Статьи
Статьи

В статье проведен полный и глубокий анализ современных подходов к формированию Парето-оптимальной сбалансированной стратегии пространственного эколого-экономического развития в условиях порождаемых рыночно-кластерными трансформациями качественных сетевых изменений эколого-экономических отношений, предложена авторская концепция решения научной проблемы обоснования экологически ориентированной кластерной политики интеграции регионов в процесс инновационного экономического роста. Показано, что инновационным лидером и системным интегратором формирования траекторий интеграционно-кластерной региональной политики выступает модель взаимодействия экономики с социально-экологической сферой, обеспечивающая не убывание уровня жизни населения, ресурсные предпосылки качественно-инновационного экономического роста.

In the article the thorough and deep analysis of the modern approaches to the forming of the Pareto-optimum balanced strategy of the spatial ecologically economical development in the conditions generated by the market-cluster transformations of the quality net changes of ecologically economical relations is conducted, author’s conception of the scientific problem solvation, connected with the ecologically oriented cluster policy ground of the regions integration in the process of the innovative economy growth, is offered. It is shown that the model of the economy and socially-ecological sphere co-operation, which provides the undecrease of the population’s life level and the resource pre-conditions of the quality-innovative economical growth, is an innovative leader and system integrator of the forming of the integration-cluster regional policy trajectories.

Одной из важнейших характеристик любого общества является то, как живут люди этого общества: как они питаются, одеваются, чем занимаются. В любом обществе существуют различные социальные группы и определенные, характерные для них способы поведения и соответственное потребление[1].  Как и почему происходит формирование таких достаточно устойчивых структур поведения и потребления, призвана ответить концепция стиля жизни.

Понятие стиля жизни заимствовано авторами из теорий классовой / социальной стратификации и характеризует стратифицированные по статусным группам принципы потребления благ[2], систему практик, повторяющихся в повседневном поведении и определяющих положение человека в социальном пространстве. В стиль жизни включаются практики в самых разнообразных полях: потребление пищи и досуг, труд и доходы, здоровье, участие в политике и религии, и пр.

Нарастающая в период конца ХХ – начала ХХIвв. интенсификация процессов глобализации, сопровождаемая значительным повышением мобильности капитала и повышенным вниманием к финансовому сектору, отодвигает на второй план проблемы развития институтов, необходимых для повышения благосостояния общества. Чрезмерное пространственное неравенство качества жизни, в свою очередь, становится тормозом устойчивого перехода к экономике знаний, замедляет инновационное развитие, заставляет человечество по-новому взглянуть на имеющиеся в его распоряжении ресурсы, понять, что преимущества в мировой экономической и социально-политической эволюции обеспечиваются отнюдь не богатыми природными ресурсами, а в значительной степени качественными характеристиками человеческого и социального капитала, повышающими потенциал развития «онлайновой экономики» и постепенного вывода сферы оригинальных исследований и разработок на первый план в деятельности товаропроизводителей. Позитивные плоды современной научно-технической мысли оказываются локализованными в узкой группе развитых государств, оставляя по существу в стороне остальной мир. Те страны, где рождаются научные открытия и развиваются высокие технологии, снимают «пенки» глобализации, собирают наиболее богатый урожай. На этой основе возникают научно-исследовательские и производственные центры, в которых концентрируются высококвалифицированные кадры исследователей, инженеров, техников, рабочих. Подобные системы развиваются, как правило, на базе расширенного воспроизводства. Этот механизм, начав действовать, как мощный насос втягивает в себя научно-техническую и рабочую элиту всего мира. Другие же регионы в результате превращаются в периферию НТП.

Региональные авиаперевозки признаются существенным фактором, определяющим не только транспортную доступность субъекта РФ, но и его экономическое развитие. В России потенциал регионального рынка авиаперевозок практически не используется. Для его развития кроме технологической подготовки к запуску региональных маршрутов требуется изучение рынка местных перевозок, спроса и предпочтений потребителей, что снизит неопределённость внешней среды и рыночные риски функционирования.

В статье освещается проблема актуальности и эффективности использования основных технологий, методов и инструментов теории позиционирования компаниями, их соответствия вызовам современного рынка, в условиях изменения поведения всех его субъектов.

Рассмотрены теоретические и практические подходы к определению параметров, источников и факторов обеспечения конкурентоспособности российских предприятий. Предлагается трактовка конкурентоспособно­сти как многомерной категории с акцентом на ее инновационную составляющую, реализующую свой потен­циал только в условиях адекватной системы менеджмента.

Переоценка роли знаний в условиях новой экономики означает широкое рыночное признание интеллектуальных активов как на ранних стадиях инновационного цикла, так и на стадии реализа­ции инновационной концепции. Таким образом, еще до выхода нововведения в форме новой продук­ции или услуги в окончательно сформировавшемся виде на рынок, возникают отношения присвое­ния-отчуждения данного продукта.

Следовательно, одной из важных предпосылок становления и развития новой экономики явля­ется зрелость и устойчивость институциональной среды. Особенно необходимы адекватные механиз­мы, позволяющие постоянно развивать институты, стабилизирующие и регламентирующие хозяй­ственную среду новой экономики. И в первую к ним относятся права интеллектуальной собственно­сти в сфере нематериальных активов, существующих зачастую только в информационной, цифровой реальности, а иногда и в виртуальном сознании.

Возможность капитализации знаний и идей до их товарного воплощения инициировала ряд проблем, связанных со спецификацией прав собственности. Лавинообразный рост современных ис­следований по данной проблематике относится в большей степени к анализу интеллектуальной соб­ственности как юридической категории и связан прежде всего с правовыми аспектами реализации интеллектуальной собственности.

На наш взгляд, трактовка интеллектуальной собственности в системе категорий юриспруден­ции низводит отношения обмена в интеллектуальной сфере к тупику правовых коллизий — «квази­собственность» — «квазирынок».

В центре внимания статьи - институциональные формы, способствующие активизации инновационных процессов в российской экономике. Рассматриваются детерминанты и видовые особенности институтов развития, возможности их использования в российской практике.

В настоящее время прослеживается ужесточение конкуренции среди компаний на рынке b-2-b, и, как следствие, происходит изменение набора используемых ими инструментов маркетинга для завоевания лидирующего положения на рынке, что можно проследить в ситуации перехода фирм от рационального и функционального уровней позиционирования на позиционирование имиджевое, подразумевающее предоставление определенного уровня сервиса. Фирмы, наиболее оперативно следующие данной рыночной тенденции, могут инициировать передел рынка и захватить более выгодные и успешные позиции.

Эффективное управление в условиях реформирования требует переосмысления качественных аспектов интеллектуального капитала, а именно труда как субстанции, создающей объекты стоимости в новой, инновационной экономике.

Акцентирование на специфике труда в данной области продиктовано реалиями нового тысячелетия, основанного на понимании того, что труд - не просто затрата пассивного и обезличенного природного ресурса, а источник динамичного развития и конкурентоспособности страны. На наш взгляд, специфику труда в инновационной сфере определяет его творческий характер.

В статье авторами производится попытка применения инструментов стратегиче­ского маркетинга с целью формирования конкурентной маркетинговой стратегии региона в рамках использования концепции регионального маркетинга.

В статье рассматривается диверсификация современного маркетинга с позиций влияния разнонаправленных глобализационных процессов. Исследуются факторы макросреды, воздействующие как на рынки, так и на отрасли. Раскрывается отношенческая модель в маркетинге.

В статье выявлена инновационно-воспроизводственная и рентообразующая функция национального благосостояния, проведен комплексный анализ результатов системной параметрической индикации на основе авторского инструментарного аппарата стратегии развития национального благосостояния в интересах инновационного экономического роста.

Конкретные функции экологического управления, связанные с устано­влением экологических норм и контролем за их исполнением, осуществля­ются с помощью административных методов государственного управления в области охраны окружающей среды. К ним относятся: методы установления экологических норм и требований (экологическое нормирование, стандарти­зация, лицензирование, техническое регулирование), методы установления соответствия этим нормам экологических аспектов деятельности приро­допользователей и фактических параметров окружающей среды (экологи­ческий контроль, экспертиза, мониторинг, сертификация). Эффективность экологического управления зависит от согласованности применяемых ад­министративных методов и лимитируется наименее эффективным из них ("слабым звеном"). Управление организационным поведением природопользователя осуществляется с помощью регулируемой институциональной обо­лочки (схема), которая задает институциональные условия природопользо­вания. Нормативно-правовая база в сфере природопользования и охраны окружающей среды претворяется в конкретные нормы, правила и требо­вания, предъявляемые индивидуальному природопользователю.

Система экологического менеджмента включает последовательность процедур (стандартов предприятия) для достижения экологических результатов и предполагает следующую последовательность действий:

- идентификация и выявления наиболее значимых экологических аспектов предприятия и их ранжирование по степени значимости;

- формирование и официальное принятие «экологической политики» организации;

- разработка целевых и плановых показателей достижения поставленных экологических целей;

- включение наиболее значимых экологических аспектов и их целевых показателей в систему планирования;

- регулярная оценка достижения результатов.


Популярные статьи