создания и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Нормативы государственного регулирования закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в федеральных законах: от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей» и др. регулируют финансовые и налоговые отношения сельхозтоваропроизводителей, а также режим государственного регулирования оказания им бюджетной финансовой поддержки.

Система регулирования агропродовольственного рынка и торговли продовольствием включает в себя регулирование государственных закупок и товарных интервенций (Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), регулирование внутренней торговли (Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), регулирование внешней торговли (Федеральный закон от 8.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Правовое регулирование в сфере здорового и безопасного питания включает в себя: регулирование качества и безопасности пищевых продуктов; регулирование норм потребления продовольствия (Федеральный закон от 31.03.2006 № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»); регулирование поддержки малообеспеченных категорий населения (Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В России взаимоотношения в сфере производства и реализации пищевых продуктов в настоящее время регулируются сле дующими основными действующими законами:

• Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» — регламентирует безвредность готовой продукции, применяемого сырья, материалов и доброкачественных отходов для населения и окружающей среды;

• Законом Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — определяет главные направления в области сохранения санитарного благополучия населения России, включая санитарные вопросы безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Этот закон послужил базой для разработки и утверждения Минздравом России санитарных норм и правил (СанПиН), обеспечивающих контроль и поступление на потребительский рынок безопасной продукции. 

Федеральный закон РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обеспечивает создание правовой базы, регулирующей отношения в цепи «производство — потребление пищевых продуктов»; позволяет определить компетенцию и ответст венность государственных органов, организаций и юридических лиц в области качества и безопасности пищевой продукции; дает возможность законодательно выделить круг вопросов по государственному нормированию, регистрации, лицензированию и сертификации пищевых продуктов и в сопряженных с ними областях; позволяет определить права и обязанности граждан и отдельных групп населения в области обеспечения безопасности пищевой продукции. Государственное нормирование, а также надзор и контроль качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются путем установления стандартов, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обязательных для выполнения юридическими и физическими лицами.

Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает создание двухуровневой системы документов: технические регламенты, обязательные для применения и исполнения; добровольные национальные стандарты. Производителю предоставляется возможность выбора различных форм подтверждения соответствия установленным требованиям. Согласно Закону технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Прави тельства Российской Федерации. Регламент устанавливает обязательные для применения и испол нения требования к объектам технического регулирования (продук ции, в т. ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам произ водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Например, принят Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», который устанавливает объекты технологического регулирования, требования к безопасности этих объектов, требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции и др.

Современное представление о безопасности пищевых продуктов отражено в системе НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point System), т. е. системе критических контрольных точек и анализа рисков, которая официально признана в рамках Европейского Союза международной комиссией Codex Alimentarius («Кодекс Алиментариус») — главным законодателем в области безопасных пищевых продуктов.

Анализ рисков — обязательная основа политики безопасности питания. Так, Европейский Союз основывает свою политику в области продовольственных товаров на применении трех составных частей анализа риска:

• оценка риска (научные мнения и анализ информации);

• управление рисками (законодательство и контроль);

• информация о рисках.

В современных условиях на пищевых предприятиях появилась практика интегрированного применения международных стандартов, связанных с системами менеджмента качества (ISO 9000), экологического менеджмента (ISO 14000), менеджмента безопасности пищевой продукции (ISO 22000) и др.

Стандарты ISO 9000 представляют собой перечень тех видов деятельности (элементов), которые рекомендуется внедрять в практику работ при создании систем качества. Там не говорится, как нужно выполнять те или иные элементы. Эти стандарты помогают достичь стабильного уровня качества продукции, повышения эффективности управления организацией и улучшения ее конкурентных позиций.

Экологически безопасная продукция с точки зрения международных стандартов ISO 14000 — это продукция, которая на различных стадиях жизненного цикла не оказывает вредного влияния на окружающую среду.

Стандарты серии ISO 14000 устанавливают основные положения экологического управления, экологической маркировки, критерии экологической чистоты продукции, методы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Международный стандарт ISO 22000:2005 посвящен системе менеджмента безопасности пищевой продукции. Этот стандарт может применяться независимо от других стандартов системы менеджмента, однако полностью совместим с ними. ISO 22000:2005 адаптирован к ISO 9001:2000, хотя его требования распространяются только на вопросы, связанные с безопасностью продуктов питания по всей цепочке их создания и распределения.

Принятая «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» в 2010 г. стала основой для дальнейших разработок правовых и нормативных документов, концепций и программ в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и развития агропромышленного комплекса.

Основная задача государственной поддержки в АПК — добиться показателей, установленных Доктриной продовольственной безопасности, чтобы страна считалась независимой от экспорта и импорта.

По зерну, доля собственного производства должна достигать 95%, по молоку — 90%, по мясу — 85%, сахару — 80%, растительному маслу — 80%, рыбной продукции — 80%, картофеля — 95%, соли пищевой — 85%.

В разработанной Доктрине указывается на следующее:

1. В целях повышения доступности продовольствия для всех групп населения должны быть приняты решения направленные на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возрастов, здорового питания в учреждениях социальной сферы.

2. В области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия усилия должны концентрироваться на следующих направлениях:

• повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем;

• ускоренное развитие животноводства;

• расширение и более интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;

• создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции;

• развитие научного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров;

• увеличение темпов структурно-технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала;

• развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности;

• совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально-технических ресурсов;

• повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.

3. В области устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:

• социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;

• увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях;

• осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения;

• диверсификация занятости сельского населения.

Осуществление государством политики поддержки в агросфере должно сопровождаться серьезной оценкой возможных конфликтов целей и искажений, неизбежно возникающих в процессе регулирования. В табл. 10 систематизированы основные возможные последствия и искажения, возникающие в процессе применения методов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

Однако, в целом, государственная поддержка создает благоприятные тенденции в формировании инвестиционных возможностей в АПК и улучшение ценовой конъюнктуры на отдельных сегментах агропродовольственного рынка.

Выходные данные:

Свиридов О.Ю., Лысоченко А.А. Государственное регулирование развития агробизнеса и банковское кредитование предприятий АПК в современных условиях хозяйствования : монография / О.Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие–XXI век», 2014. — 224 c. : ил.

Вернуться к оглавлению «Государственное регулирование развития агробизнеса и банковское кредитование предприятий АПК в современных условиях хозяйствования»